Не то плохо, что экспорт традиционных товаров украинского машиностроения в РФ, Казахстан резко падает. Это, как раз, естественно.Плохо то, что новые товары почти не появляются и на новые рынки пробиваются слабо и несистемно.
Экспорт традиционной украинской продукции в РФ, страны СНГ и те страны 3-го мира, что ранее покупали советские товары, каждый год падает. С одной стороны в сырьевых странах кризис ,с другой - спрос на товары середины 20в. не увеличивается, а конкуренция ужесточается. Пробиваться с такими товарами на новые рынки сложно, продажи случаются, но нерегулярнные и небольшие. Новых же товаров, спрос на которые есть в развитых странах, появляется очень мало, в основном, как результат прямых иностранных инвестиций. Их объем для масштабов экономики Украины, слишком мал. В результате экспорт традиционных товаров на традиционные рынки падает, а новых товаров и на новые рынки не растет.
Машиностроительный экспорт из Украины в 2016-м продолжил падение, в основном, за счет сокращения поставок в страны ЕАЭС. Если исключить РФ, Казахстан и Белорусь, то в 2016-м экспорт немного вырос к 2015-му
А вот по отношению к 2012-му году и экспорт вне ЕАЭС упал в 1.5раза. При этом экспорт в РФ, Казахстан и Белорусь обвалился более, чем в 4раза..Если в 2012-м экспорт вне ЕАЭС составлял малую долю (35%) общеукраинского машиностроительного экспорта, то в 2017-м - практически весь экспорт (72%) шел мимо ЕАЭС
Что экспортировали?
По видам продукции это выглядело следующим образом:
Наибольший объем экспорта, начиная с 2015-го года, обеспечивает электротехническая продукция. В 2016-м объем ее продаж зарубеж вырос, в сравнении с прошлым годом, хотя по отношению к 2012-му упал в 1.5раза.
Экспорт машин и оборудования продолжил падение, к 2012-му оно составило 2.4раза. Но и к предыдущему году - падение на четверть. Основное падение - за счет РФ и Казахстана. Но в другие страны экспорт также не рос.
В 2012-м основу экспорта машиностроения из Украины составляли ж/д вагоны - более 20% В 2015-м их продажи упали до минимума. В 2016-м чуть подросли, но все равно в 20раз меньше, чем в 2012-м. Потому что в РФ и Казахстане кризис и украинские вагоны им не нужны, а в другие страны они практически не продавались.
Продолжал падать экспорт наземного транспорта и авиаппаратов, составляя очень небольшую долю в общей сумме продаж. Экспорт авиааппаратов упал ниже 100млн.$ - абсолютный антирекорд.
Несколько вырос экспорт судов, в основном, за счет надувных лодок и плавучего оборудования, которые Украина уверенно продает по всему миру. Экспорт грузовых судов в РФ также снизился.
Продолжает снижаться экспорт оптики и приборов. Но там и суммы экспорта небольшие.
Куда экспортировали?
Доля РФ остается самой большой - 24%, хотя с каждым годом уменьшается (в 2012-м в РФ шло 52% от общего экспорта украинского машиностроения) .
Первая четверка покупателей украинской машиностроительной продукции не изменяется с 2014г. Это РФ, Венгрия, Германия и Польша. До этого на 2-м месте был Казахстан, но с 2014-го экспорт в эту нефтедобывающую страну упал столь же резко, как и в РФ и он выпал из числа основных покупателей украинской продукции.
Если в 2012-м экспорт в РФ опережал экспорт в Венгрию (идущую на 2-м месте) в 10.1раза. то в 2016-м только в 1.7
Экспорт в Венгрию и Германию в 2016-м году вырос, в сравнении с 2015-м, но максимума 2012-го года не достиг. Экспорт в Польшу остался на уровне предыдущего года. В то же время, по отношению к 2012-му году, экспорт в Польшу вырос, а в Германию и Венгрию упал, хотя и не намного.
Что экспортируется в РФ? В основном, традиционная для Украины продукция, выпускаемая еще с прошлого века. Двигатели, насосы, электрогенераторы, с/х, строительная и горнометаллургическая техника
Экспорт всех этих видов продукции резко падает на протяжении последних 5 лет, а экспорт турбореактивных двигателей особенно снизился в 2016-м году, составив лишь 177млн.$ против 648 в 2013-м, что имеет еще и политические причины (экспорт для военных целей запрещен). Но, например, экспорт насосов, который в 2012-м составлял 356млн.$, а в 2016-м только 88.5, упал, в основном, по причине экономического кризиса в РФ. Это же касается и экспорта остальных видов оборудования.
