rss
Имитация борьбы с коррупцией или как политики водят общество «за нос» | Печать |
Середній клас
18.02.2015 22:18

Борьба с коррупцией в Украине – это любимое занятие наших политиков и чиновников. В тот момент, когда наша страна стоит на пороге экономической катастрофы и вынуждена защищаться от внешних угроз, отечественные «распорядители чужого» продолжают имитировать радикальные преобразования, навязывая обществу тезис о том, что реформам дан старт.

 

Одним из свидетельств очередного оболванивания украинского общества, является принятие закона Украины «Про Национальное антикоррупционное бюро Украины». Этот новый автономный правоохранительный орган будет расследовать коррупцию в наивысших эшелонах власти. Благородные намерения, не правда ли? Но только если следовать логике «советской Украины», которой является наша страна до сих пор.

 

В «совковой» Украине принято и выгодно бороться не с причинами, а со следствиями. Самым ярким примером является коррупция. То, ради чего многие борцы «за правду» идут в политику и желают занять должности в исполнительной власти. То есть "сесть на бюджетные потоки" и распоряжаться материальными благами.

Если исчезнет коррупция, то пропадет то, ради чего идут во власть. Поэтому коррупцию надо оберегать. И делать надо это красиво. Например, через создание антикоррупционного бюро. Необходимо самим создать то, что нас и будет контролировать – так работает «совковая» логика и инстинкт самосохранения у отечественных политиков и бюрократии. Волонтеры начали помогать армии, и армия возрождается из руин. Значит, надо сработать на опережение, «застолбить» вотчину борьбы с коррупцией и не допускать к этому процессу гражданское общество.

 

Вот в этом и беда. Все это ляжет двойным бременем как раз на плечи украинского общества.


1. Согласно закону, бюро будет иметь 7 региональных представительств и до 700 работников. Почему не 70? Ах, да! У нас же много бюрократов в высших эшелонах власти!
2. Вся показуха, связанная с назначением директора бюро, разобьется о суровую действительность среднего звена, на должности которого пройдут бывшие работники из правоохранительных и прочих силовых структур. Они то и знают, как все схемы работают. И как их создавать и "крышевать".
3. По старинке, сверху для отчетности будут спускаться планы, и доблестные борцы с коррупцией займутся поиском жертв. Поэтому такса отката возрастет. Но заплатит за все бизнес, который будет вынужден это сделать, поскольку законы у нас писали чиновники и политики для собственного обогащения. В свою очередь, предпринимателям необходимо будет данные издержки включить в стоимость своих товаров и услуг. В итоге заплатит потребитель. А это – двойное обложение «данью». Одно в виде налогов, другое, под видом борьбы с коррупцией. В конечном счете, общество становиться беднее еще на один пункт.
4. О том, что новорожденный антикоррупционный монстр, нарушая принципы честной конкуренции, будет использован в борьбе с политическими и бизнес оппонентами, и говорить не приходиться. Поэтому в парламенте и идет такая борьба за контроль над данным органом.

 

Исходной же причиной коррупции является социально-экономическая модель всеохватывающего интервенционизма, основанная на вмешательстве правительства и политических структур в функционирование общества. Это означает, что через руки украинских политиков и чиновников проходят огромные ресурсы. МВФ оценил совокупные госрасходы в 2012 г. до 49% ВВП, в 2013-м — до 49,5% и 53% ВВП в 2014 году.

 

В условиях низкой культуры и честности в органах госуправления, при остром дефиците прозрачности и подотчетности чиновников, высоком уровне кумовства и фаворитизма нет ничего удивительного, что наша страна по итогам 2014 года занимает одно из последних мест по индексу восприятия коррупции. Согласно «Corruption perceptions index 2015. Transparency International» Украина находится 142 месте из 175 стран мира.

Как мы видим, лучшие показатели среди стран постсоветского пространства у стран Балтии, где минимальные показатели коррупции соответствуют меньшему уровню государственных расходов: 34-38% ВВП. Наилучшим ориентиром для Украины может быть Литва, государственные расходы которой составляют порядка 34% от ВВП. Украине, по нашему мнению необходимо стремиться, чтобы госрасходы составляли не более 25-30%.

 

Поэтому самым эффективным способом по борьбе с коррупцией является сокращение государственных расходов, а не создание очередного контролирующего органа за счет налогоплательщиков.

 

Для достижения указанных результатов необходимо провести ряд первоочередных мер:


- сокращения пенсионных расходов и привилегий чиновников, а так же размеров самого бюрократического аппарата;
- ликвидировать энергетические субсидии;
- свести к минимуму государственные закупки, как одну из основных статей «разбазаривания» бюджетных средств;
- начать реформы социального характера через постепенный переход на частное платное образование и медицину.

 

К сожалению, политики и чиновники продолжают водить общество «за нос». Вместо того чтобы начать настоящие реформы и ликвидировать причины коррупции, сократить государственные расходы и отменить «регулирующие, регламентирующие и разрешающие» законы, «распорядители чужого» продолжают вмешиваться в общественно-экономические процессы и брать на себя изначально не выполнимые обязательства.

 

Текст: Руслан Науменко, координатор, "Либеральная Инициатива", 17.02.2015

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить