О бесплатной медицине, без которой нам не жить | | Печать | |
Аналітика |
02.01.2016 12:32 |
Украина хочет снизить налоги. Это не прихоть. Расходы украинского бюджета сильно выросли за 10 тучных лет, пока росли мировые цены на металл, руду, зерно.Одновременно росли цены, зарплаты, пенсии, социальные выплаты. Бюджет больше собирал и больше тратил.
В 2014г. мировые цены пошли вниз и к концу года совсем обвалились. А меньше тратить никто не хочет. Бизнес без заказов, работники без зарплат - а государство хочет собрать, чтобы на все хватило. И на пенсии с социалом, и на врачей с учителями..
В основе высоких трат бюджета – социальные расходы. С нашей производительностью труда мы не можем иметь пенсии с 60лет, полностью бюджетную медицину и образование, госмонополии, большую часть энергетики, ЖКХ и т.д. Да еще и вести войну/
При этом у нас воруют немало. Но тупо проедают куда больше.
Чиновников слишком много. Но они "съедают" порядка 25млрд.грн. А чтобы реально сократить налоги, нужно найти не менее 150-200млрд.грн. Т.е. цифры иного порядка. Для примера, областная больница Киевской области в 2014г. потратила 133.2млн.грн. бюджетных средств. Это больше, чем, например, государственная служба геологии (103.3млн.грн.) или государственная экологическая инспекция (98млн.грн.). А это же одна областная больница, в стране таких десятки, а еще под тысячу районных. Вы скажете, что службы стоит распустить? Да, конечно. Только на этом много не сэкономишь, если нетрогать медицины, образования, социальных выплат.
Всего на медицину в Украине тратится более 8% собираемых государством средств (налоги, ЕСВ и т.д.) - 57млрд.грн. (данные 2014г. за 2015г. итогов еще нет). Это больше, чем на оборону (в воюющей стране), больше, чем на охрану порядка (включая охрану границы, пожарников, суды и тюрьмы вместе взятые) и т.д.
При нашей производительности немалые деньги. Если они израсходованы правильно, это будут «инвестиции в человека». Ведь здоровья населения улучшится. Деньги обернутся новым оборудованием и технологиями, ростом производства, повышением квалификации врачей, дадут многогранный эффект. Беда в том, что у нас они проедаются, идут на содержание бесполезных организаций и зарплату их персонала.
Четверть всех затрат на медицину не вышли из стен Казначейства
2/3 всех бюджетных расходов на медицину - это зарплата персонала и ЕСВ. Заметьте, налоги на зарплату и ЕСВ (а это четверть расходов на медицину) вообще не выходят за стены Казначейства, просто перечисляются с одного счета на другой. Где-то 8% затрат на медицину - это коммунальные расходы. Итого 3/4 затрат - это содержание заведений. Лечить еще не начали, а 3/4 затрат уже ушло.
На лекарства, медицинские материалы и инструмент, а также на новое оборудование (не всегда медицинское) идет всего 16% всех бюджетных затрат. Это эффективное расходование средств, выжатых из бизнеса и населения? А как же они лечат? Так они за бюджетные деньги мало кого лечат. За все виды диагностики и лечения надо платить отдельно.
На 1 посещение больного в поликлинике из бюджета выделено 0.5-3грн. Поэтому все от шприца до бинтов, от пленки до перчаток больной оплачивает сам.
Если поделить сумму лекарств, медицинских материалов, инвентаря и инструмента, выделенных именно больницам на количество стационарных больных в течение года, то выходит, что на каждого больного в среднем выделено от 200 до 400грн в зависимости от области. А если в расчете на койко-день, то от 18 до 37грн. Много это? Тут как раз знакомому делали операцию. Хирург написал список необходимого на 1900грн (включая халаты для хирургов), анестезиолог еще на 800грн. А если Вам нужен стент для сосудов или хрусталик для глаза?
Если же посмотреть по поликлинике, то ситуация еще хуже. На 1 посещение выделено от 50коп. до 3грн, в зависимости от области. Теперь понятно, что все от разового шприца до бинтов, от пленок для ренгена до самих лекарств вы должны оплдачивать сами. Кроме того, есть виды расходов, которые вообще мало касаются медицины. Например, в 2014г. 1млрд.грн. бюджетных средств пошло на продукты питания. Много ли Ваших знакомых ели в больницах? Кто съел этот миллиард?
