Бюджет апреля - дефицит растет | | Печать | |
Новини |
05.06.2016 20:37 |
Когда принимался бюджет 2016г. Правительство обещало, что выпавшим доходам бюджета будет найдена компенсация.В сравнении с 2015г. у бюджета не стало сразу нескольких источников дохода. В 2015г. были проданы права на 3G связь, принесшие в бюджет 9.1млрд.грн., дополнительный импортный сбор, прнес 25.2млрд.грн., перечисления НБУ добавили бюджету 61.8млрд.грн. Первых 2 вида доходов в 2016г. не будет, а пеерчисления от НБУ уменьшатся до 38млрд.грн. и только после получения банком прибыли. Пока их нет. Кроме того сокращение ЕСВ привело к необходимости помогать пенсионному фонду. Практика показывает, что выпавшие доходы покрывать нечем. В результате профицит сводного бюджета наблюдался только в январе, поскольку январские пенсии были выплачены еще в 2015-м году. В феврале доходы и расходы сравнялись, а в марте и апреле сводный бюджет был сведен с дефицитом.
В апреле дефицит вырос до 8млрд.грн.
Сравнение с 2015г. показывает, что расходы бюджета быстро растут. При этом отстают от годового графика. Ведь 4 месяца - это треть года. В 2015г. расходы 4-х месяцев составили 27.7% от годового плана, а в 2016-м 28.1% Безусловно, существенным фактором роста расходов стало уменьшение ЕСВ и компенсация ПФ из бюджета. За 4 месяца 2015г. пенсионные расходы бюджета составили 27,5млрд.грн. (в апреле 7.3млрд.грн) За 4 месяца 2016г. пенсионные расходы бюджета составили 39.2млрдюгрн. (в апреле 13.1млрд.грн) Фактически расходы шли 3 месяца из 4-х (январьские пенсии были выплачены в декабре 2015-го), иначе бы уже было 52млрд.грн.
За 4 месяца 2015г. в бюджет поступило 33.7% запланированныъх на год поступлений.(за апрель 9.8%) За 4 месяца 2015г. в бюджет поступило 30.6% запланированныъх на год поступлений. (за апрель - 7.5%) Таким образом, в 2016-м выполнение бюджета по доходам и расходам отстает от графика, в то время как в 2015-м доходы шли, в основном, по графику, а расходы отставали весь год, основная часть расходов была выпонена в последние 3 месяца года. Доходы бюджета в 2016г. в сравнении с прошлым годом растут гораздо медленнее расходов, а в апреле вообще снизились, в сравнении с апрелем 2015-го. Снижение было за счет выпавших видов доходов. Так, за 4 месяца 2015г. в бюджет поступило: Дополнительного импортного сбора 5.1млрд.грн., (в т.ч. в апреле 2.4млрд.грн) Перечисление НБУ 15.1млрд.грн. (в т.ч. в апреле 9.6млрд.грн) Плата за лицензии на 3G связь 8.9млрд.грн. (в апреле 2.7млрд.грн) Никаких этих доходов в 2016г. не было. В апреле 2015г. выпавшие доходы принесли бюджету 14.7млрд.грн. Были бы они в 2016-м году, у бюджета был бы профицит и рост доходов к 2015г. Но сбор за радиочастоты был разовым по самой своей природе, а перечисление НБУ и допонительный импортный сбор "неправильными доходами" и их отменили по требованию международных организаций. Еще 1 вид дохода, который уменьшился в 2016г. стал налог на прибыль предприятий. За 4 месяца 2015г. он принес сводному бюджету 19.4млрдюгрн, в т.ч. в апреле 2.8млрд.грн. За 4 месяца 2016г. он принес сводному бюджету 17.6млрд.грн., в т.ч. в апреле 1.5млрд.грн. За месяца падение сбора 1.8млрд.грн, в т.ч. в апреле - 1.3млрд.грн. Притом, что налог на прибыль предприятий - самый обременительный для бизнеса налог. Для его сбора фискалы получают доступ к бухгалтерии предприятия, тут самая высокая "дискреция", т.е. права фискалов на принятие единоличных решений, следующие из этих прав вымогательство и произвол с их стороны. И сбор все равно падает при росте цен на промышленную продукцию на 14.5% Что может быть лучшим доводом в пользу отмены этого налога и замены его налогом на распределенный доход, который не требует вмешательства во внутренний учёт предприятия. Общественность давно требует такой замены, фискалы сопротивляются, мол, уменьшатся поступления. Но они же и так уменьшаются несмотря на все усилия и произвол фискалов. Все остальеые виды доходов - НДС, акцизы, рентные платежи выросли вследствие роста цен, номинальных зарплат и курса гривны. Но не перевесили выпавших доходов. Поступление ЕСВ в 2016г. снизилось в сравнении с 2015-м годом.Ведь ставка отчислений - 22% составила чуть больше половины (54%) от ставки 2015-го года - 40.6% Сбор ЕСВ, соответственно, уменьшился. За 4 месяца 2016г. было собрано 40.8млрд.грн ЕСВ - чуть больше, чем по 10млрд.грн. за месяц (сбор шел довольно равномерно) За 4 месяца 2015г. было собрано 55.7млрд.грн. ЕСВ - около 14млрд.грн. за месяц Т.е. собрано 73% от прошлогоднего, что выше сокращения ставки. Это естественно в силу роста номинальной зарплаты. С одной стороны выросла минимальная зарплата, с другой работодатели вынуждены компенсировать работникам рост цен, повышая номинал зарплаты. Можно ли считать этот рост следствием детенизации сказать трудно. Слишком незначительное увеличение. Чем же компенсируется дефиццит? Заимствованиями. За которые впоследствии надо будет платить проценты. За апрель заимствования в бюджет выросли На внутреннем рынке было одолжено черех механихм ОВГЗ 8.6млрд.грн и 0.651млн.$ - всего в гривневом эквиваленте за вычетом 7млрд.грн возвращенных (срок действия старых облигаций кончился) - 18млрд.грн. Жо наибольшая сумма заимстований с начала годв. Объем зарубежных обязательств бюджета увеличися еще на 0.4млрд.грн. Остатки бюджета и бюджетных организаций выросли до 15.6млрд.грн (практически вдвое). На 1млрд.грн. увеличились средства в активах (акции, депозиты). Зачем делать долги и м=иметь такую высокую ликвидность, не очень понятно. И, наконец, приватизация за 4 месяца дала всего 29.1млн.грн. притом, что в апреле - 4.8млн.грн. ОВГЗ в портфеле НБУ в апреле стало меньше на 3.7млрд.грн. Это хорошо, т.к. теперь бюжет финансируют коммерческие банкию а не НБУ. Это не будет увеличивать инфляцию. Но это и плохо, ведь бизнес-модель банков теперь сводится размещении средств или у НБУ (покупка депозитного сертификата) или в бюджете. Бизнес не кредитуется, объем кредитов, выданных бизнесу не растет. Такой способ работы лишь увеличивает трудности украинской экономики, хотя бюджету вроде как лучше. Таким образом, по итогам апреля видно, что бюджетные проблемы не преодолены, долг государства растет, замены выпавшим доходам бюджета 2016г. ен найдено. И рост зарплат не компенсировал полностью дефицит ПФ, образовавшйися отснижения ставки ЕСВ. Латанием кафтана и ожиданием изменения конъюнктуры мирового рынка проблемы не решаются. Для сокращения дефицита и выплат по процентам необходимо радикальное сокращение бюджета, а, значит, расходов на социал, на поддержку ПФ (в частности. путем увеличения пенсионного фозраста), на образование и медицину. Развитие приватной инциативы во всех сферах, облегчение регуляторного гнета, сокращения транзакционных издержек. Иначе не выйдет. |