Реформы или порядок - что раньше? | | Печать | |
Аналітика |
03.08.2015 08:59 |
Реформы откладываются до наведения порядка. В результате нет ни реформ, ни порядка.
1.5 года, прошедших после Майдана, страна говорит о реформах. О них говорили оба состава Правительства, Президент собрал Национальный совет реформ, общественники организовали многочисленные комитеты и советы по реформированию всей страны в целом и отдельных секторов в частности.
Но, по общему мнению, реформ в стране нет. Или есть, но такие медленные, что все равно как бы и нет.
Вот, например, за 1.5 года Налоговый кодекс перекраивали трижды и каждое называли налоговой реформой. На сентябрь намечена еще одна. Только вот оказывается, что каждое изменение увеличивает налоги и усложняет администрирование. Тем не менее, Правительству нравится и энтузиазм продолжения реформ высокий.
1.5 года власть обещает массовую приватизацию. От десятка крупных и успешных до тысяч небольших, часто уже остановившихся и не выплачивающих зарплату предприятий. Не приватизировано ничего.
И 1.5 года назад было ясно, что контролирующие ведомства нереформируемы и должны быть распущены, а все регулятивное законодательство отменено. За прошедшее время распустили 1 инспекцию (аграрную) и пообещали распустить еще одну (экологическую). Все остальные санитары, пожарники и защитники труда продолжают вымогать взятки.
Все понимают, что государственный аппарат громоздкий, раздутый и не выполняет своих функций, не имеет четких задач и критериев оценки, работает на себя, а не на общество. И ничего не меняется.
В чем же причина? Ведь у власти образованные молодые люди с опытом работы на рынке, в т.ч. зарубежном. А результат – как у красных директоров.
Все дело оказалось в последовательности.
Незыблемым ограничением для власти стало «выполнение социальных гарантий». Хотя на самом деле она их не выполнила, т.к. цены росли, а зарплаты бюджетников и пенсии остались неизменными, но в номинале они сохранились и выплачивались вовремя. Нынешний их уровень обеспечивался за счет «природной ренты». Другими словами, цены на мировых рынках на сырье и полуфабрикаты украинского производства были завышенными и на разнице хорошо жила элита, оставалось среднему классу, бюджетникам и пенсионерам. Но к концу 2014г. цены резко упали, природной ренты не стало. Тут бы уменьшить выплаты? Власть на это не пошла.
Она решила зайти с другого конца. Была предложена следующая последовательность.
- Наведение порядка и борьба с коррупцией позволит сбалансировать бюджет. - За это время подготовить институциональные реформы с отменой лишних ведомств, оптимизацией оставшихся. - И на этой уже основе снизить налоги, создать привлекательный инвестиционный климат, обеспечить экономический рост и т.д. Последовательность оказалась негодной. Это стало ясно видно уже на первом этапе: Наведении порядка.
Люстрация, аресты чиновников
Когда открывались дела против высоких чиновников предыдущего режима, менялись топ-менеджеры госкомпаний, отменялись принятые ранее лоббистские решения, народ поддерживал и требовал усилить и ускорить. Ускорить не получалось, т.к. у бывших чиновников и олигархов есть юристы, связи, деньги, а нереформированная правоохранительная система не умеет работать по закону. Отобранные у одних олигархов госпредприятия оказывались под контролем близких к власти политиков. Так, титановые ГОКи, которые были в аренде у Фирташа, по утверждению специалистов рынка находятся под контролем депутата от НФ Мартыненко. На эффективности их работы это положительно не сказалось.
Арестованные под камеры ведущих ТВ каналов чиновники тихо выпускались, кроме слухов против них ничего не могли предъявить.
Тендеры
Активная борьба за прозрачность тендеров, выборность менеджеров вызывает энтузиазм, но не дала положительного эффекта. Так министр здравоохранения Квиташвили прежде чем внедрять прозрачную процедуру при закупке лекарств, попытался понять, что вообще закупается и как потом распределяется. В результате сроки тендеров прошли, и больные остались без лекарств, а министр подал в отставку . Дело, однако, в том, что в бюджетных затратах на медицину стоимость закупаемых лекарств составляет около 10%. Т.е. и порядок навести не удалось, и реформ нет.
Уклонение от уплаты налогов.
Во-первых, налоги подняли и из падающей экономики попытались выжать больше. В ответ усилились нарушения. Государство ввело дополнительный сбор на импорт. В результате выросла контрабанда, утверждают сами фискалы. В Закарпатье это вылилось в вооруженное противостояние.
Государство ограничило покупку наличной валюты в банках суммой 3000гр. В результате расцвели и укрепились нелегальные обменные пункты, которые не только не соблюдают лимит, но и не платят в бюджет и в ПФ, переживают общественники
Государство сократило пенсии работающим пенсионерам. Пенсионеры стали массово увольняться и работать без оформления. Государство увеличило ставки ренты при добыче газа. Добыча газа уменьшилась.
Во-вторых, началась борьба с уклонением от уплаты налогов.
Для борьбы с «налоговыми ямами» ввели НДС-счета. В результате с начала июля у законопослушного бизнеса стали отнимать в бюджет авансом 1/6 будущих поступлений, кто не мог платить вынужден был останавливать операции.
Для борьбы с уклонениями через единый налог всех предпринимателей обязали работать с РРО. Массовые протесты позволили не ставить РРО при обороте менее 1млн.гр. Но предприниматели уже начали закрываться.
На западных границах страны идет активная борьба с контрабандой, в Полесье воюют с добычей янтаря, остановили рынок 7км под Одессой, сносят МАФы в Киеве.
Борьба с коррупцией и наведение порядка до реформ - тупиковый путь
|