Около 0.5млрд.грн. бюджетных средств пошли на стоматологические поликлиники. В стране достаточно частных кабинетов, где лечат качественней и в среднем не дороже. Зачем тратятся бюджетные деньги?
Центры санитарного просвещения, централизованные бухгалтерии, службы технадзора за строительством и ремонтом, медико-социальные экспертные комиссии в сумме берут порядка 4.6 млрд.грн.бюджетных денег, выделенных на медицину. Кто знает, зачем их тратят?
Т.е. бюджетные деньги идут на что угодно, кроме лечения. А лечение больные оплачивают сами.
Ну, это общие цифры, они не всех впечатляют. Давайте посмотрим на примеры.
Вот, например, Василькивськая районная больница в Киевской области. Из бюджета ей выделена немалая сумма – почти 45млн.грн. Это больше, чем на руководство и управление всем лесным хозяйством Украины.
Так вот, 81.1% этой суммы – это зарплата персонала и ЕСВ. Еще 11.1% - это коммунальные услуги. На лекарства и медматериалы из бюджета пошло 2.5% или 1.1млн.грн. По 3000грн. в день. На новое оборудование 30т.грн на год. Много можно нового оборудования купить на эти деньги? Из СМИ можно узнать, что кожвенотделение находится в здании управления земельных ресурсов района, ремонт идет за внебюджетные средства, что все процедуры и лекарства – за деньги. При таком финансирование - вполне понятно.
Пример из Сумской области - Тростянецкая районная больница. Зарплата с начислениями 19.4млн.грн. Коммунальные расходы 2млн.грн. В сумме 97% всех расходов. Лекарства 0.54млн.грн. или 1500грн. в день. На развитие бюджет выделил 24.6т.грн. Внебюджетные источники – 98.9т.грн и благотворительная помощь 95.4т.грн. Тысяч, не миллионов, как на зарплату. Как написано на сайте райадминистрации, треть затрат на лекарства – это покупка продуктов детского и диетического питания. А средства на развитие – это покупка автономного электропитания. На лечение ничего не выделено. Зачем тратить деньги на зарплату и коммунальные расходы, если не выделять на лечение?
Еще понятнее проблема, если рассмотреть ее на примере районной поликлиники. Спасибо Львовской поликлинике №5, которая выложила в открытый доступ все свои расходы.
Благодаря этому мы можем узнать, что бюджетная зарплата сотрудников поликлиники в 2014г. составила 18млн.гр., ЕСВ 6.3млн.грн., коммунальные расходы 1млн.грн. Зарплату получали 698 работников, в т.ч. 206 врачей. Получается, что зарплата 1 сотрудника в месяц 2152грн. Это до вычитания налога. Немного. Но она съедает практически весь бюджет. Всего расходы на поликлинику в 2014г. были 26.9млн.грн., т.е. зарплата и ЕСВ составили 90%, коммунальные – 3.7%.
Остальное по мелочи. 0.6млн.грн. социальные выплаты (льготные лекарства и протезирование), 0.4млн.грн. лекарства и медицинские материалы, 0.4млн.грн. услуги (ремонты), 0.1млн.грн. материалы (бензин и пр). Относящиеся к медицине расходы – 3.7% от общей суммы. Все остальное на содержание учреждения. Город отремонтировал поликлинике помещения и коммуникации на 210т.грн.
Как израсходовано то, что выделено на лечение?
635т.грн. выделено на льготные лекарства и протезирование 1735человек. Т.е. в среднем 1 льготник получил за счет бюджета лекарств на 366грн.
Всего же на учете в поликлинике 25069 льготников, т.е реально льготное лекарство получили лишь 6.9% из них. Интересно, как определили, кому дать, кому нет?
За год поликлиника приняла 1млн.110тыс. посетителей. На лекарства и медматериалы было выделено 405т.грн. или 36.5коп. на 1 посетителя. На что они пошли? Изделия медназначения 122.1т.грн. – 11.1коп. на посетителя, средства дезинфекции 89.3т.грн., перевязочные материалы 62.3т.грн. – 5.7коп. на посетителя, наркосодержащие препараты 55т.грн. – 5коп. на посетителя, неотложка 49.3т.грн., вакцины 27.1т.грн. – 2.5коп. на посетителя.
