Реформаторы продолжают практику Януковича. Надеются на другой результат? |
Автор: Владимир Харьковский |
24.03.2014 23:56 |
Майданы собираются, когда у людей нет перспектив. Если сейчас не сократить расходы бюджета, не убрать регулирование вместе с регуляторами, не прекратить налоговый террор, не дать людям возможности работать, нам не помогут западные кредиты. Они будут проедены и никто не поймет, как. Власть же продолжает практику «профессионалов» Януковича, доведшую страну до Майдана.
Прошел месяц после смены власти. Народ пытается понять, что изменилось в стране. Новых руководителей критикуют за некомпетентность, отсутствие перемен. На должности вновь назначаются ранее скомпрометированные кадры.
К сожалению, об экономике говорят значительно меньше. Тут во главе ведомств поставлены квалифицированные специалисты, знакомые с передовым мировым опытом и не замеченные в коррупции. Они озвучивают хорошие общие подходы и идеи. Но, вот беда, на практике ничего не происходит. А ближайшие их планы, наоборот, продолжают худшие практики предыдущего режима и противоречат всем хорошим общим словам.
Последние годы были периодом стагнации экономики. Жесточайший налоговый террор. Дефицит бюджета, нехватка валюты, которые нечем было покрывать. С попытки воспользоваться российским кредитом под непонятные условия и начался, фактически, Майдан. Казалось бы, ближайшие задачи очевидны – резкое сокращение расходов бюджета (не менее 100млрд.гр), облегчение налогового гнёта., роспуск инспекций, отмена большинства (если не всех) регуляторных процедур, создание всего этого заново на новой основе.
К сожалению. Правительство поступает наоборот. Обещано сокращение расходов бюджета на 50млрд.гр., намечен рост налогов и нет даже намека на облегчение террора регуляторов и контроллёров. Власть идет неверным путем януковичских профессионалов. Она всерьез думает, что у них результат будет лучше?
В прессе появились предложения Минфина для программы деятельности Правительства. Это только предложения, они не рассмотрены другими ведомствами, многие уже дезавуированы. Но они показывают ход мысли нового руководства Минфина. Он явно разочаровывает. Ничего нового, к сожалению.
Желание продать государственные резиденции радует. Но надо бы его начать реализовывать
Там есть, конечно, правильные предложения. Это резкое сокращение бюджетных расходов на бытовые радости номенклатуры.
Например. - Перевод санаториев органов власти на самоокупаемость, отмена финансовой поддержки Конча-Заспа на коммунальные услуги. -.100% оплата государственных дач всеми чиновниками, депутатами, судьями. в т.ч. бывшими. - Мораторий на юбилеи и не выделять деньги на них. - Ограничение численности работников органов государственной власти. Ограничение доплат и выплат депутатам и судьям. Отмена индексации зарплат на инфляцию.
Вышел Указ и.о. Президента о распродаже имущества и недвижимости управделами, которое не используется по назначению. Из указа неясно, будут ли распроданы государственные резиденции? Или их держат, пока власть не установится, для следующего правителя?
Сокращение затрат на профессиональный спорт и культуру теоретически правильное. Но на практике от него выигрыша меньше, чем хлопот
Есть предложения, в принципе, правильные, но дающие незначительный материальный эффект, зато значительное сопротивление в обществе. Это сокращение поддержки спортивных и культурных организаций и мероприятий. Просто культура и спорт вместе берут 2% общих расходов государства. Это порядка 13млрд.гр. Поэтому даже серьезное их сокращение принесет бюджету немного, а затронет многих. Такие сокращения расходов стоило бы отложить на потом.
Сюда относятся: - Евробаскет-2015 – за счет инвесторов (хорошая инициатива, но, видимо, запоздалая) -.Вместо содержания центров олимпийской подготовки оказывать оказанные ими услуги. - Сокращение расходов на спортивные, молодежные мероприятия. - Уменьшение выплат победителям международных соревнований - Частичная оплата обучения в ДЮСШ. - Отмена бесплатной форменной одежды для спортшкол. - Повышение оплаты обучения в школах эстетического воспитания. - Постепенное сокращение бюджетной поддержки театров, цирков, концертных коллективов. Постепенно все это следует делать. Но сегодня эти меры не принесут больших доходов, но вызовут лишнее социальное напряжение.
Есть полезные сокращения государственных расходов, например: - Подготовка к приватизации угольных предприятий, изменение правил их поддержки. - Разгосударствление государственных и коммунальных СМИ. - Не увеличивать численность и не заполнять вакансии в Академиях педагогических, правовых наук и Академии искусств. - Отмена льгот на зубопротезирование, бедным – выплаты. - Повышение оплаты за питание детей в детских садах. - Сокращение госзаказа на подготовку специалистов. - Плата за питание в стационарах (бесплатно бедным).
Вместо сокращения плохо исполльзуемых школ, больниц, вузов - мораторий на их закрытие, но сокращение и так не высоких зарплат. Опять все наоборот.
Хорошо, но мало. Немного они, таким образом, сэкономят.
Но есть предложения просто странные. Программа требует наложить мораторий на закрытие школ и больниц. Но ухудшить их работу за счет уменьшения оплаты персоналу. Можно ли признать такое предложение нормальным?
Например, предлагается: - Сокращение надбавок работникам Скорой помощи, отмена – медикам, оказывающим первичную помощь - Увеличение академической нагрузки учителей общеобразовательных школ и школ эстетического воспитания до 24 часов в неделю. - Повышение норматива студентов вузов 3-4 уровня аккредитации на 1 преподавателя с 13.5 до 18.
Но ведь ожидалось обратное. В стране десятки больниц, которые работают как гостиницы, т.к. там неделями и месяцами лежат пациенты без особой пользы для себя. Их обследуют, делая по 2 анализа в неделю, часто, платные. В передовых странах самые сложные обследования делаются за неделю. Потому что лежание в больнице денег стоит. У нас бюджет все терпит. То же касается ряда школ, в которых нет преподавателей, способных дать детям знания, институтов, в которых нет достаточных специалистов, особенно для обучения в магистратуре.
Так, в 1990-м году на 7132т. учеников у нас было 21800. школ. 327 учеников в одной школе. В 2013г. число учеников уменьшилось до 4204т. (на 42%), а число школ всего лишь до 19300 (на 11%). 218 учеников в 1-й школе. Это пустые расходы и некачественное образование. Количество студентов в 1990г. было 881т. чел., в 2013 – 1723.7 рост в 2 раза при сокращении населения.
Количество аспирантов увеличилось с 13374 до 31482чел. - в 2.35раза, 90% за счет бюджета. У нас так усилилась наука?
Возможностей сокращения расходов бюджета только от приведения количества школ,. больниц,. студентов к уровню 1990г. – немало. Но Правительство предпочитает делать наоборот. Число школ и больниц оставить, а платить меньше. При том, что и сейчас оплата труда педагогов и врачей мизерная, учебная нагрузка на преподавателя завышенная и не позволяет заниматься наукой, повышать квалификацию. Правительство выслушало все жалобы на этот счет и решило еще увеличить нагрузку.
Есть мелкие инициативы, есть чисто бюрократические перестановки.
Есть такая странная инициатива, как выплата 50% пенсии работающим пенсионерам. Министр социальной политики уже дезавуировала ее, пообещав, что такого вводиться не будет. Но, опять же, важен ход мысли чиновников. Ладно бы ограничивали получение льготных или социальных пенсий. Но ведь ограничивают получение трудовых, которые люди заработали. отдавая государству 40% и больше заработанных сумм.
Дальше идут предложения по увеличению налогов и отмене льгот.
- 20% сбор на билеты в кинотеатры. - Гастрольный сбор 1-5%. - Повышение стоимости прокатного свидетельства. - Повышение ставок акциза на пиво, табак, платы за недра, индексация ставок налогов. - Ликвидация налоговых преференций предприятиям в сфере IT. -. Ликвидация преференций в области книгоиздания.
Вместо сокращения налогов власть взялась их повышать.
Это и многие другие предложения по повышению налогов вредны. За прошедшее время Правительство придумало еще - введение налогов на проценты на депозиты на сумму свыше 50000гр. - налог на высокие пенсии. - повышение налогов на землю, радиочастоты, экологию, природные ресурсы и т.д. Собираются обложить все, что в поле зрения. В ход идут все наработки налоговой времен Клименко, например, учет единоналожниками импортных товаров.
Люди новые, а практики старые.
Это опасней, чем старые кадры в правительственных кабинетах. Экономика на грани остановки, люди вышли на улицы, надеясь, что в результате получат возможность работать. Квалифицированные экономисты и менеджеры встали во главе ведомств. И на выходе – ничего нового. Продолжение пути в никуда.
Программы читал Влад Харьковский |
Оновлено 03.04.2014 08:30 |
Комментарии
====
С этого надо НАЧИНАТЬ анализ.
1) Почему так происходит?
2) Движущие силы и механизмы, способные это изменить?
3) Как гражданам усилить эти движущие силы?