rss
Новый закон о судебном сборе - возврат в Среднековье? PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
30.08.2011 16:05

Вступление в силу Закона о судебном сборе приблизит украинские суды к средневековой практике торговли индульгенциями КЛ писал о проекте депутата от ПР Мирошниченко, направленный на существенное увеличение ставок судебного сбора. И вот закон принят.

БИЗНЕС №35 (970) от 29.08.2011 Марков Александр


В конце июля Президент Украины Виктор Янукович подписал принятый Верховной Радой 8 июля Закон “О судебном сборе”. Тихо и почти незаметно перечень обязательных платежей, которые и налогами-то не являются, поскольку не упоминаются в статьях Налогового кодекса, определяющих перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, пополнился еще одним. С 1 ноября, когда Закон вступит в силу, при подаче заявлений и жалоб в суд, а также за выдачу судами документов в состав судебных издержек будет включаться судебный сбор.

Таким образом, судебный сбор частично заменит другой “неналог” — государственную пошлину.

Уплачиваться этот сбор будет:

при подаче лицом в суд искового или другого заявления, предусмотренного процессуальным законодательством;
при подаче в суд апелляционной и кассационной жалоб на судебные решения, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, заявления об отмене решения третейского суда или же об издании исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда и заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины;
за выдачу судами документов.

Сборов больше

В целом, перечень случаев, в которых придется заплатить судебный сбор, оказался существенно больше действующего перечня случаев, когда при обращении в суд необходимо платить госпошлину.

Причем касается это обращений не только в суды общей юрисдикции (см. “Внедряемый…”, а также “Существующий...”), но и в хозяйственные и административные суды.


Ставки сбора тоже оказались существенно выше аналогичных ставок госпошлины. Вообще, п.1 ст.4 Закона четко предусматривает привязку ставок судебного сбора к минимальной зарплате в месячном измерении, которая установлена на начало года. Однако уже во втором пункте той же статьи, которая и содержит размеры ставок, наблюдается их привязка к цене иска или определение в фиксированном размере…

В большинстве случаев ставки сбора все же привязаны к минимальной зарплате, тогда как действующие ставки госпошлины рассчитываются исходя из привязки к вечной константе — необлагаемому минимуму доходов граждан (нмдг, который, напомним, сейчас составляет 17 грн.).

Это изменение не только предопределяет ежегодное повышение ставок сбора, но и немедленно приводит к росту расходов при обращении в суд. Скажем, лицо, подающее исковое заявление имущественного характера, 31 октября заплатит госпошлину в пределах 51-1700 грн. А если иск будет подан на следующий день, 1 ноября, такому лицу придется заплатить судебный сбор в размере 188-2823 грн. Цена подачи неимущественного искового заявления возрастет, соответственно, с 8,5 грн. до 94,1 грн.

Существенное увеличение ставок наблюдается в подавляющем большинстве случаев, однако имеются и исключения. Например, сейчас при подаче искового заявления о защите чести и достоинства с требованием возместить моральный ущерб, превышающий 170 тыс.грн., заявителю придется заплатить в виде госпошлины 1/10 часть требуемой суммы.

В соответствии с новым Законом можно “выкатить” подобный иск хоть на 1 млрд грн. — больше 2823 грн. судебного сбора все равно платить не придется. С учетом реального уровня “независимости” судебной системы в Украине данная норма может иметь самые непредсказуемые последствия. В частности, в вопросах взаимоотношения чиновников со СМИ.

Закрыть неугодное СМИ в условиях действия такой нормы становится проще, а главное — дешевле. Любопытно, что даже в ходе совсем краткого обсуждения законопроекта (на все про все депутатам потребовалось 17 минут) вопрос прямой привязки ставки сбора к сумме иска в описываемых случаях поднимался дважды. Однако представители правящего большинства демонстративно отказывались идти на какие-либо уступки.

Льгот меньше

Законом определены 20 категорий истцов, которые освобождаются от необходимости уплаты судебного сбора. В семи из 20 случаев речь идет об освобождении от уплаты сбора государственных предприятий или государственных же органов. Что касается льготных категорий физических лиц, то их количество существенно сокращено. Граждане с 1 ноября не смогут без уплаты судебного сбора обращаться в суд с исками о защите авторского права, подавать апелляционные жалобы на решения в делах о расторжении брака и т.п.