Конечно, не каждому из них нужны шприцы, катетеры, вата и пр., но когда на 1 посещение закуплено за бюджетные средства изделий на 11копеек, а перевязочных на 5.6копеек, понятно, что посетители оплачивают нужные им материалы сами. И, совершенно не понятно, как определяют, кому предоставить нужное за счет бюджета, а с кого взять деньги. Есть подозрение, что деньги берут со всех.
Скажите, Вы много видели врачей, которые живут на 2000гр в месяц? Наверное, есть подвижники-волонтеры, кого-то родственники содержат. Но в массе своей врачи живут лучше. Не за деньги бюджета, а за деньги пациентов.
Т.е. оплата труда врачей - за счет пациентов, лекарства, инвентарь, материалы - за счет пациентов. А бюджетные деньги куда?
Еще 1 пример, город Запорожье, центр сердечно-сосудистой медицины. В 2014г. в центре было выполнено 106 операций по стентированию коронарных артерий. Из них, как пишут СМИ, 54 за бюджетные средства, а 52 – за деньги пациентов. Если учесть, что стоимость 1 стента в 2014г. составляла порядка 15-20т.грн., можно предположить, что все средства, выделенные бюджетом для закупки лекарств и медматериалов пошли на покупку стентов. Но остается вопрос, кто и как определил, кому из нуждающихся в операции больных ставить бюджетные стенты, а кого заставлять покупать за свои? Если четкого порядка в этом нет, то это - источник коррупции. Более того, в 2015г. из бюджета на закупку стентов не выделено ни копейки и операции делаются только тем больным, которые его закупили сами.
Перед стентированием сосуды проверяют на ангиографе. В центре есть 1 ангиограф, на котором выполнено 336 исследований. Почему так мало? 2-й в области ангиограф (их всего 2) в областной больнице за год выполнил 3334 исследования? Оказывается, аппарат в центре старый, 2002-го года выпуска и используется в щадящем режиме. Ни компьютерных, ни магниторезонансных томографов в центре нет. Но на его территории работает частная медицинская клиника, которая делает магнито-резонансную томографию за 800гр и дает рекламу в сети
Заметьте, это не районная больница, а специализированный, лучший в области медицинский центр. И вот в нем пациенты вынуждены платить. Территория центра используется для работы частных клиник, гораздо лучше оснащенных аппаратурой. Можно предположить, что в частной клинике работают врачи государственного центра.
Пример из Тернопольской области. Единственный в области ангиограф установлен в больнице №2. И он куплен не на бюджетные деньги, а за средства спонсоров, заплативших в 2011г. 3млн.грн. На нем выполнено всего 378 исследований при потребности на область в несколько тысяч. Почему так мало? Логично предположить, что это стоит денег, не у всех тернопольчан они есть.
Если посмотреть на другую городскую больницу №3, то картина еще интересней.
В больнице есть платное отделение, в котором установлено основное диагностическое оборудование. Так, например, из 3- эндоскопов 2 – в платном отделении (в т.ч. единственный колоноскоп, на котором за год было сделано всего 67 исследований). Из 4-х рентген-аппаратов 2 – в платном отделении, из 3-х УЗИ 1 там же. Исследований делается гораздо меньше, чем больных, которые их требуют. Видимо, не у всех есть на них деньги. А то, что аппарат бюджетный и больница бюджетная? Так ведь кроме зарплаты и коммунальных услуг ничего, практически, не финансируется.
Отдельного разговора заслуживают стоматполиклиники. Для примера возьмем Тернопольскую область. Тут есть 2 поликлиники, взрослая и детская. Рентген 1 и установлен во взрослой, видимо, из детской тоже туда направляют. На рентген направляют больных 73 врача, всего сотрудников – 199. Их зарплата с ЕСВ – 83.5% всех затрат. А 4.3% - коммунальные расходы.
На лекарства и медицинские материалы выделено 963.6т.грн. (7.2% всех расходов) На 1 зуб приходится 12грн. Это на все – пломбировочные материалы, анестезию, 723 установленных за год протеза. Надо ли объяснять, почему и лечение, и рентген, и протезирование в бюджетных поликлиниках платное? Вот и спрашивается, зачем тратится под пол миллиарда гривен на бюджетные стоматполиклиники?
