Доходы бюджета за полгода выросли, но не сильно | | Печать | |
Новини | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.07.2016 21:58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В июне дефицит сводного бюджета составил 7.2млрд.грн. И это в условиях невозврата НДС в июне по надуманным тезническим причинам. В июле задолженность погасили и дефицит, видимо, увеличится.
За полгода дефицит бюджета составил 10.9млрд.грн. Надо учесть, что в январе не надо было финансировать ПФ, т.к. январские пенсии были выплачены в прошлом году. А в июне не возвратили НДС. Обычно в месяц возвращали порядка 7млрд.грн. Для объективности эту сумму стоит прибавить к дефициту.
Из помесячной динамики видно, что 3 месяца из 6 был дефицит бюджета, а 3 месяца - профицит, но, кроме как в январе, небольшой и не способный покрыть дефицит остальных месяцев.
Помесячные расходы 2016г. превосходили расходы аналогичного месяца предыдущего года во все месяцы года, начиная с февраля. Наибольшее превышение было в марте-апреле, в июне превышение уменьшилось и составило 11.1млрд.грн.
Помесячные доходы сводного бюджета превысили доходы аналогичного месяца предыдущего года во все месяцы, кроме апреля. В июне превышение составило 10.5млрд.грн если не считать невозвращенный НДС.
Для лучшего понимания тенденции полезно рассмотреть сравнение доходов по видам.
Основным видом доходов за полгода стал НДС. 114.3млрд.грн, даже с учетом невозвращенного НДС в июне, это в 2.5 раза превосходит ближайших конкурентов. В прошлом году было собрано на треть НДС меньше - около 85млрд.грн. А в июне, когда не было возмещения, сбор НДС на 87.7% превысил сбор июня прошлого года. За полгода 2015-го было собрано ЕСВ и НДС примерно одинакокую сумму. В этом году ЕСВ собрали на 28% меньше, чем в прошлом, из-за уменьшенной ставки. А НДС вырос и почти в 2 раза обогнал ЕСВ,
Но ЕСВ не идет в бюджет, а напрямую распределеяется между Пенсионным и 3-мя страховыми фондами.
На 2-е место по степени наполнения бюджета вышел подоходный налог на физических лиц, удерживаемый работодателем из зарплаты - 45.5млрд.грн. и рост к 1-му полугодию 2015г. почти в 1.5раза - на 45.8%. В июне рост ускорился, превысив 50%. Если еще недавно налог на зарплату и на прибыль примерно равнядись между собой, то сейчас налог на прибыль серьезно отстал, а на зарплату обогнал остальные виды налогов.
Налог на прибыль предприятий в 2016г.. вырос всего на 10% к 2015-му и составил 27.1млрд.грн. Основные суммы были взяты в мае, потому что в большинстве остальных месяцев налога на прибыль взиамется меньше, чем в прошлом году. Вот и в июне было взято в 2.2раза меньше - 1.1млрд.грн вместо 2.4млрд. год назад. Доходы сводного бюджета Украины за 6месяцев 2015-16гг, млрд.грн.
Существенный вклад в бюджет вносит акциз. На импортные товары его за полгдоа взяли 25млрд.грн., на внешнюю около 20млрд.грн..Рост к прошлому году почти в 1.5раза. А вот рентных платежей в июне взяли на треть меньше, чем в июне прошлого года, да и за полгода рост меньше 20%
По итогам полугода выросло поступление всех видов платежей, кроме доходов от бюджетных учреждений. А вот за июнь падение произошло по нескольким видам поступлений - налога на прибыль предприятий, ренты, админсбора и налога на банковские проценты.
Следует отметить, что в 2015г. военного сбора и налога на банковский процент было взято одинаково, а в 2016-м военный сбор вырос, а налог на банковский процент - нет. Что, в общем-то, естественно. Ведь процентные ставки в банках падают, а количество депозитов физлиц не растет. В т.ч. и из-за такого налога.
Доходы сводного бюджета Украины за июнь 2015-6гг, млрд.грн.
