Газовые битвы в Украине. Рыночные цены или тотальный контроль?
Пока претенденты на президентский пост обещают снизить цены на газ, участник газового рынка пытаются улучшить свое положение.
В данном случае сражение идет между облгазами и Нефтегазом.
Вообще на рынке каждый пытается улучшить свое положение. Это не хорошо и не плохо, это реальность. Хорошо, когда они при этом соблюдают законы и моральные нормы. Не очень хорошо, когда привлекают на свою сторону политиков, общественность, пытаются показать свою деятельность полезной для страны, а оппонентов - вредной.
Потому что полезна для страны их деятельность или вредна определяется организацией.
Если рынок организован правильно, то, что выгодно участникам, выгодно стране и людям. А вот если неправильно, тогда бывает, что участники рынка в выигрыше, а всем вокруг не нравится.
История 1 Данные о потреблении газа всеми гражданами Украины – в открытый доступ. Потому что цена на газ для населения ниже рыночной.
Украина пообещала «отпустить» цены на газ для всех потребителей. Получила за это кредит МВФ. Но цены для бытовых потребителей и теплокоммунэнерго отпущены не были. Когда рыночные цены были не слишком велики и выборы далеки, правительство побоялось. Когда цены рынка ушли далеко вперед, а выборы через 4 месяца, МВФ пристал с ножом к горлу, «отпускай или по миру пущу». КМ цены не отпустил. А повысил до 70% от цен промышленных потребителей. Якобы с апреля 2019 будет 80%, а уже с 2020 – отпустят (Постанова КМ №867 от 19.10.2018).
На самом деле КМ от этого только проиграл, т.к. никто из населения не оценил эти 70% от рыночной цены, все поняли одно «Кабмин повысил цены». И это никому невозможно объяснить, что повышение цен Постановой КМ – это действие рынка.
2 разные цены на газ оставляет большой простор для максимизации прибыли участников. Чтобы ограничить их творчество есть известный с советских времен способ. «Учет и контроль».
Но Украина чуть отошла от социализма, поэтому учет и контроль ослаб даже в сравнении с советскими временами.
Поставщик газа может взять газ по заниженной цене, якобы для населения. А продать по полной цене промышленности. И заработать. Нефтегаз это, естественно, не устраивает. Как же проконтролировать?
От поставщиков газа населению потребовали передать в Минфин полный перечень всех клиентов, получающих газ по сниженным ценам. Т.е. просто полный список населения. ФИО, идентификационный код, адрес, вид жилища (дом, квартира). Ежемесячно передается информация о потребленном газе, Минфин выставляет ее на своем сайте в реестре открытых данных.
Т.е. для того чтобы не отпустить цены на газ, личные данные всего населения страны, получающего гаp в любой форме, должны появиться на сайте Минфина. Казалось бы, почему мои данные должны появиться в открытом доступе, если я не просил себе специальных цен? Уже не спрашиваю, почему только цен на газ? Ведь в Украине специальные (фиксированные Правительством) цены на тепло и горячую воду (при ЦО и ГВС), на электроэнергию и даже на пассажирские перевозки. Везде есть возможность заработка путем продажи льготного ресурса по рыночной цене. Почему в открытый доступ собираются выставить только данные по потреблению газа?
Потому что сделали неправильно. Побоялись отпустить цены. Потому что теперь надо защищать сделанное неправильно, совершая новые неправильные действия.
Вполне естественно, что Окружной админсуд Киева отменил ту часть Постановы КМУ, что связана с передачей личных данных.
Нефтегаз продолжает настаивать на передаче . Борьба продолжается. Вариант опустить цены не рассматривается.
История 2. Долги перед Нефтегазом за газ растут.
Каждый месяц Нефтегаз публикует объем долга за поставку газа.
Последняя информация – от 5декабря. Всего долг 43.4млрд.грн. За неделю он уменьшился на 2.7млрд.грн.
Но с начала года вырос. Просто оплата идет постоянно, а долг начисляется раз в месяц.
Теплокоммунэнерго задолжала 26.2млрд.грн., облгазы – 17.3млрд.грн. (за последнюю неделю долг сократился на 1.7млрд.грн.)
Откуда берется долг? От неправильной организации рынка. А участники ведут себя вполне рационально. Пытаются заработать и оттеснить конкурента.
С одной стороны, Постанова КМ требует, чтобы потребитель газа заключил договор и оплатил 75% долга. Иначе ему не положено давать «номинацию» - что-то типа советского «лимита». С другой стороны закон запрещает прекращать поставки газа на ТКЭ в отопительный сезон. При попытках такого прекращения против газовиков возбуждаются уголовные дела, а активное население и власти чуть ли не лично открывают задвижки.
Почему возникает долг? С одной стороны не платят (или платят с задержкой) потребители. С другой стороны, государство тянет с субсидиями.
В результате образования долга Нефтегаз не выдает номинации, а ее дочерняя кампания Укртрансгаз поставляет газ.
Сторона Нефтегаза утверждает, что получение газа без номинации – воровство. Это не правда. На самом деле это известная с советских времен безлимитная поставка. В СССР деньги не играли особой роли. Для поставки-получения товара нужны были фонды и лимиты. Поставка без них заканчивалась приходом ОБХСС и уголовным делом. Т.е. это – нарушение социалистической законности, а не законов рыночного демократического государства. Что, кстати, подтвердил Верховный суд.
Потребитель оплачивает газ и тепло с задержкой и по фиксированным специальным ценам. А Нефтегаз начисляет долг в срок и по общим, более высоким ценам. Нефтегаз говорит, что поставка без номинации – это не обеспечение газом населения, а «ребалансировка» и на нее ограничение цен не распространяется. Разница сейчас 30%, а до повышения цен для населения доходила и до 50%. Естественно долг растет.