Немного о профилактике.
В 2014г. в поликлиники МОЗ больше трети посещений было не с целью получить лечение. Это обязательные профосмотры, которые, например, вынуждены проходить все школьники и студенты.
Не случайно к подростковым терапевтам по поводу заболеваний на прием приходит только 38% пациентов, к детским хирургам – 41% (вообще хирурги ли это?), к педиатрам 43.6%. Остальные – за справками или на обязательынй профосмотр.
1273689 подростков 15-17 лет и 529602 студентов были осмотрены профилактически. Результаты не сообщаются. 19.2млн. человек (45% населения Украины !!! ) осмотрено с целью выявления туберкулеза. У скольких выявлено? Нет информации.
Акушеры-гинекологи – посещения не по поводу заболевания 43%. Перед посещением любого врача в государственной поликлинике женщин принуждают пройти гинеколога, а любого посетителя – флюорографию.
Чаще всего такая профилактика сводится к визуальному осмотру и, в случае появления вопросов, совету прийти на прием. По сути это разгон загрузки, имитация деятельности, оправдание использования государственных средств.
Оборудование в дефиците, но оно не работает
Количество оборудования в больницах и поликлиниках недостаточное. На десятки врачей работает 1 или несколько аппаратов, те же УЗИ или кардиографы стоят в специальных кабинетах, с ними работают отдельные врачи. Так, в стране работает 749 эндоскопистов, 1230 врачей функциональной диагностики (во многих заведениях, особенно районных, они делают только кардиограммы), 2115 врачей УЗИ-диагностики. Т.е. обычный гастронтеролог или эндокринолог не делает соответствующего анализа, а посылает к специальному врачу. Там может быть очередь, или время работы врача закончилось, или он вообще заболел и аппарат не работает. Больной идет в платную лабораторию.
При такой системе многие аппараты не загружены. Так, в Запорожской областной детской больнице есть 2 колоноскопа на которых сделаны за год 29 исследований. А в Козивской районной больнице Тернопольской области 1 аппарат, на котором выполнено всего 2 исследования. Вряд из-за отсутствия больных. Ведь в больнице было сделано 22 операций на прямой кишке. Скорее от отсутствия специалистов или дороговизны.
Но при явном недостатке оборудования, четверть уже закупленной за бюджетные деньги аппаратуры не работает.
Так, в стране 4054 УЗИ-аппарата, но работают из них только 3486, или 86%. В стране 49 магниторезонансных томографов, а работает только 42. В Житомирской, Черниговской и Тернопольской областях нет ни одного, в большинстве остальных – по одному. В государственных клиниках. В частных все есть и работает. Из 64 ангиографов работает 57. Приобретено 3419 эндоскопов, работает 2533 (74%). Также и по остальному оборудованию.
Немалые в условиях Украины бюджетные деньги не являются вложением в человеческий капитал, очень слабо работают на улучшение здоровья населения. Эти деньги идут на поддержание работы оставшихся от СССР заведений охраны здоровья. Часть из них является источником коррупции, но гораздо больше денег просто проедаются, уходят в песок.
На лечение люди, в большинстве своем, тратят собственные деньги. Главное возражения – а как же бедные?
Это, действительно, удивительно, как у нас лечатся бедные? Ведь все манипуляции делаются за деньги, и рентген, и укол, и гипс, и УЗИ. Деньги берут одни и те же, хоть с бедных, хоть с богатых. А когда по результатам исследования нужна консультация специалиста, то она тоже – за деньги.
Все наоборот, как только медицина станет частной, бюджетные деньги пойдут на лечение уязвимых слоев населения – пенсионеров и детей.
За что же так держатся сторонники государственной медицины?
Бесплатный прием.
