Выпуск автомобилей - падение прекратилось, уровень едва заметен | | Печать | |
Статистика |
26.01.2016 10:35 |
Машиностроение в Украине в конце 2015г. начало увеличивать выпуск продукции в сравнении с концом 2014г. Но до уровня до кризисного (2011-12гг) или начала кризиса (2013-нач2014гг) еще очень далеко. Обзор статистики выпуска автомобилей позволяет позволяет понять, на каком низком уровне остановился спад и начался небольшой подъем. Представленные данные по выпуску легковых автомобилей, комерческих (грузовых) и автобусов взяты из отчета Укравтопрома. Они несколько отличаются от данных Укргосстата, но более подробные и демонстрируют ту же тенденцию. Общие цифры падения приведены на диаграмме ниже
К уровню 2012г. падение почти на порядок - в 9.5 раз. Причем, главным образом, за счет легковых автомобилей.
По легковым автомобилям падение к 2012г в 12 раз и даже по отношению к 2014г. - в 5 раз. Но в 2014г. не все так однозначно. В 2014-м прежний уровень производства держался до середины года. После чего резко обвалился. Тенденция хорошо видна на графке, отражающем динамику по месяцам.
На графике хорошо виден обвал выпуска легковых автомобилей в середине 2014г (салатная линия) Потому что до мая он даже превышал выпуск 2013г. (красная линия). Ноябрь-декабрь 2014-го - совсем низкий выпуск. Начало ямы. В 2015-спад усиливается. Февраль - 8 легковых автомобилей. Август - 0. Но с ноября началось отталкивание от дна. Ноябрь-декабрь 2015г. (фиолетовая линия) выпуск преваысил аналогичный месяц 2014г. Хотя до уровня 2013г. далеко. Если посмотреть ситуацию по заводам. то следует заметить - в середине 2014г. остановили производство легковых автомобилей КРАС и Богдан. Эти предприятия не имели своей линейки, собирали любые автомобили, о которых договаривались с поставщиками. Сборка была крупноузловой, т.е. зарубежом автомобиль изготавливался, тестировался, потом разбирался на 7 крупных агрегатов, которые звозились в Украину - потому что так не надо было платить импортные пошлины. А в Украине собирался снова. И это называлось "выпуск автомобилей". То, что эти производства остановились (и из-за кризиса, и потому, что .на ввоз готовых кузовов также ввели пошлину, для беспошлинного ввоза теперь требуется сваривать и красить кузов в Украине) - это хорошо для экономики. Зато оставшиеся 2 предприятия - ЗАЗ и ЕвроКАР в последние месяцы 2015г. возобновили производство автомобилей. Эти предприятия имеют свою линейку и локализацию. И они ожили, хотя до полноценной жизни еще далеко. Ситуация с автобусами похожа на ситуацию с легковыми автомобилями, а с производством коммерческих (грузовых) машин - немного отличается.
Выпуск автобусов уже в 2014-м году упал в 4 раза к 2012-му, а в 2015-м спад прекратился, выпущено практически столько же автобусов, сколько и в 2014-м. Выпуск грузовых (коммерческих) автомобилей упал менее, чем в 2 раза, спад в 2015-м продолжился. Помесячная динамика выпуска автобусов аналогична диамике выпуска легковых автомобилей
Выпуск автобусов в 2013г. рос и к концу года обогнал уровень 2012-го. В 2014-м он он сразу упал, в ноябре 2014-го обвалился, достигнув дна. На дне он пребывал до мая 2015-го, после чего стал понемногу расти, в ноябре-декабре превысив уровень 2014-го года. Более того, декабрьский выпск автобусов - 197штук превзошел выпуск любого месяца 2014-го и 1-й половины 2013-годов. Хотя до лучших результатов 2012-13гг очень далеко. Возобновили производство Черкасский автобус и Эталон-Чернигов, Именно они вышли на уровень 2013-14гг. Эти предприятия имеют свою линейку продукции и локализованное производство. АвтоЗАЗ, Богдан и ЧасовЯр также продолжают выпуск, но в меньших количествах, чем ранее, в отдельные месяцы вовсе простаивали. Завод Эталон в Борисполе вовсе прекратил выпуск. А вот с грузовыми автомобилями ситуация иная.
Тут спад произошел еще в 1-й половине 2012-го года. После чего производство колебалось вокруг примерно постоянного уровня. Подъем был в конце 2013-го и после - снова спад. В остальные месяцы уровень производства автомобилей примерно одинаковый. В декабре 2015-го снова резкий подъем (321 автомобиль - 3-й результат за 4 года) обусловлен большим экспортным заказом АвтоКРАЗа со стороны Египта. Кроме АвтоКРАЗа выпуск коммерческих автомобилей в конце 2015г. возобновил ЗАЗ. Выпуск на остальных предприятиях незначительный и непостоянный. Таким образом, яма преодолена и те предприятия, которые имели свои производства автотехники, возобновили деятельность, правда, не в тех масштабах, что до кризиса (кроме АвтоКРАЗа, который благодаря заказу оборонных ведомств и экспортному от Египта превысил докризисный уровень). Те же, кто не имел производства в собственном смысле этого слова, а пытался собрать сливки на волне, вызванной финансовым пузырем, ушли с рынка, что правильно. Поскольку больше высоких волн и финансовых пузырей не видно, нет оснований думать, что производство автомобилей достигнет хотя бы докризисного уровня. Но небольшой рост, безусловно, можно ожидать. То, что было жизнеспособного, ожило,, ищет возможности развития и рынки. Для существенного роста нужны новые инвесторы, производства, технические и маркетинговые решения. Те, кто их может предложить, пока не идет в Украину. |