Цены на электроэнергию и экономика | | Печать | |
Статистика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.08.2011 15:45 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цены на электроэнергию в Украине устанавливает государство в лице Национальной комиссии регулирования энергетики.
Этих цен несколько. Есть 2 цены, по которым электроэнергия отпускается покупателям, кроме населения (единый розничный тариф). Цена 1-го класса ниже, формально, по этой цене электроэнергия должна отпускаться крупным покупателям, имеющим собственные трансформаторные. Цена 2-го класса выше. Есть цены для населения. Их также несколько. От производителей электроэнергия принимается, фактически, по индивидуальной цене.
А тем, чье производство признано зеленой энергетикой, НКРЭ дает особый повышенный тариф.
Всякий раз, когда цена устанавливается не рынком, а государством, их величина является предметом политических разборок.
А если цен устанавливается несколько, то наверняка. Экономика же остается в убытке. Экспортные цены - предмет договора с иностранным покупателем. Однако возможности экспорта ограничены. Поэтому экспорт (право на него, доступ к сетям и т.д.) также сводится к политике.
Таблица 1 Динамика цен на электроэнергию по месяцам
Какие политические вопросы возникают в связи с ценой электроэнергии?
- Население считает, что цена завышена и возмущается повышением весной 2011г.
- Промышленность возмущается завышенной ценой, которая гораздо выше, чем у населения. НКРЭ поясняет, что высокие цены для промышленности компенсируют заниженные для населения («перекрестное субсидирование»). Все внутренние потребители жалуются на заниженные цены экспорта. Экспортеры отвечают, что цена занижена из-за плохого качества передачи, при котором ни величина, ни частота экспортируемой электроэнергии не гарантируется.
В результате цены на электроэнергию стали прекрасным местом для политических баталий. Истинная ситуация с ценами заменяется мифами. Это при том, что ситуация эта противоестественна и нуждается в реформировании.
Но чтобы понять направление реформ, следует изучить цифры вместо политических заявлений. Цифры приведены ниже.
Внутренние цены электроэнергии дает НКРЭ, объем экспорта и энергобаланс – Госкомстат, для перевода экспортных цен во внутренние используются курсы $, предоставляемого НБУ.
Тарифы для населения указаны с НДС, а для промышленности и приравненных к ним потребителей – без НДС. Дело в том, что плательщики НДС уплаченные суммы налога зачисляют в налоговый кредит, а физические лица – платят из собственного кармана. В конечном итоге, весь НДС платится населением. Хотя, сравнение всех тарифов без НДС также имеет свой смысл. В этом случае, цены для населения окажутся еще меньше.
Таблица 2 Цены на электроэнергию цент/квт-ч
1. Цены для населения.
Они росли гораздо медленнее, чем для промышленности. В 1999г. они были установлены в размере 15.6коп./кВт и были сравнимы с ценами для промышленности. С тех пор цены для промышленности ушли далеко вперед, а для населения – были повышены только в 2006г. – до 19.5 с 1.05.2006 и до 24.36 с 1.09.2006г. Следующее повышение состоялось в 2011г. С февраля была введена надбавка на получение более 150квт электроэнергии, а с марта тариф повышен до 28.02коп/кВт.
Из приведенной таблицы видно, что в начале 2008г. эта цена составляла 80% от цены промышленных потребителей 1-го класса и 60% - 2-го. Более того, в 2007г. население платило за электроэнергию больше чем иностранные получатели. В 2006г. цена для промышленных потребителей росла медленно, в 2009г. была заморожена (в качестве антикризисной меры). С 2010г. цену начали повышать, и она быстро догнала отставание. К февралю 2011г. тариф для населения составил уже 40% от цены потребителей 1-го класса и 32% - 2-го. А жильцы домов с электроплитами и в сельской местности платят еще меньше. Поставщики и потребители получали еще меньше (ведь в тарифе для населения 20% - это НДС).
Тариф для населения стал значительно меньше экспортного тарифа. Если в 2007г. он превосходил его, то в 2008 уже упал до 77% от него, в 2010г. – до 62.5%, а в 1-й половине 2011 даже после повышения – до 54%.
В результате удельный вес населения в потреблении электроэнергии ежегодно растет, хоть в кризис, хоть в подъем. С 2006 по 2010гг он вырос с 19.7 до 25.5% и сравнялся с удельным весом металлургии. Это не удивительно, медленно растущий тариф не способствует экономии.
Таблица 3 Динамика потребления электроэнергии промышленностью и населением
Таблица 4 Удельный вес промышленности и населения в потреблении электроэнергии
2. Экспортные цены.
До 2008г. экспортные цены были ниже внутренних, в т.ч. ниже цен для населения. В то же время из приведенных данных видно, что заграницу отправлялось не более 6% производимой в стране электроэнергии, а чаще – порядка 3-4%. Т.о. эти объемы не оказывали влияния на внутренний рынок.
Таблица 5 Баланс энергопотребления
При этом, не вся электроэнергия, отпущенная заграницу - экспорт. Данные по экспорту еще ниже. В 2007г. больше половины электроэнергии отправляли в Молдову, Белорусь и РФ по цене 3цента за кВт, а чуть меньше – в Польшу, Венгрию, Румынию, Словакию - по 5центов.