Так, экспорт электродвигателей и генераторов достиг максимума в 2013г. - 217млн.$, а в 2016-м составил лишь 57.2млн.$, чуть меньше, чем в 2015-м.
Экспорт с/х техники достиг максимума в 2013-м - 92.7млн.$, а минимума - в 2015-м 44млн.$. В 2016-м экспорт чуть вырос.
Экпорт строительной техники достиг максимума в 2013-м - 192млн.$, а минимума - в 2015-м 38.8млн.$. В 2016-м экспорт также чуть вырос.
Небольшой рост экспорта в 2016-м строительной, с/х техники и ряда других видов продукции подчеркивает чисто экономическую природу его сокращения в последние годы - кризис, который в отдельных отраслях стал замедляться. До настоящего роста далеко, но и до показателей экспорта 2013г. также далеко.
Экспорт в европейские страны
Основной машиностроительного экспорта в европейские страны является автомобильный провод.
Но вот в Венгрию экспортируется различное электротехническое оборудование, не только провод.
Из года в год растет экспорт водонагревателей. В 2016-м году их экспорт удвоился, существенно превзойдя продажи всех минувших лет. Причем, ранее это были нагревательные элементы и запчасти, а в 2016-м добавились кофейные аппараты - на 29млн.$ которые ранее не экспортировались.
Экспорт телефонных аппаратов и з/ч к ним также увеличился.
А вот экспорт мониторов и запчастей к ним, достиг пика в 2014-м, в следующем году упал в 3 раза и держится на том же уровне.
Зато в 2016-м появился заметный экспорт Smart-карт, которого до 2015-го также не было.
Экспорт в Германию, это, главным образом, провода - 262млн.$ , в 2016-м он вырос еще на 10%
Экспортируются также подшипники - на 55млн.$, столько же сколько и в 2015-м (максимум был в 2014-м - 69млн.$)
Элементы защиты цепей (выключатели, переключатели и т.д. ) - на 33.6млн.$. Это меньше, чем в предыдущем году и на треть меньше, чем в 2014-м
Механизмы для подготвки шихты (грохочение. дробление) - продано на 12млн.$ - примерно на уровне предыдущих лет.
И трансформаторов продано на 8.6млн.$ - также примерно на уровне предыдущих лет.
Экспорт в Польшу и Чехию - также крупнейших покупателей украинской машиностроительной продукции, в освовном, составляет автомобильный провод. Правда, в Польшу было впервые поставлено на 10.4млн.$ стиральных машин. Сумма небольшая, но тенденция радует.
Вторая четверка покупателей украинской машиностроиельной продукции выглядит так:
Из диаграммы видно уменьшение доли Белоруси. В 2012-м она покупала больше машиностроиельной продукции, чем Германия, а в 2016-м - только на 8-м месте, объем закупок уменьшился в 6 раз. Зато увеличилась доля Индии, Чехии и Словакии. Но если Чехия и Словакия покупают главным образом автопровод, то Индия, главным образом, турбореактивные двигатели (на 147.6млн.$), в большой мере заменив собой Россию и Иран. Кроме того Индия в 2016-м купила подшипники (на 18.7млн.$) и летательные аппараты (на 15.6млн.$).Продажи в Индию росли все последние годы.Продажи в Чехию Словакию в целом росли. но не каждый год.
Интересен также список стран, которые ранее были основными покупателями украинской машиностроительной рподукции, но к 2016-му практически прекратили покупки. Это Казахстан, Иран и Китай.
Еще в 2012-м продажи в Казахстан составляли более 1млрд.$ и уступали только продажам в РФ. В 2016-м они уменьшились в 18раз, составив 62млн.$ Причины очевидны - снижении цены нефти и доходов казахстанских покупталей. А вот продажи в Иран составляли, в основном,турбореактивные двигатели. Очевидно, заказ был выполнен, а новый договор не заключили. Продажи в Китай достигли максимума в 2014-м, а позже также упали.
