Кому выгодна реанимация БТИ? | | Печать | |
Дайджест |
20.12.2011 14:15 |
Революция отменяется. Коррупция остается. Обещанная передача с 1 января 2012 года регистрации прав на недвижимое имущество от БТИ к «Укргосреестру» не состоялась. В выигрыше, похоже, оказались все, кроме, граждан, которые, как и раньше, будут вынуждены стоять в очередях и раздавать взятки.
Ревлюция
О грядущей революции в сфере регистрации вещных прав на недвижимое имущество впервые серьезно заговорили почти год назад. 11 февраля 2010 года украинский парламент принял в новой редакции Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Через четыре месяца, 22 июня 2011 года Кабинет Министров Украины утвердил Постановление №703 703 «Об утверждении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощения и Порядок предоставления извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество».
Основной новеллой работы чиновников стало создание нового органа регистрации на рынке недвижимости – Государственной регистрационной структуры (или «Укргосреестра»), который подчиняется Министерству юстиции Украины.
По замыслу реформаторов, с 1 января 2012 года «Укргосреестр» должен был единолично заниматься всеми вопросами, связанными с регистрацией любых объектов недвижимости и связанных с ним отягощений. Гражданам, которые проводят операции с недвижимостью, были обещаны значительные послабления.
Например, обещали, что теперь БТИ будет проводить лишь первичную техническую инвентаризацию (инспектор этого ведомства должен сверить с техпаспортом только квартиру в новом доме, который сдают), а в случаях операций на вторичном рынке обращаться в БТИ будет не нужно. Обещано также было, оформление всех необходимых документов по принципу «единого окна», в результате чего сроки оформления документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, сократятся с двух месяцев до двух недель.
Брожение
Далее получилось, как обычно это происходит в Украине. Закон принять – приняли, а вот исполнять его чиновники или не спешат, или не могут, или не хотят. По мере того, как эксперты анализировали последствия упомянутой революции, на свет начали всплывать все новые и новые оценки рисков.
Во-первых, оказалось, что «Укргосреестр» физически не сможет выполнять, возложенные на него функции по причина банального дефицита кадров в территориальных отделениях. Таких экспертов необходимо около 3 тыс. человек, а их полноценное обучение займет около двух лет. Пока же процесс остановился на отметке отбора кандидатов. К сожалению, он еще не завершен.
Во-вторых, возникла проблема, - как будут взаимодействовать новый и старый реестры? Позиция «Укргосреестра»: автоматического переноса информации из старых реестров в новый не будет. Тем не менее, для упорядочивания информационного обмена между реестрами необходимо разработать соответствующий порядок. Здесь опять загвоздка, порядок разрабатывается, но когда он будет готов неизвестно.
В-третьих, с учетом первых двух причин существует реальная опасность утери данных об имущественных правах граждан при их переносе из старого реестра в новый, а нарушение прав частной собственности, как известно, это чревато серьезными социальными волнениями.
В-четвертых, для нормальной работы самого «Укргосреестра» чиновники не успели разработать соответствующую нормативную базу. Сегодня она состоит названых выше Постановления КМУ и измененного закона о госрегистрации. Не готовы внутренние нормативные документы: положения, инструкции и т.п. без которых система не заработает.
И, наконец, в-пятых, передача полномочий от БТИ к «Укргосреестру» всячески саботировалась и саботируется сотрудниками БТИ всех рангов. Этого вполне следовало ожидать, ведь устоявшаяся бюрократическая система всегда противится любым изменениям.
Контрреволюция
Таким образом, к осени 2011 года и чиновникам и экспертам стало ясно, - если с 1 января 2012 года заработает новая система регистрации прав на недвижимость во главе с «Укргосреестром», украинский рынок недвижимости ждет коллапс или полный ступор, который, по различным оценкам экспертов, может продлиться от трех месяцев до полугода. Рынку позарез нужна была контрреволюция. Ее возглавил народный депутат Сергей Осыка, разработавший законопроект №9545, который предусматривал продление полномочий БТИ до 1 января 2013 года. Решение удалось провести через парламент - «за» 266 голосов народных депутатов, при необходимом минимуме в 226 голосов.
Кроме того, парламентарии решили, что большинство положений Закона Украины «О государственном земельном кадастре» вступят в силу в 2013 году, а не в 2012, как предполагалось ранее. Плюсы и минусы контрреволюции очевидны.
Рынок недвижимости удалось спасти от своеобразного технического дефолта, - это безусловный плюс. Лучше работать по плохим старым правилам, чем по хорошим новым, половина из которых еще не написана. Сохранилась одна из самых коррупционных чиновничьих систем в стране – это безусловный минус.
«Пришло время реформировать еще одну коррумпированную сферу в нашей жизни – это регистрация имущества в БТИ…», - эти слова президента Украины Виктора Януковича, чиновники, похоже, услышали только наполовину. Реформа завязла с болоте чиновничьей рутины и непроходимых коррупционных лабиринтов старой системы БТИ. Это значит, что в конечном итоге за все заплатит потребитель услуг – простой украинский гражданин, который, как и ранее, будет вынужден терпеть своеволие больших и маленьких князьков-начальников и решать свои проблемы с помощью взяток.
По различным оценкам, их средний размер составляет 300-600 долларов США. Поговаривают, что в связи с неразберихой, которая воцарилась вокруг передачи прав от БТИ к «Укргосреестру», взятки в 2012 году значительно вырастут.
Впрочем, остается открытым вопрос – возможно ли в следующем году, году парламентских выборов в Украине, году накала политических страстей, довести до ума реформу, которая нужна, всем участникам рынка недвижимости? Почему то не поднимается рука утвердительно ответить на этот вопрос
|