Недогосударство как результат распада Империй | | Печать | |
Аналітика |
17.07.2013 22:13 |
Продолжение - почему Украина стала недогосдуарством ? Почему не повезло? Вокруг столько успешных государств, но не у нас. Все институты власти сформировали по образу и подобию европейских, назвали также, правила работы скопировали. А они работают на частный интерес.
Есть такое наблюдение: обычнj недогосударство – результат распада империй.
В 20-м веке их распалось немало, и практически все появившиеся на их развалинах национальные государства больший или меньший период времени не имели работающих институтов власти, многие прошли через диктатуры, войны, бунты и заговоры.
Распад Турецкой Империи привел к появлению на Балканах в начале 20в. с десятка самостоятельных государств. Ни одно из них не было устойчивым, все предъявляли претензии соседям, 2 Балканские войны между ними закончились 1-й Мировой (также начавшейся на Балканах).
Один из примеров – Болгария. После освобождения от турок была принята демократическая Конституция, избран князь. Через 2 года князь отменил Конституцию и стал править самолично, гражданские суды заменив военными, введя цензуру и ограничив права парламенте. Но уже через 2 года Конституция была восстановлена. На 6-й год его власти прошла успешная война с Сербией, а на 7-й он был свергнут. На престол позвали нового князя Фердинанда, но реально правил глава Парламента, имевший диктаторские полномочия. После 8 лет правления он был снят и убит, а полным диктатором стал князь Фердинанд. Единоличное правление, коррупция, управляемая демократия – все как положено в недогосударстве.
Стефан Стамболов революционер и диктатор. Не лучше обстояли дела и в других новых странах.
После 1-й Мировой распались Российская и Австрийская Империи, но ни 1 государство, выделившееся из них, не было устойчивым. Национальные и социальные конфликты внутри и вооруженные столкновения с соседями снаружи, слабая валюта, инфляция и экономический кризис, массовая эмиграция трудоспособного населения – судьба практически всех. Устанавливаются диктаторские режимы, которые никак не помогают становлению институтов власти.
Так, в соседней Польше за 6 лет с 1918 по 1926гг у власти побывало 13 правительств. Некоторые правили в течение недели и не успевали даже сформулировать программу и намерения. Инфляция, отсутствие действенного финансового контроля, понятной программы действий делали невозможным осмысленную политику.
С 1923 по 1925гг не опирающееся на Сейм правительство Грабского смогло остановить инфляцию, наладить работу финансово-банковской системы и даже объявить аграрную реформу. При этом бывший глава государства Пилсудский полностью контролировал армию, спецслужбы. Не получив на выборах в Парламент ни 1 места он отказался баллотироваться в Президенты (чтобы не проиграть). Но 1-й Президент Польши Нарутович был убит в 1922г. почти сразу после выборов. В 1926г. Пилсудский совершает военный переворот и захватывает единоличную власть. На выборах в Парламент население не поддерживает диктатора, а он правит притом, что Конституция не изменена. Большинство он получил 1930-м , арестовав всех своих противников. В 1935-м Конституция узаконивает диктатуру, Пилсудский умирает, а диктатура остается во главе с куда более слабыми руководителями. Результат – страна остается недогосдуарством. Институты власти не работают, объявленные цели не достигаются. Так, аграрная реформа, имевшая целью покончить с мелким землевладением, фактически его увеличила. Промышленность развивается за счет государства, национальный бизнес не растет. Национальные меньшинства (30% населения) подавляются и дискриминируются, проявляют нелояльность к стране.
Активное население эмигрирует во Францию и США. Коррупция, использование институтов государства в личных целях правящими кругами в условиях диктатуры процветала также как до 1926г. при постоянной смене правительств. Гиперинфляция - бесконтрольная печать властью денег для "своих"
Пример Германии хорошо известен, установление нацистской диктатуры также было результатом невыполнения государством, образовавшимся после краха 2-го Рейха, своих функций. Гиперинфляция всегда была вызвана бесконтрольной эмиссией национальным банком кредитов для своих. Это имело место в Германии и Польше в начале 1920-х также как в Украине в начале 1990-х. Спад экономики, неспособность сформировать устойчивое Правительство, постоянные отставки и перевыборы в условиях обнищания населения в результате кризиса – все это вызвало к жизни нацистскую диктатуру.
В устойчивых странах – Англии, Франции или США также был жесточайший кризис, но демократические устои он не поколебал. Ведь там было государство.
И далее, распад СССР и Югославии – та же картина.
Почему?