Отдельно предусмотрен ряд случаев бесплатной подачи исковых документов любыми категориями лиц. Состоит он из 14 пунктов, однако этот объем совсем не впечатляет, если учесть, что речь в нем идет, например, о подаче заявлений о предоставлении лицу в принудительном порядке психиатрической помощи или же об обязательной госпитализации в противотуберкулезном заведении и т.п.

Денег больше

Расширение перечня случаев, при которых придется платить судебный сбор, в совокупности с повышением ставок и сокращением перечня льготников должно неизбежно привести к существенному росту поступлений судебного сбора по сравнению с поступлениями госпошлины.

Более того, в Пояснительной записке к законопроекту было прямо сказано, что задачей Закона является “укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования судебного процесса, приобретения и обслуживания компьютерной и копировально-множительной техники” и т.д. То есть, по сути, в ней была прямо указана антиконституционная цель принятия Закона — ведь, согласно ст.95 Конституции, исключительно законами о госбюджете определяются расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Тем не менее авторы документа скромно умолчали о том, сколько они планируют выручить благодаря его принятию, указав лишь на то, что “реализация законопроекта не влияет на доходную и расходную части государственного бюджета”. Данное утверждение вообще является неприкрытой ложью, поскольку гос­пошлина за подачу исковых, апелляционных и т.п. заявлений в суды сейчас зачисляется в Общий фонд госбюджета и составляет львиную долю запланированных в этом году поступлений в объеме 483,5 млн грн.

А с 1 ноября средства, объем которых с учетом вышеописанного в годовом измерении можно оценить в 1,5-2 млрд грн., будут поступать в Специальный фонд госбюджета. То есть, по сути, в бюджет они не поступят, а останутся в распоряжении… самих судов. Собственно, именно в этом, видимо, и заключалась главная цель принятия Закона (а также увеличения ставок и т.д.).

Какой-либо порядок использования этих средств в Законе отсутствует (если не считать указания о том, что средства должны направляться “на обеспечение осуществления правосудия”, покупку компьютеров и т.п.), поэтому есть основания полагать, что реальным их распорядителем станет Государственная судебная администрация. Ну а осуществление правосудия, и сейчас-то более чем сомнительное в наших реалиях, еще более приблизится к известной практике торговли индульгенциями, которую использовала католическая церковь в эпоху средневековья.

Существующий порядок взимания госпошлины в судах общей юрисдикции

 

Действие

Ставка госпошлины

Подача в суд:

 

1) искового заявления

1% цены иска, но не менее 3 нмдг и не более 100 нмдг

2) искового заявления об изменении или расторжении договора найма жилых помещений, о продлении срока принятия наследства, об отмене ареста на имущество и других исковых заявлений неимущественного характера (или не подлежащих оценке)

0,5 ндмг

3) жалобы на неправомерные действия органов госуправления и служебных лиц, ущемляющих права граждан

0.3 ндмг

4) искового заявления:

 

  о расторжении брака

0.5 ндмг

  о расторжении повторного брака

1 ндмг

  разделе имущества при расторжении брака

1% цены иска, но не менее 3 нмдг и не более 100 нмдг

5) искового заявления о расторжении барака с лицами, признанными без вести пропавшими или недееспособными, или с лицами, приговоренными к лишению свободы

0.2 ндмг

6) заявления (жалобы) в делах отдельного производства

0.5 ндмг

7) искового заявления о преддоговорных спорах

0.5 ндмг

 8) искового заявления о рассмотрении вопросов защиты чести и достоинства:

 

неимущественного характера

1 ндмг

  о возмещении морального (неимущественного) вреда с ценой иска не более 100 нмдг

1% цены иска, но не менее 1 нмдг

  о возмещении морального (неимущественного) вреда с ценой иска 100-10000 нмдг

5% цены иска

о возмещении морального (неимущественного) вреда с ценой иска более 10000 нмдг

10% цены иска

9) апелляционной жалобы на решения судов и жалобы на решения, вступившие в силу

50% ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по имущественным спорам — ставки, рассчитанной исходя из оспариваемой суммы

10) исковое заявление о защите прав граждан на земельную долю (пай) и имущественный пай

0,1% цены иска

0,1% цены иска

 

