Валютно-финансовая стабилизация в августе. И кому она мешала? |
![]() |
![]() |
![]() |
Автор: Administrator |
16.09.2015 22:52 |
Гривня приближаются к стабилизации. Власти решили использовать эту стабилизацию как ресурс на выборах. Выдержит ли это гривня?
На валютно-финансовом рынке в августе было затишье.
НБУ практически не выходил на валютные торги. В течение месяца он не продавал валюту, а купил лишь 9.2млн.$ на 193млн.гр. В сравнении с миллиардами гривен, на которые покупалась и продавалась валюта в предыдущие месяцы. это незаметные суммы, которые никак ен влияли на рынок.
При это курс не испытывал особых колебаний, держался в пределах 23грн/$
Выкуп ОГВЗ также был умеренным, за месяц выкуплено 3.6млрд.гр. Это в 1.5 раза больше, чем в авгусет 2013г. (2.4млн.гр.) но в 12раз меньше, чем в августе 2014г. (44.7млрд.гр.). Всего за 8 месяцев НБУ выкупил ОГВЗ на 48.1млрд.гр. что больше, чем в 2013г. (32.2млрд.гр.), но значительно меньше, чем в 2014-м (89.6млрд.гр.) А с учетом более 50% инфляции, выходит, что выкуплено ОГВЗ примерно столько же, сколько и в 2013г.
ОГВЗ (Облигации государственного внутреннего займа) - это долг Правительства. Оно выпускает эту облигацию и продает банку или другому финансовому институту, получая деньги в бюджет. По своим облигациям Правительство платит процентный доход из бюджета, а по окончании срока обращения облигации - выкупает обратно. Таким образом ОВГЗ - способ финансирования бюджета.
Но когда эти облигации на предложенных Правительством условиях никто не выкупает, в дело вступает нехитрая схема - их выкупает государственный банк и продает НБУ. А НБУ платит за облигцию, фактически, "нарисованными" деньгами. В обращени епоступает новая порция гривны, не обеспеченная товарами и услугами. Или, другими словами, происходит "эмиссия гривны".
В 2014г. массовый выкуп ОВГЗ Нацбанком начался как раз в августе-сентябре. Основная его цель была - помощь Нефгегазу в выплате долгов и оплате зимнего газа. Т.е. закупка газа на зиму и оплата долгов Нефтегаза в 2014г. выполнялась за счет эмиссии гривны.
В этом году у Нефтегаза просроченных долгов нет, запасы газа на зиму недостаточны, но пока Правительство не собирается их увеличивать за свои средства, ведя переговоры с европейцами о кредите. Другая актуальная проблема этого года - закупки угля на зиму. Но пока они не потребовали эмиссии, к 16сентября НБУ даже уменьшил количество ОГВЗ в своем портфеле на 1млрд.гр. Хотя все еще впереди, и закупки угля, и кредит Фонду гарантирования вкладов в 21млрд.гр. который пообещало Правительство. Есть подозрения, что он также будет за счет ОГВЗ.
В августе НБУ практически не кредитовала банки. Хотя % рефинансирования и был снижен до 27%, он остается слишком высоким, чтобы банки им пользовались. В августе НБУ сообщил о выдаче 1 кредита овернайт на 240млн.гр. и 1 одного на длительный срок на 70млн.гр. Про миллиарды на рефинансирование, уходившие в 2014г. в августе вспоминали как о далекой истории.
Правда. остаток задолженности банков по рефинансированию уменьшился незначительно - на 53млн.гр.. Банки не гасят старые долги.
Уменьшился и остаток задолженности НБУ перед банками по депозитным сертификатам - на 2.5млрд.гр. Если в предыдущие месяцы банки охотно размещали свои средства в НБУ, то в августе больше забирали назад.
В августе банки продолжали терять депозиты физических лиц, как гривневые, так и валютные. НБУ привело данные по депозитам физических лиц по работающим банкам - там есть небольшой прирост. Но это лукавая цифра, клиенты закрытых банков получают возмещение в пределах 200т.гр и часть оставляют в работающем банке - это не признак роста вкладов. Остаток физических лиц в банках продолжает уменьшаться и это подтверждает статистика, отраженная на графике - синяя линия. Частные граждане деньги в банки не несут. То ли по-прежнему не доверяют, то ли денег нет.
Депозиты юридических лиц в гривне, наоборот, продолжают расти (зеленая линия на графике) и уже обогнали депозиты физических лиц. Это вряд ли повод для радости, у предпринимателей нет других прибыльных вложений.