1. Распад Империи происходит в результате полного разложения институтов власти. Это хорошо видно по истории России. - Случайный малограмотный человек, оказавшийся возле Императора и его семьи, определял все назначения в руководстве Империи, движение денежных потоков, политику государства. - Взявшись поставлять хлеб в столицу, власть не сумела этого сделать, вызвав массовые волнения. - Объявив сухой закон, власть не смогла его обеспечить и т.д. - подобных примеров из истории пререволюционнйо России множество
Очень редко распадаются страны с хорошо работающими институтами власти.
Естественно, новые государства, возникшие на развалинах Империи, копируют работу известных им институтов. Нет ни людей, знающих как должны правильно работать суды, министерства, инспекции, милиция, налоговая. Нет традиций, образцов такой работы.
2. К власти в результате распада империи нередко приходят авантюристы или просто активные, честные, но малоподготовленные для созидательной деятельности люди с упрощенным представлением о том, как должны действовать государственные учреждения.
В результате воспроизводятся неработающие, тупиковые схемы работы, скопированные из практики империй. При этом названия и структура институтов власти копируется из развитых стран, но без понимания правил работы и налагаемых ограничений.
Это очень хорошо видно на примере финансовых регуляторов. Распад всех Империй сопровождался быстрой инфляцией. Попытки финансового регулятора остановить печатание денег натыкалось на требование политического руководства печатать как можно больше – так оно надеялось остановить распад страны. Новая власть продолжает ту же практику с нарастающей скоростью, а финансовый регулятор, способный остановить печать денег в новом государстве вначале отсутствует вовсе – у руководства со старых времен осталось впечатление, что эти финансисты только мешают решать политические задачи. По такой схеме развивалась гиперинфляция во всех новых государствах, начиная с Французской республики в 1790-е гг, до независимой Украины в начале 1990-х.
Также обстоят дела и со всеми иными институтами – полицией, министерствами, судами. Порочные практики работы, оставшиеся от прежней власти Изгнание небольшого числа оставшихся специалистов, знающих технологию работы; Сохранение на должности в качестве специалистов коррупционеров; Набор случайных людей каким-то образом оказавшихся рядом с представителями новой администрации, перенимавших все негативы прежней работы ведомства; Отсутствие общественного и политического контроля, его не было и неоткуда появиться.
А что же люди?
Население недогосударства обычно тяжело переживает плохую работу государственных институтов. - Оно видит, что заявленные цели не достигаются и расценивает это как обман. - Оно видит, что не только госчиновники, но и случайные люди пользуются возможностями государственных институтов в своих частных интересах, обеспечивают себе значительно более высокий доход, уровень жизни. При этом общее число получающих существенный приватный доход от государственных полномочий всегда невелико (иначе бы не было смысла) и абсолютное большинство понимает, что не могут попасть в число счастливчиков.
У широких масс населения возникает тяжелое психическое состояние, называемое Ницше и Шелером словом «ресентимент». Обычно оно возникает в ситуации, когда человек не может принять какие-то внешние обстоятельства, примириться с ними, но ничего не может изменить.
В этих условиях проявляются худшие внутренние качества, живущие в человеке - злобная зависть, ревность, ненависть, мстительность.
Массовые движения людей, находящихся в таком состоянии, практически никогда не приводят к улучшению работы государственных институтов, но чаще – к установлению автократического режима. Именно поэтому практически все недогосударства в том или ином виде пережили диктатуру (прямую или замаскированную под «управляемую демократию»). Диктаторы, взявшие власть в результате таких народных движений, обычно использовали её не для налаживания работы государственных институтов, а для установления личного контроля над коррупцией («это раньше только коммунисты могли воровать, а теперь все могут воровать» - а вот и не все), и направления протестов в безопасное (как они думали) для себя русло.
Доступ к государственным институтам регулируется.
Для активных слоев населения предусматривались различные льготы и выплаты (как в Украине афганцам или чернобыльцам) Злобу и зависть населения направляли в сторону национального, религиозного или иного меньшинства. Обычным способом такого направления была война с соседями.
Таким образом спасали государство в условиях неработающих институтов власти, сохранения массовой коррупции и бедности населения, но консервировали негодную власть, мздоимство, нищету.
Примеры этого также хорошо известны. Переключение злобы на украинцев, немцев и евреев происходило в Польше, на евреев и поляков - в Германии, что в конечном итоге вызвало 2-ю Мировую войну. Прекрасную иллюстрацию обращения озлобленного населения к диктатору показал Л.Фейхтвангер в «Успехе» - ссорятся владелец квартиры с арендатором – и оба идут участвовать в марше нацистов – один, чтобы найти управу на алчных собственников, другой – на наглых квартиросъёмщиков.