Какие именно машины и оборудования продавались? В основном, старое, освоенное в прошлом веке. И продавалось оно в страны СНГ, в основном, в РФ, Казахстан и Белорусь. А с началом кризиса перестало продаваться.
Но продажи этого оборудования в страны Европы, Азии также не растут. Видимо, с давно освоенным выходить на мировые рынки сложно, там высокая конкуренция и повышенные требования. На первом графике показана динамика экспорта 5-ти основных групп машин и оборудования в 2012-16гг. А на втором она же, но без учета стран ЕАЭС - РФ, Казахстана и Белоруси.
В общем, динамика одинакова, но если падение экспорта в страны ЕАЭС было обвальным, то в остальные страны - небольшим.
Основная группа - это двигатели, главным образом, турбореактивные. Пик экспорта был достигнут в 2013г., падение в 2016-м составил в 2.5раза. Падение без учета стран ЕАЭС - в 1.8раза. Резкое сокращение поставок в РФ (в основном, для военного применения), прекращение поставок в Иран. Зато открылся новый рынок - Индия, куда в 2016-м было продано не намного меньше, чем в РФ. Сократились поставки в Китай, но начались в Пакистан. В январе 2017г. сохранились прежние тенденции - 2 основых покупателя РФ и Индия, небольшие поставки в Польшу.
Следу.щая по объему экспорта группа - это насосы. Падение с 2012-го года в 2.7 раза. При этом экспорт в РФ уменьшился почти в 4 раза, а в остальной мир за пределами ЕАЭС - менее, чем в 2 раза. Это Китай, Узбекистан, Литва. В европейские страны насосы продаются на сумму в несколько млн.$ в год и она не растет. Этого недостаточно для замены старых рынков. и поддержки производства в стране. Насосы - это давно освоенная в мире продукция и конкурировать с ними на мировых рынках сложно.
Третья по объему продаж группа - это подшипники. Здесь падение меньше, т.к. роль РФ не такая значительная, как в экспорте насосов или двигателей. Общее падение за последние 5 лет почти в 2раза, а вне стран ЕАЭС - на треть. Основной покупатель украинских подшипников - Германия, продажи в которую обошли продажи в РФ. Но не потому, что в Германию растут, а потому, что в РФ падают. Экспорт подшипников в Европу в немалой степени связан с Луцким подшипниковым заводом, принадлежащим крупной шведской фирме SKF.
Строительная техника - падение экспорта к 2013г. в 3 раза, вне ЕАЭС - в 2 раза.Больше половины экспорта - в страны ЕАЭС Кроме них заметная величина экспорта в Германию, Финляндию.Но с годами она также падает.
Экспорт металлургического оборудования - это в основном, оборудование для подготовки шихты. И тут быстрое падение экспорта в страны ЕАЭС и медленное - в останые страны. В 2016-м падение в Европу прекратилось, но до пика 2014года далеко.
По всем группам наблюдается общая закономерность. Быстрое падение экспорта в страны ЕАЭС, замедлившееся в 2016-м. И медленное падение экспортв в другие страны, в 2016-м по ряду позиций падение остановилось, но большого роста также нет.
В основном, это традиционное для Украины оборудование, выпуск которог оосвоен давно, и спрос на который на мировом рынке удовлетворен, есть известные бренды. Поэтому и продажи по большинству позиций не растут.
Доля стран СНГ среди покупателей украинского оборудования также из года в год стремительно падает, а Европы - растет, хотя и медленно. Из графика видно, что ее объем колеблется вокруг достигнутого уровня, в один год чуть увеличиваясь, в другой - чуть уменьшаясь. Экспорт в другие страны (не СНГ и не Европу) достиг максимума в 2013г. и с тех пор несколько снизился.
Так, в 2012-м году экспорт машин и оборудования в СНГ превосходил экспорт в Европу в 7.75раз, а в 2016-м только в 2.1раза.
Экспорт электротехнической продукции
Основу экспорта электротехнической продукции из Украины составляет автомобильный провод. Несколько предприятий, построенных в западных регионах страны ведущими мировыми производителями, дают более 20% всего экспорта машиностроения и более 50% экспорта электротехники. Причем, экспорт проводов ежегодно растет, не считая небольшого спада в 2015-м году. Этот экспорт идет, главным образом, в Европу, поэтому если исключить из расчета страны ЕАЭС, цифры экспорта уменьшатся незначительно а динамика не изменится совершенно - ежегодный рост с небольшой корректировкой в 2015-м.
2-я позиция - это радиоаппаратура, мониторы. Объем экспорта снизился из-за падения с 2015-го года поставок мониторов в Венгрию (62.2млн.$ в 2016-м вместо 118.3млн.$ в 2014-м). В другие европейские страны мониторы продавались в значительно меньшем количестве, хотя их продажитуда каждый год растут - это Эстония, США, Германия (от 3 до 10млн.$ в 2016г.).
Остальные позиции продолжают расти, причем, если в 2012-м доля стран ЕАЭС в поставках радиоаппаратура была 1/3, то в 2016-м упала до 0. А поставки несколько увеличились.
Так, постепенно увеличиваются поставки радионавигационной аапаратуры в страны 3-го мира. В 2016-м это Мьянма (28.7млн.$), Египет (17.4млн.$) В предыдущие годы основным покупателем радионавигационной аппаратуры бвла Эфиопия, но в 2016г. продажи снизись до 5.4млн.$. Интересно, что продажи в РФ упали до 0, хотя в 2012-м составляли треть от общей суммы. В отличие от мониторов, радионавигационная аппаратура в европейские страны практически не продается.
3-я позиция - телефоны, микрофоны. Основной покупатель - также Венгрия (95млн.$). Увеличивются и продажи в Нидерланды (11.5млн.$), Молдову (12млн.$), но, пока меньше, чем в Венгрию. Правда, большей частью, это запчасти, а не целые телефоны. Тем не менее, объем экспорта каждый год растет и уже не ограничивается Венгрией.
4-я позиция - Оборудование для защиты цепей. Экспорт в РФ резко упал и уже ниже, чем в Германию. Но и экспорт в Германию медленно, но снижается. Зато растет в Польшу, Чехию, Венгрию. В результате доля стран ЕАЭС упала с 57% в 2012-м до 23% в 2016-м т.к. экспорт вне ЕАЭС колеблется вокруг одного уровня, а в страны ЕАЭС быстро падает,
5-я позиция - это водонагреватели. Практически весь экспорт - в Венгрию (нагревательные элементы, но в 2016-м появился экспорт кофейные аппараты), объем экспорта устойчиво растет. Доля стран ЕАЭС - меньше 10%
Это все новые виды продукции, выпуск которых освоен в 21в., часто с иностранным инвестором, и ориентирован на европейские страны. Экспорт часто связан с иностранным инвестором, знающим рынок страны-покупателя.
Выпуск традиционных видов продукции - электродвигателей и трансформаторов, был с самого начала и ориентирован на РФ и в последние годы резко сократился по мере развития кризиса в РФ и возникновения политических проблем.
В 2016-м экспорт электродвигателей и генераторов в целом и в РФ, Казахстван, в частности, еще более сократился (в Казахстан практически до 0), а никаких заменителей найдено не было, экспорт в другие страны не превышает 3млн.$ в год (Латвия).
Экспорт трансформаторов в РФ и Казахстан также резко сократился, но несколько подрос экспорт в Венгрию и Германию (до 13 и 9млн.$, соответственно). Тем не менее, падение продаж в РФ, Казахстан восполнить не удалось.
Основа экспорта электротехнической продукции - это страны ЕС, продажа в страны СНГ в целом и РФ в частности устойчиво падают и уже на порядок отстают от продаж в Европу. Продажи электротехнической продукции в США - 20.6млн.$ выросли в сравнении с 2015-м годом (12.6млн.$), но на фоне общей суммы продаж незначительны. В основном, это телефоны, дисплеи, передатчики.
Продажи всей остальной продукции резко упали и несоизмеримо уступают .продажам электротехничекой продукции, двигателям и насосам.
Ниже приведена динамика по наибольшим из них
Традиционная продукция - вагоны, з/ч для железнодорожной техники, грузовые суда продаются все хуже.
Продажи вагонов упали особенно сильно, их основные покупатели РФ и Казахстан перестали модернизировать свой парк из-за кризиса, другие покупатели - страны СНГ и Прибалтика, также сократили закупки с учетом большого количества ранее выпущенных вагонов. В результате в 2015-м производство вагонов достигло минимума, в 2016-м удвоилось, но более, чем в 20раз отстает от максимума в 2012-м. В 2016-м продажи в РФ несколько выросли, начались продажи в Туркмению. Но масштабы очень далеки от докризисных.