В 2008г. экспортная цена приблизилась к рыночной, достигнув 6центов за кВт. Из стран СНГ поставки шли только в Молдову по 4цента, в европейские страны – по 7центов. Объем поставок снизился.
В 2009г. из-за кризиса упали мировые цены. Украинские же, устанавливаемые директивно, продолжали рост. В результате экспортные поставки резко упали Цена для Белоруси и Молдовы составила 4.1цента, в европейские страны – по 5.8цента. При этом поставки в Европу в 3 раза превысили поставки в СНГ.
В 2010г. 60% поставок уже шло в Белорусь по цене 4.46цента, остальные в Европу – по 6.06цента. Общий объем поставок еще уменьшился, составляя 3% общей выработки.
В 1-й половине 2011г. экспортная цена электроэнергии резко выросла до 6.44цента, в т.ч. для Белоруси – 5.67цента, для Европы – до 7.2цента. Объем поставок в Белорусь и Европу примерно одинаков. В результате, в 1-й половине 2011г. экспортная цена в 1.8 раза превосходит цену для населения, составляя 81% от цены 1-го класса и 61% от цены 2-го класса промышленных потребителей. За весь 2011г. средняя цена экспорта составила 6,81 цента, в т.ч. для СНГ (Белорусь, РФ, Молдова) - 5.93 цента и для Европы (Польша, Словакия, Венгрия) - 7.75 цента за 1 квт-ч. Объем поставок в СНГ и Европу примерно одинаков. Т.е. если цена экспорта в Европу примерно равна цене для внутренних потребителей 1 класса, то в СНГ более 3 млрд.квт-ч было экспортировано совсем дешево. Очевидно, что такая цена выгодна для производителей и поставщиков. За возможность поставлять электроэнергию зарубеж идет постоянная борьба, которую, судя по всему, у уонцу 2012г. выиграла кампания ДТЭК Р.Ахметова.. Непонятно только, почему по такой цене не могут получать электроэнергию внутренние производители. 3. Цены для украинской промышленности. Недостаток тарифного регулирования хорошо виден из приведенных данных. Долларовая цена электроэнергии для украинских производителей в 2088г. с начала года выросла с 8.15 до 11.68центов/кВт-ч. С такой неустойчивой ценой не может работать ни один серьезный производитель, для которого электроэнергия составляет существенную долю в себестоимости. В развитых странах регулирование играет обратную роль – оно позволяет сглаживать рыночные скачки для промышленности, делать тариф предсказуемым. В украинских условиях валютная политика государства перед кризисом и тарифное регулирование создали непредсказуемые условия работы. Отсюда легко спрогнозировать уход капиталов и спад экономики в конце 2008-нач.2009гг. В результате цена на электроэнергию в ноябре 2009г. упала до 7.31 цента по 2-му классу и 5.45 – по 1-му. Это позволило начаться процессу восстановления экономики. К февралю 2011г. цена для промышленных потребителей в гривне выросла в 2 раза к январю 2008г., а в иностранной - по 2-му классу снова достигла 10.5цента, а по 1-му – почти 8центов. В условиях отсутствия подъема на мировых рынках такой рост тарифов неминуемо ведет к остановке роста украинской промышленности, что уже наблюдается. Отнесение предприятий к 1 и 2 классу лишилось прозрачности. Например, запорожские алюминиевый и ферросплавный заводы получили 2-й класс и остановились. Основу их производства составляют электропечи, сколько электроэнергии снимешь, столько продукции получишь. При таком росте стоимости основного ресурса производство теряет смысл. Опять же, смысл регулирования в развитых странах – дать низкий тариф предприятиям, для которых электроэнергия – основной ресурс. У нас же все получилось наоборот. Остается непонятным, почему свои предприятия не могут получить тариф, равный экспортному? Хотя бы самые электрозависимые?
Выводы:
- Заниженные тарифы на электроэнергию для населения не способствуют экономии и вызывают завышение тарифом для экономики. Кризис напоминает стране, что надо экономить. Если страна находит путь не обращать внимание на напоминание, кризис ее догонитс другой стороны и это будет больнее. - Тарифное регулирование приводит к завышению тарифов для промышленности выше естественного рыночного уровня, ведет к резким скачкам и отсутствию прогнозируемости тарифов, что делает невозможным работу на нашем рынке серьезных мировых производителей. Более того, в результате удельный вес населения в потреблении электроэнергии растет и его все сложнее покрывать за счет тарифов промышленности. - Экспорт электроэнергии помогает энергогенерирующим компаниям, но не способствует стабильности собственного рынка. Трудно понять, почему иностранному производителю электроэнергию отпускают по цене, в 1.5 раза ниже, чем собственному, да еще и возвращают НДС?
Цены изучал В.Рапопорт |
Комментарии
Если Вы имеете в виду, что льготы оплачивают, в конечном итоге, граждане, то Вы правы. Достояние граждан эти низкие цены не увеличивают, скорее наоборот.
Но для конкретного человека это м.б. и плюсом, и минусом. Кроме того, часть продукции идет на экспорт. Завышенные цены на э/э ухудшает конкурентоспосо бность нашей продукции, но прямо на благосостоянии жильцов домов не сказывается.