Что люди получают у врача бесплатно? - работающие – больничные; - мамы – больничный по уходу за ребенком; - нуждающиеся в справке – справку; - больные ОРЗ и прочими «простыми» заболеваниями – совет по лечению; - больные более серьезными заболеваниями – направление на анализы и к специалистам (и платят уже там). В основном, все. На все это не надо тратить 57млрд.грн. бюджетных денег. Больничные нужны для Фонда страхования по временной нетрудоспособности. Не будет фонда, чего добиваются реформаторы, не нужны будут и больничные в нынешнем виде. В приватном секторе работодатель часто верит сотруднику, в случае его заболевания предлагает не приходить на работу или работать из дому, что сегодня реально. Но если работодатель или страховая компания хотят проверить, они могут договориться с медицинским учреждением, которому доверяют. Почему это должен оплачивать бюджет? Ухода за ребенком это касается в той же точно мере. Туда же многочисленные справки, которые требуют в спортивных заведениях, на некоторых производствах. Опять не понятно, почему за это должен платить бюджет? Бассейн требует справку? Пусть содержит врача, который осмотрит посетителя. Кафе, требует санитарную книжку? Пусть договорится с частной клиникой, кандидат в повара там осмотрят и дадут заключение. Бюджет тут с какой стороны? Простые болезни, которые не требуют ни консультаций со специалистами, ни инструментальных обследований. Чтобы с ними разобраться, не нужен врач. Большинство граждан и сами прекрасно знают, что надо делать в таких случаях.
Участковый врач, вызванный больным, звонит: – У Вас что? Насморк температура? Что делать знаете? Я Вам открою больничный, через неделю приходите на прием. Медсестра, просто опытный человек, поднявший своих детей и прочих родственников, вполне может посоветовать подходящее лечение. Очень помогают публичные консультации опытных врачей в сети, СМИ. В 99% этого вполне достаточно. А все что сложнее, участковый все равно не лечит, а направляет в больницу.
Да и, правду сказать, по своему уровню большинство врачей, сидящих на приеме, не дотягивают до врача. Не имеющие аппаратуры и не владеющие ею, не способные лечить ничего сложнее ОРЗ или сделать большее, чем дать простой житейский совет в случае плохого самочувствия, это, конечно, не врач 21века. А таких у нас абсолютное большинство.
Но многих, особенно пожилых, это устраивает. Они сидят в очереди, общаются. На приеме рассказывают свои семейные проблемы, жалуются на бессонницу, головную боль, выскочивший прыщ. Врач меряет давление, советует, что лучше пить на ночь, а что есть утром. Пожилой человек уходит удовлетворенным. Это вполне полезная деятельность, не имеющая прямого отношения к медицине.
В разных странах есть опыт создания для пожилых людей заведений для общения. Туда приходит психолог, выслушивает проблемы, советует, успокаивает. Приходит врач лечебной физкультуры, предлагает посильные упражнения. Медсестра делает назначенные уколы, кардиограмму (в больнице для этого надо идти в кабинет функциональной диагностики), меряет давление, дает советы. Такие заведения существуют благодаря энтузиастам, но городские власти помогают, выделяя помещения, частично деньгами.
Но медицина тут ни причем. Современный врач прошел серьезную подготовку, он оснащен сложной и дорогой аппаратурой, естественно, его прием, консультация, манипуляция стоят денег. И сегодня она стоит денег, просто не всегда легко найти такого специалиста. И ему сегодня платят эти деньги и бедные, и богатые. А то, что в бюджетной больнице-поликлинике делается бесплатно, это часто накрутка показателей: посещений для поликлиники и койко-дней для больницы. Для отчета, мол, не напрасно деньги из бюджета получают. В большинстве случаев такая деятельность вообще излишняя в других случаях она должна выполняться не врачами.
Бюджетная медицина - это часто бесполезная трата средств, поддержка учреждений, доставшихся нашей стране от СССР.
Чтобы обеспечить существующие медицинские учреждения нужной аппаратурой, лекарствами, материалами, инвентарем, расходы на медицину следует увеличить не на проценты и даже не в разы, а на порядок. Этих денег в бюджете нет, наоборот, и нынешние затраты ложатся на плательщиков непосильным бременем. И расходуются без должной пользы, поддерживая учреждение, а не лечение.
Медицина должна стать частной, во всяком случае, обычные поликлиники и больницы, совершенно не оснащенные аппаратурой и не имеющие финансирования для нормальной деятельности, но съедающие без пользы десятки миллиардов бюджетных средств.
Деньги государства идти не на зарплату, за которую не лечат, не на коммунальные услуги, а именно на лечение социально уязвимых.
Расходы изучал В. Рапопорт
|