Кредиты, выданные физическим лиц также уменьшаются в размере. Остатки по валютным кредитам практически не падает после резкого уменьшения в июне в результате списания части долга некоторыми банками. Видимо, 4.6млрд.$ - это кредиты, которые люди не могут обслуживать.
А вот остаток по кредитам юрлиц в гривне в августе существенно вырос - на 5млрд.гр. - и вышел на уровень мая-июня (фиолетовая линия). Необходимо понаблюдать за поведением этого показателя еще месяц-два. чтобы определить, имеет ли место новая тенденция или произошла статистическая накладка.
Валютные кредиты юрлиц продолжают падать.
На наличном рынке валюты изменений немного. Банки выкупили валюты на 201млн.$ и продали на 49млн.$ Очевидно, что основные операции по покупке-продаже наличной валюты продолжают идти вне банков.
Как видно из обзора, в авгусет НБУ практически не вмешивался в валютный рынок. Выброс денег произошел за счет выкупа ОВГЗ на 3.6млрд.г. и возврата депозитных сертификатов на 2.5млрд.гр. Кроме того, на 190млн.гр. была куплена валюта, но банки вернули 53млн.гр. кредитов. В результате в обращение было выпущено дополнительно 6.2млрд.гр.
Другим направлением денежной эмисиси является перечисление НБУ средства в бюджет. Данных за август пока нет, но в июле было перечсилено 7млрд.гр. Формально перечислялась прибыль НБУ, которую он получил от Правительства же за ОВГЗ, находящиеся в его распоряжении. На самом деле НБУ перечисляет в бюджет большие суммы, кроме того, он несет убытки от невозврата кредитов рефинансирования остановившимися банками. До прибыли ли тут? Т.е. это перечисление - чистая эмиссия. Не случайно МВФ требует, чтобы в 2016г. НБУ перечислял только реально полученную прибыль. Такого большого перечисления уже не будет.
График перечисления средств в бюджет в 2014-15гг представлен на графике
Из графика видно, что в начале года НБУ средств в бюджет практически ен перечислял, в отличие от 2014г. , когда он начал это делать с 1-го месяца года. Но уже с июня он перечислил больше денег, чем в 2015г. По состоянию на конец июля НБУ перечислил в бюджет 32.1млрд.гр или на 9.3млрд.гр. больше, чем в 2014г.
Итак. в августе на валютно-финансовом рынке страны наметилась некоторая стабилизация. При этом новые деньги продолжают впрыскиваться в обращение. но уже гораздо более медленными темпами. Экономике это не помогает подняться, но бюджетные проблемы удается решать. С одной стороны - за счет роста налогов в результате повышения ставок и инфляции. С ддругой стороны - за счет не повышения выплат бюджетникам, пенсионерам. социальщикам.
Но тут подошли выборы.
И оказалось, что валютно-финансовая стабилизация - несравнимо меньшая ценность, чем места мэров и местных депутатов.
Правительство подало изменение в бюджет 2015, в котором заложило индексацию доходов бюджетников, пенсонеров и социальщиков уже с сентября. На это дополнительно затребовано 10млрд.гр. Кроме того заложены средства на закупки для медицины, других бюджетных ведомств. Меньше всего увеличено финансирование оброоны, хотя по легенде из-за армии все и было задумано. Но армейцев голосует значительно меньше, чем пенсионеров и бюджетников.
Правительство соглашается, что надо снижать налоги. Но объясняет, что не может, ведь в прошлые годы были взяты высокие обязательства по выплатам из бюджета и их нечем финансировать.
Правительство и НБУ видят, что валютные ограничения держат украинскую экономику за ноги. не давая начать подниматься. Тем не менее, 3 сентября все ограничения на валютные операции были продлены из-за опасений, что стабилизация на валютно-финансовом рынке неустойчивая. Лишь увеличился лимит выдачи валюты со счета физлица до эквивалента 20000гр (было 15000гр) и предприятиям разрешили покупать валюту при наличии на счетах собственной валюты в эквиваленте 25000$ (было - до 10000$). Это, конечно облегчение. но слишком мало заметное, все основные ограничения на покупку, перечисление и получение валюты остались. Именно из опасений сорвать стабилизацию. И сами же срывают.
Правительство уже видит, что в 2015г. НБУ перечислит меньше денег в бюджет из-за требований МВФ, отмены импортного сбора в 5-10%. И тем не менее, берет на себя новые социальные обязательства.
Есть ли в этом хоть какая-то экономическая логика каждый может решать сам. А наметившуюся валютно-финансовую стабилизацию жалко. |
Оновлено 18.01.2016 23:34 |