Казалось бы, зачем той же Польше земли, населенные людьми иной идентичности, не воспринимающими польского государства? Польша проигрывает несколько плебисцитов на территориях, населенных немцами и чехами и давит на Лигу Наций оставить эти территории ей. Зачем? Оставьте меньше площади и создайте там эффективное государство! В том и беда, что создать такое государство польская элита тех лет не умела и не могла. Представления о том, как оно должно работать, остались от распавшихся в результате войны России, Австрии, Германии. В этих государствах было сословное разделение, они расширяли границы за счет инонационального элемента (были Империями). Польский аристократ в республике формально перестал быть аристократом, но мыслил категориями сословного и национального превосходства. Протестные движения в недогосударствах часто требуют восстановить невосстановимое - то, что было в ИмперииЧестный суд, гибкая финансовая система, формализация и защита собственности, упрощение государственных процедур, обратная связь политиков с избирателями? Но этого не было в довоенных Империях, это не было целью элиты нового государства, этого не знало население и потому не могло потребовать от властей.
Недогосударство такого рода находится в ловушке. Его элита безответственна и некомпетентна, должна быть заменена. Но демократические процедуры не работают, а народные движения в условиях ресентимента направлены на возвращения практик и реализацию мифов времен распавшейся Империи. Т.е. они носят регрессивный характер и направлены на восстановление не восстановимого.
Что же в Украине?
Разложение государственных институтов ускорилось в период президентства Януковича.
Власть установила властную вертикаль (внешне напоминающую структуру власти в СССР), выведя все принципиальные решения на Президента; При вертикали власти Президент контролирует лояльность чиновников, поэтому не может контролировтаь качество исполнения ими своих обязанностей. Он вынужден не обращать внимания на коррупцию.Контроль за чиновничеством от этого только ослаб, т.к. Президент зависит от лояльности чиновников и контролирует лояльность, поэтому не может реагировать на прямое игнорирование ими своих обязанностей, разворовывание бюджета;
Государственными полномочиями в личных целях максимально пользуются члены семьи и близкое окружение Президента, люди близкие к близкому окружению и далее по вертикали власти. Человек, оказавшись в близком окружении сына Президента, за 2 года выигрыша тендеров госмонополий и беспошлинного ввоза нефтепродуктов, становится крупнейшим олигархом.
Именно эта вертикаль не позволяет пресечь коррупцию с помощью легальных процедур;
Малоопытность команды Президента делает ее коррупционность открытой и понятной большинству населения, от чего у этого большинства исчезает иллюзия, будто власть в своих действиях нацелена на достижение общественной пользы.
У Украины нет возможностей затеять войну с соседями или направить озлобление людей против какой-то национальной, религиозной или другой группы, политические силы, пытающиеся это сделать, остаются маргинальными, маловлиятельными. Это не случайно, ведь население живет мифами предыдущей жизни, времен СССР. А в те времена пропагандировались дружба народов и интернационализм. Да и ужасы оккупации времен 2-й Мировой войны не способствуют распространению такого рода вражды.
Попытка разыграть противостояние "фашистов" и "антифашистов" провалилась, никого не затронув.
В этих условиях единственным выходом власти могло бы быть резкое сокращение функций государства и объема средств, изымаемых у населения, максимальное облегчение самореализации для деятельной части общества.
Но власть не может на это пойти, т.к. сидит на перераспределении изымаемых средств. Вокруг права на перераспределение выстроена вся властная вертикаль. Чем больше перераспределяется, тем вертикаль сильнее. Но тем слабее государство. Основа объединения против власти - уменьшение ее функций, численности и перераспределяемых средств.Уменьшение денег у чиновников - это увеличение их у народа.
Исходя из исторического опыта, можно заметить, что потенциал устойчивости Украины как недогосударства подходит к концу. Многие считают, что все останется, как есть, мелкие ухудшения их не коснутся. На самом деле институты не могу разлагаться бесконечно, есть черта, за которой разрушение.
Массовые нападения мирных и политически пассивных людей на райотделы МВД – первые сигналы этого. Появление возле руководства разного рода авантюристов с большими возможностями, скороспелое возвышение новых олигархов – все это признаки приближающегося распада.
С другой стороны, активность людей направлена не на улучшение государственных услуг, а на расширение государства до пределов, привычных по СССР. На недопущение приватизации, торговли землей, приведение трудового кодекса к рыночным реалиям, на увеличение изъятий и перераспределение средств государством вместо уменьшения.
Если власть делает все для разрушения государства, ее трудно остановить. Но зачем ей в этом помогать?
Люди хотят объединиться против негодной власти, но нет позитивной программы. Опасения, что отстранившие нынешнюю власть продолжат ее политику, останавливает многих. Говоря о реформах, ожидают увеличение расходов бюджета.
На самом деле сокращение власти, её функций, возможностей и расходов является уже вопросом выживания страны. Это сокращение только и может объединить тех, кто хочет добиться поворота. Прекращения ее распада, появления государства, возвращения граждан к нормальной жизни.
|