А доля стран ЕАЭС упала до 50% всего экспорта, хотя ранее доходила до 90%
Производство з/ч для жел-дор техники продолжает падать и в страны ЕАЭС, и в остальные.
Что касается экспорта грузовых судов, то пик падения был в 2014-м году, но и нынешний уровень уступает продажам 2012-го года более, чем в 3 раза, а вне СНГ - в 6раз. Просто в 2012-м были большие продажи судов в Либерию, с их окончанием экспорт судов упал. В 2016-м году больше 10млн.$ продажи кроме РФ были только в Италию
Экспорт измерительных приборов также умеренно падает. В 2016-м экспорт в страны ЕАЭС упал почти до 0, хотя в 2012-м составлял половину общего экспорта. Но и вне ЕАЭС экспорт измерительных приборов постепенно падает
Это все группы товаров, экспорт которых был близок к 100млн.$ или превышал его. По остальным группам экспорт меньше и не влияет на общую динамику. Тем не менее, есть интересные примеры.
Например, экспорт автоматических стиральных машин в Польшу и Италию. Или запчасти для электробритв, систем сигнализации в Венгрию.
Продажи легковых автомобилей сильно упали, но появились небольшие продажи автомобилей с поршневым двигателем с объемом цилиндра более 2500см3 в Германию (5млн.$ - 56автомобилей) и в Польшу (1млн.$ - 13автомобилей). Суммы небольшие, но интересна тенденция.
Продажи летательных аппаратов в 2016г. - это, в основном, запчасти и наибольшее их количество были проданы в США (19млн.$) ., Индию (15.6млн.$) и Китай (11.6млн.$) .
Продолжается рост экспорта надувных лодок - 18.3млн.$ в 2016г., основные покупатели в Европе (13.6млн.$) и Австралии.. Фирмы из Украины - среди мировых лидеров на рынке надувных лодок.
Увеличились продажы жидких кристаллов - 13млн.$ в 2016г., основные покупатели США и Германия (по 3млн.$ каждая, ранее практически не покупали) Хорошо, но мало.
В 2016-м начался рост экспорта в РФ по отдельным товарным группам, что показывает - главной причной спада был именно экономический кризис в РФ и падение реального спроса. Как только спрос стал расти, вырос и экспорт - пока только некоторых продуктов. К ранее названным строительной, сельскохозяйственной технике можно добавить товары, чьи продажи в абсолютных значениях невелики - теплобменники, вагоны, з/ч к ж/д технике, приборы автоматики.
Таким образом, спад экспорта продукции машиностреония из Украины остановился. Цены на сырье и топливо перестали падать, соответственно, экспорт в сырьевые страны остановился на новом минимуме и даже стал подрастать по некоторым позициям, хотя про возврат к предним значениям речи нет. Но за время кризиса ен появилось новых направлений, не зависящих от платежеспособности сырьевых государств. Те редкие случаи, когда подобные товары появлялись были связано с приходом инвестора, имеющего устойчивый сбыт на мировом или региональном рынке. Это производители автомобильного провода. Это инвесторы из Польши, Венгрии, имеющие устойчивый сбыт определенной номенклатуры товаров у себя в стране. В частности поэтому их продукты часто имеют сбыт только в одной стране и не выходят на смежные рынки. И таких инвесторов очень мало.
Украинские же производители пытаются выходить на новые рынки вместо российского, но не могут предложить товар, имеющий большой и устойчивый спрос. Поэтому продажи в европейские страны часто ограничены несколькими млн.$ в год и то не каждый. Зачастую такие производители вынуждены снижать цены, из-за чего зарплата их работников опускается ниже среднего по стране. Влияние такого экспорта на макроэкономику и платежный баланс Украины ограничено.
Для коренного изменения ситуации с экспортом высокотехнологичной продукции и массовым увеличеним зарплат работников, необходимы массовые инвестиции, приход лидеров рынков, условия для их спокойной работы в Украине. Пока, к сожалению, таких условий нет.
Материал по теме
Статистику изучал В.Рапопорт
|