Итак, за половину 2016г. в бюджет было собрано на 40.8млрд.грн.или на 13.7% больше денег чем в прошломю При этом 3 вида доходов, существенно увеличивших поступления прошлого года, в этом году в бюджет не поступали. Это дополнительный таможенный сбор 9млрд.грн., поступления от НБУ 25.1млрд.грн. и сбор за радиочастоты (от конкурса на 3G) - 8.9млрд.грн. Конкурс просто в этом году не проводился. Это, все-таки, разовое мероприятие. Дополнительный таможенный сбор отменили по настоянию ВТО, т.к. он нарушал международные обязательства Украины. В результате импорт подешевел (а мы и не заметили). А поступления от НБУ еще придут в бюджет, но не авансом, как в прошлом году, а после утверждения отчета НБУ о полученной им прибыли. На год намечено 38млрд.грн. Таким образом. по сравнимым налогам поступления выросли почти на 88млрд.грн. И этого оказалось недостаточно, чтобы покрыть обязательства государства. В т.ч. конечно, из-за сокращения поступления ЕСВ на 24.2млрд.грн. (пенсии ведь не уменьшились).
Расходы бюджета Украины в 2015-16гг. по видам, млрд.грн.
Основным видом расхода сводного бюджета в 2016г. стало выплата пенсионерам. В основом, это перечиления ПФ, как на выплату пенсий льготникам, так и дотации на собственные выплаты ПФ - в силу сокращения ЕСВ выплаты в 1.5раза увеличились. Также в 1.5рааа увеличилась социальная - за счет роста субсидий. Расходы на образование увеличились на 10% и остались на 2-м месте. Обслуживание долга также увеличилось на 10% и составляет 4-й по величине расход сводного бюджета.
Дальше идет медицина, расходы на которую несколько вменьшились.
И только послде этого - расходы на охрану порядка, безопасность, суд, а также расходы на оборону. СИльно уступая социальным расходам и образованию. Увеличение - на 33 и 27%, соответственно.
Расходы на оборону составили 7.4% всех расходов консолидированного бюджета (без учета внебюджетных фондов, с учетом будет еще меньше), в пересчете -это где-то 1млрд.$ за полгода.
Для сравнения, РФ за 5 месяцев (нет данных за июнь) потратила на оборону 11.7% своего консолидированного бюджета (с учетом внебюджетных фондов), в пересчете где-то 20млрд.$
Уменьшились расходы на экономику и искусство и спорт. Это правильно, что уменьшились, следует уменьшать и дальше, только параллельно создавая возможность частной инициативы в данных областях жизни. И цифры показывают - резервы сокращения тут уже невелики.
Административные расходы также невелики - за полгода менее 15млрд.грн., но они выросли почти на 15% Как-то неубедительно идет сокращение административного аппарата.
В целом расходы бюджета выросли на 65.2млрд.грн. или на 22.9% в первую очередь за счет дотаций пенсионному фонду и социальных расходов. Но это увеличение, как раз оправданно, ведь соответственно сократились доходы ПФ и печатание денег для Нефтегаза. При этом расходы консолидированного бюджета выросли в большей мере, чем доходы. Причина понятна - огромные социальные расходы.
Общие социальные расходы (включая медицину. образование и ЖКХ) составля.ют 60% расходов консолидированного бюджета, а с учетом социальных фондов - 2/3 расходов государства. Не сократив их, экономике не выбраться из кризиса.
Анализ доходов бюджета показывает, что целый ряд налогов приносят все меньше доходов, но связаны с проблемами при администрировании и дестимулируют экономику.
В первую очередь, это налог на прибыль Он остается существенным для попонения бюджета, но его удельный вес все время падает, а собираемость слабо растет при высокой инфляции. В то же время именно он является основным налогом, из-за которого происходят конфликты налоговиков с предпринмателями, именно он дает основной поток коррупции, превышения полномочий, прямого вымогательства. При этом все меньше принося бюджету.
Нельзя не обратить внимания и на налог на банковские депозиты. Он не растет, хотя является одним из серьезных факторов, сдерживающих увеличение активов банков. Нужно ли его сохранять?
В целом доходы бюджета растут, но в гораздо меньшей степени, чем обязательства государства. Основной рост происходит за счет налогов, увеличивающихся при инфляции и падения курса гривны. Влияния роста экономики пока увидеть невозможно. |