Облгазы подает в суд, который пока на их стороне. Более того, Верховный суд принял в июне решение, в котором обязал Нефтегаз выдавать номинации ТКЭ. Но решение суда принимается по каждому обращению, а Нефтегаз продолжает начислять новые долги.
Роль прогрессивной общественности. СМИ, политиков, партий
В ходе борьбы Нефтегаза с облгазами на стороне участников прогрессивная общественность и СМИ. Доводы сторон далеки от газа и рынка. «Фирташ» - довод одной стороны. «Премия Коболева» - с другой.
Естественно, дело не в Фирташе и ни в Коболеве. Хотя бы потому, что Фирташу принадлежит ¾ газопоставляющих предприятий, на остальной ¼ ситуация та же самая. Более того, 1 облгаз принадлежит самому Нефтегазу, но и там то же самое. Потому что опять же, каждый действует в своих интересах. А вот то, что интересы не совпадают с общественными, это вопрос организации рынка. Наличия вредных и непродуманных ограничений, противоречащих друг другу нормативных актов.
И тут сразу 2 проблемы.
С одной стороны, СМИ, политики и прочие говорящие головы не умеют и не хотят говорить о проблемах. Вся украинская политика в СМИ и выступлениях политиков - это противостояние хорошего человека и плохого. Только вот кто хороший, а кто плохой - у всех разные Вот Фирташ против Коболева – это понятно, это хорошо воспринимается. Рыночные цены, постанова КМ, решение ВС – все это скучно, рейтинг не заработаешь.
С другой стороны, те же политики и политтехнологи прямо продают свои услуги участникам рынка, применяют технологии, понятные постсоветскому человеку.
В результате из массовых источников информации практически невозможно узнать о сути проблемы, понять важность отмены ограничения цен и запретов. И политиков, повышающих свой рейтинг на освобождении рынка, а не на постсоветских травмах, тоже не видно.
Если кто-то считает, что такой есть, задайте им вопрос – он за рыночные цены на газ или за сохранение специальных цен для населения + открытый реестр всех получателей газа по специальным ценам?
PS: Из недавнего прошлого
Была в СССР государственная торговля, в которой все воровали. Не потому что плохие люди, а потому что такие были правила. Тот, кто не воровал, оставался без штанов и больше там не работал.
Кстати, то, в чем обвиняют друг друга Нефтегаз и облгазы в советской торговле называлось "пересортица". Когда в продажу поступал сахар по 77 и по 84коп., а продавцы весь продавали по 84коп. Ничего нового, при фиксированных нерыночных ценах продавцы всюду делают одно и то же.
Большинство населения одобряли государственную торговлю с фиксированными государством низкими ценами. И требовали наказать работников торговли, из-за которых, по их мнению, товаров не было в магазине, а при покупке «из-под полы» они стоили втридорога.
- Как можно наказать всех торговых работников?
- А не надо всех. Первых посадят, остальные испугаются, и не будут воровать.
На самом деле сажали многих. И продавцов, и завмагов, и директоров торгов. Товаров в продаже больше не становилось. Цены «из-под полы» увеличивались.
Какой отсюда вывод должен был сделать рациональный наблюдатель?
Рынок организован неправильно. А продавцы как раз ведут себя правильно. Они максимизируют свой доход, это естественное поведение участника рынка.
Как определить, что рынок организован неправильно? Так вот же, все или почти все его участники ведут себя во вред стране и людям.
5-10% аморальных типов могут так себя вести при любых условиях. Если нарушителей до 10%, с ними можно бороться лично, без организационных изменений. А чтобы все нарушали – так бывает только если организация неправильная. И менять надо ее, а не "плохих людей"
В приведенном примере неправильными были фиксированные цены и государственная собственность. Именно это и следовало устранить. Так в результате и вышло. Как только цены отпустили и магазины стали частными, товар появился в продаже и для покупки мяса не надо больше искать знакомства с мясником.
Почему население требовало наказать торговцев? Потому что им нравилась система низких фиксированных цен. Они думали, что дело в вороватых продавцах, а если их заменить честными, то все изменится (см. Жванецкий) и система будет работать как было задумано - по низким ценам все можно купить.
И только немногие в те годы понимали, что система неправильна и замена продавцов ее не улучшит. За прошедшие годы, возможно, бывшим мясникам и их бывшим друзьям изменения не понравились. Все остальные, кто в те годы надеялся на улучшение советской торговли в ее неизменно виде, привык к свободным ценам и частным магазинам, увидел в них свои прелести.
Неверно было организована не только торговля. Но и, например, строительство. В известном советском фильме «Мы нижеподписавшиеся» было наглядно показано, как работники стройтреста действуют против легальных интересов самого треста и страны в целом, улучшая свое собственное положение. И только 1 идеалист пытается действовать против своей личной выгоды в общих интересах. Естественно, терпит поражение. Все окружающие его люди ему вполне сочувствуют. Но никто не помогает. Потому что люди в большинстве своем хорошие. Но на рынке работают интересы. И при неправильной организации (центральном директивном планировании и государственной собственности) личные интересы этих хороших людей работают в убыток тресту и стране в целом.
Сейчас строительство практически все частное и проблемы героев фильма понятны только людям в возрасте.
И с газом будет то же самое. Газовые войны будут продолжаться ровно до того дня, как появится 1 цена и возможность работы разных поставщиков. А как помочь социально важным объектам, будет проблемой государства, а не бизнеса. В тот же день страна забудет про открытые реестры получателей, долги перед Нефтегазом и прочие сегодняшние проблемы. Как молодые люди сегодня не знают, что такое "договориться со знакомым мясником" или "выбивать лимит"