ОСМД: проблемы, проблемы … Продолжение

Начало...

Никакие вы не собственники

Ответа горисполкома на наш запрос мэру мы таки дождались (27.03.09). Мне известно, что побродил запрос по юристам нескольких управлений горисполкома, ведь права наши, о которых мы спрашивали, такая непонятная для чиновников тема… Ответственность в конце концов взял на себя начальник Управления коммунального имущества и приватизации.

Привычный к стилю ответов должностных лиц, такого прочесть не ожидал. Обычно отделываются отписками, здесь же недвусмысленное провозглашение нашего полного бесправия. Констатирующую часть привожу дословно в переводе на русский.

«…распоряжаться нежилыми помещениями по указанному адресу объединение совладельцев многоквартирного дома не имеет законного права. Кроме того, согласно ст. 11 Закона Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома», передача жилого комплекса с баланса коммунального предприятия на баланс объединения совладельцев многоквартирного дома не влечет за собой изменения формы собственности и жилой комплекс остается в коммунальной собственности города»

Т.е. не были мы собственниками своего дома и не будем дальше, даже если решимся взять дом на свой баланс. Правовая характеристика сего манифеста бесправия ОСМД - ниже, пока обращаю внимание на совершенную нелепость сказанного: объединение совладельцев ничем, выходит, не владеет.

Теперь о ст. 11. В ней речь идет об условиях взятия объединением дома на баланс, т.е. о самостоятельном ведении домового хозяйства. Привожу то предложение из этой статьи, которое используется городским начальством как патент на вечное владение нашими домами: «Передача на баланс имущества (в том числе земельного участка), которое входит в состав жилищного комплекса, но не принадлежит объединению, не влечет за собой возникновения права собственности на него». Ясно, что говорится о какой-то части имущества, которая почему-то не принадлежит жильцам. Конечно, тут может возникнуть вопрос, о каком имуществе речь. Но подводить под это предложение весь дом?!

Недвусмысленной охранной грамотой наших прав является Закон Украины «О приватизации государственного жилого фонда», принятый еще в 1992 г., с дополнениями, последовавшими после известного Решения Конституционного суда 2003 г. Согласно этому закону дом со всем его жилищным комплексом является совместной собственностью собственников квартир. Причем факт собственности не зависит от того, образовано ли ОСМД, взят ли дом на баланс. К собственникам квартир относится и городская громада в лице соответствующего органа горсовета; в той мере, в которой в доме имеются неприватизированные квартиры, другие помещения, оставшиеся в коммунальной собственности.

Лазейкой для притязаний городских чиновников является отсутствие в законах абсолютно четких определений того, что входит в жилищный комплекс дома. В законе 1992 г. к жилищному комплексу отнесены, в частности, вспомогательные помещения (подвалы и др.). Но уже в законе «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» 2001 г. кроме вспомогательных введено еще и определение нежилых помещений, которые в комплекс входят, но не входят в жилой фонд.

Хотя в законе не сказано, кому они принадлежат и непонятно, кто и как решает, как называть те или иные помещения, но городские чиновники все для себя уже решили. Считается в Харькове, что сей вопрос должен решаться городским Бюро технической инвентаризации (БТИ). Поскольку Бюро является структурой горисполкома, то понятно, чья рука владыка.

Но что там про лазейки в законах, если начальник управления коммунальной собственности решил вопрос кардинально: фиг вам. Апофеоз извращения законодательства Украины!

Луч света в темном царстве?

Еще до получения ответа произошли некоторые события, которые вселили в нас с Володей - председателем сдержанный оптимизм. Мы познакомились с молодой специалисткой отдела по контролю за деятельностью ЖСК и ОСМД - отдела управления жилищного хозяйства горисполкома. Именно она курирует сейчас создаваемые ОСМД. Даже по внешнему виду она не похожа на чиновниц старого типа.

С увлечением взялась за дело, снабжает потенциальных председателей огромными объемами информации в электронном виде. Вникнув в существо наших проблем, с особым значением напомнила нам ст. 23 закона об ОСМД: «Расходы на содержание и ремонт помещений или другого имущества, которое находится в общей собственности, определяется уставом объединения и договором об их использовании». Намек нами был понят следующим образом: вы сумеете через договор с горисполкомом как с собственником сданных в аренду помещений дома содрать с него недостающую для пристойного содержания дома сумму. Но попытка прояснить намек не удалась, Людмила (так назовем передовую специалистку) загадочно советовала пройти сначала по пути регистрации ОСМД, а там все увидите. Хоть и новой формации, но не совсем же наша, в горисполкоме ведь работает.