1) повторной копии судебного решения, приговора, определения и другого постановления суда

0,03 нмдг за каждый лист копии


Внедряемый порядок взимания судебного сбора в судах общей юрисдикции

 

Действие

Ставка госпошлины

Подача в суд:

 

1) искового заявления имущественного характера

1% цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной зарплаты и не более 3 минимальных зарплат

2) искового заявления неимущественного характера

0,1 размера минимальной зарплаты

3) искового заявления:

 

о расторжении брака

0,1 размера минимальной зарплаты

о разделе имущества при расторжении брака

1% цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной зарплаты и не более 3 минимальных зарплат

4) заявления в делах отдельного производства

0,1 размера минимальной зарплаты

5) заявления об издании судебного приказа

50% ставки, определяемой с оспариваемой суммы в случае обращения в суд с иском в порядке искового производства

6) искового заявления о защите чести и достоинства физлица, деловой репутации физического или юридического лица:

 

  неимущественного характера

0,2 размера минимальной зарплаты

    о возмещении морального вреда

1% цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной зарплаты и не более 3 минимальных зарплат

8) апелляционной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к апелляционной жалобе

50% ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера — 50% ставки, рассчитанной исходя из оспариваемой суммы

9) кассационной жалобы на решение суда, заявления о присоединении к кассационной жалобе

70% ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера — 70% ставки, рассчитанной исходя из оспариваемой суммы

10) заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами

50% ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера — 50% ставки, рассчитанной исходя из оспариваемой суммы

11) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом

 Судом    70% ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера — 70% ставки, рассчитанной исходя из оспариваемой суммы

12) апелляционной жалобы на судебный приказ

50% ставки, подлежащей уплате при подаче заявления об издании судебного приказа в приказном производстве

13) заявления об обеспечении доказательств или иска

0,1 размера минимальной зарплаты

14) апелляционной или кассационной жалобы на определение суда, заявления о присоединении к апелляционной или кассационной жалобе на определение суда

0,1 размера минимальной зарплаты

15) заявления об отмене решения третейского суда

0,5 размера минимальной зарплаты

16) заявления об издании исполнительного письма на принудительное исполнение решения третейского суда

0,2 размера минимальной зарплаты

17) заявления о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда

0,1 размера минимальной зарплаты

Получение от суда:

 

1) повторной копии судебного решения

1 грн. за каждый лист копии

2) дубликата судебного приказа или исполнительного письма   

3 грн.

3) распечатки технической записи судебного заседания

1 грн. за каждый лист формата А4

4) копии технической записи судебного заседания в электронном виде

15 грн.

5) копии судебного решения в случае, если лицо, не принимавшее участия в деле, если решение непосредственно касается его прав, свобод, интересов или обязанностей, обращается в аппарат соответствующего суда с письменным заявлением об изготовлении такой копии в соответствии с Законом “О доступе к судебным решениям”

1 грн. за каждый лист копии

 

 

    Реформы

 Реформа и общество

Оновлено 20.11.2011 13:01
 

Комментарии 

 
+2 #5 Ира 08.02.2012 08:10
а как быть если мой доход - 130 грн в месяц - пособие по уходу за ребенком, а мне нужно оплатить 1 этот нмдг при расторжении повторного брака. Господи, когда же конец света.
Цитировать
 
 
+2 #4 Сергей 12.12.2011 19:41
В каком размере я должен заплатить судебный сбор при подаче иска "О выделении мне в личную частную собственность комнаты в квартире, находящейся в обще долевой собственности",Этот ик немущественного , или имушественного характера? Если имущественного, то в нем нет цены иска, от которой можно оттолкнутся.
Цитировать
 
 
+1 #3 Александр 13.11.2011 19:55
Тут пишут о трагедии с людьми доход которых менее 1500 грн., а что мне говорить с пенсией всего в 840 грн.
Цитировать
 
 
+2 #2 Бедняк, уже нищий 27.10.2011 14:22
Это бандитизм на большой дороге судопроизводств а. Спасибо ПР.
Цитировать
 
 
+4 #1 Александр 2 26.09.2011 20:30
80% населения Украины с доходом менее 1500грн. экономически отстранены от возможности добиться справедливости в судах, которые после такого закона нельзя назвать народными.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить