Ежегодно угольные «генералы» выпрашивают у правительства тепличные условия для отрасли, а украинские шахты тянут из бюджета миллиарды в виде дотаций и льгот. Аналогичная ситуация наблюдалась и 130 лет назад, однако аппетиты угольщиков тогда были скромнее – они просили всего лишь оградить их от конкуренции с импортом.
Зарождение «донецких»
В 1880-х гг. правительство имперской России ввело серьезные таможенные ограничения на ввоз в страну угля. Это было вызвано лоббистскими усилиями угольных «генералов» Донбасса и Кривбасса, объединившихся в «Съезды горнопромышленников Юга России».
Владельцы шахт и рудников того времени жаловались, что металлургические и чугунолитейные заводы закупают импортный уголь, т.к. даже большие шахты вроде Макеевской и Щербиновской или Центральной (сейчас – шахта им. Дзержинского) не могли конкурировать с более дешевыми и качественными английскими и силезскими (польские земли, входящие тогда в состав Германской империи) углями. Один из известных горных инженеров того времени Аполлон Мевиус уверял, что «начальная стадия этого сложного дела связана с неминуемыми потерями и ошибками, но награда за эти ошибки возможна только при условии могущественной поддержки правительства, которое обычно охраняет любую возникающую в стране промышленность особенными пошлинами в период ее молодости».
Взамен крупный бизнес, как и современные угольные «генералы», прогибался под власть всеми доступными способами. Промышленники не упускали случая «повергнуть к ногам Их Императорского Величества выражение глубоких верноподданеческих чувств» - отслуживая благодарственные молебны и всячески привлекая внимание к ведущей роли власти в «покращенни» промышленности. «Российская каменноугольная и железная промышленность прямо и быстро идет к цели, поставленной правительством, которое установило твердую систему таможенного заступничества» - говорилось в материалах Харьковского Съезда горнопромышленников 1893 г.
Внешнеэкономическое влияние
Однако «твердая система таможенного заступничества» не только не спасла донецко-криворожский углепром от иностранной конкуренции, но привела к таможенным войнам с основными торговыми партнерами страны. Кроме того, резко сократившаяся в 1910-х гг. добыча нефти взвинтила цены на все виды топлива (например, дрова в Москве подорожали на 70%), что даже привело к остановкам меткомбинатов – например, часть Алчевского простаивала месяц.
В 1913 г. Российской империи все равно пришлось отменить таможенные ограничения на уголь. Одной из причин стала позиция Германии, которую уже пару десятилетий раздражали высокие ввозные пошлины на большинство товаров в Россию, и в ответ на повышение импортных пошлин на уголь она существенно ограничила ввоз сельскохозяйственной продукции из России. В результате, российскому правительству пришлось балансировать между интересами отечественной промышленности и немаловажным для страны немецким рынком.
Такие метания привели Российскую империю к подписанию в 1904-1905 гг. с Германией ряда невыгодных торговых соглашений и частично повлияли на выбор Россией союзников при подготовке Европы к переделу территорий, который закончился I Мировой войной.
Спустя 130 лет украинский углепром не может похвастаться эффективностью работы. И если добыча угля все-таки продвигается - хоть и черепашьими темпами (за 10 лет она выросла на 1 млн. т. – с 61, 7 млн. т в 2001 г. до 62,7 млн. т в 2011 г.), то проблемы со сбытом возникают по нескольку раз в год. Фактически, большая часть угольных предприятий и держится исключительно на господдержке. Однако очевидно, что ограничение импорта, госдотации и прочие косметические меры только оттягивают неминуемый социально-экономический кризис в этой отрасли.
Актуальная история: «черная дыра» украинского углепрома |