Тогда мне пришла в голову следующая мысль: Людмила по ее рангу в иерархии не может излагать политику горисполкома в отношении собственности и доходов с нее, попробую обратиться к лицу, приближенному к городскому голове. Определенную симпатию у меня давно вызывал один из его советников, занимающийся именно ЖКХ темой. Он демонстрировал большую открытость, регулярно проводил в городе семинары по ЖКХ проблемам. Аудиенция состоялась, не знаю, сыграло ли в этом роль и мое положение советника (правда, на общественных началах и другого лица). Никаких ответов я не получил, но прямо при мне Советник стал организовывать совещание по вопросам нашего объединения как типичных для всей ОСМД-программы города.

Совещания с участием представителей связанных с данной проблемой подразделений исполкома и с нашим участием. Разберемся, мол, с вами и, возможно, обратимся к городскому голове с предложениями, которые возникнут. Вот оно, настоящее внимание к проблемам горожан, вот он, новый подход, подумал я.

Совещание в горисполкоме

Оно состоялось 23.04.09. Мне оно показалось не слишком представительным: кроме Советника присутствовали начальник отдела, в котором работает Людмила, она сама, зам. начальника Ассоциации ОСМД, созданной горсоветом. Присутствовал ли представитель управления коммунального имущества, не знаю. К сожалению, не смог прийти по производственным причинам и Володя-председатель.

Сначала я выступил с моим видением положения объединений в городе и политики городских властей по отношению к ним, а также с кратким обзором проблем нашего будущего ОСМД. Советник сказал о цели совещания. Далее присутствующие начали нас стыдить. Какие же мы нехорошие (нахалы, в общем), что, еще не зарегистрировавшись, уже пытаемся узнать, что нам причитается. Вот, зарегистрируйтесь сначала, как люди, затем, еще лучше, возьмите дом на баланс, тогда и увидите все источники поступлений.

Как же так, говорю я, кто же берется за связанное с расходами и заботами дело, не выяснив возможностей и условий? Нет, нет, лентяи вы и в закон ни разу не посмотрели, хотите сразу все на блюдечке. Даже Людмила, на которую возлагал особые надежды, в присутствии своего начальства не захотела выпадать из общего фона. Я ж вам говорила, говорит тоном наставницы с нерадивым учеником, что есть такие организации, которые помогают объединениям составлять смету (говорить-то говорила, но консультации эти не бесплатные).

В общем, намеки остались намеками, на мой прямой вопрос, можем ли мы рассчитывать и в какой степени на поддержку горисполкома в заключении приемлемого для нас договора об использовании арендованных помещений, ответа я не получил. Таким образом, даже компромиссный вариант получения объединениями хотя бы части их прав остается пока за семью замками.
Но нельзя сказать, что совещание закончилось безрезультатно.

Советник посоветовал через меня нашему председателю прийти к нему с примерной сметой, из которой должен быть виден тариф оплаты 1 м. кв. жилых и нежилых помещений. Советник обещал сам помочь ему в сведении расходов с приходом. Но я ведь в своем выступлении уже сказал примерные цифры, зачем же затягивать? Здесь опять можно было расслышать намек, что разговор председателя с Советником будет небесполезным. Посмотрим…

Вот вам и новая генерация должностных лиц. Я не обижаюсь на тон разговоров, не приходится ожидать, что понимание прав граждан и их объединений будет у чиновников на уровне посетителей сайта «Країна Ліберальна». Но что я услышал на совещании от прогрессивного Советника?! Что хотя по закону вспомогательные помещения номинально принадлежат жильцам, но реальная собственность возникнет только после того, как Николай Иванович, директор БТИ, выпишет на каждого жильца соответствующий сертификат. Великий и могучий Николай Иванович, отдай нам нашу собственность!

29.04.09.
Продолжение следует...
А.И. Копелиович, г. Харьков

Коментарі

Додати новий коментар

Вміст цього поля є приватним і не буде показаний.