В 2016-м году уменьшились количество пенсионеров, сумма пенсионных выплат, сумма доходов ПФ. Совсем немного, но уменьшились.
Уменьшение числа пенсионеров помогло бюджету легче перенести сокращение % отчисления работодателями ЕСВ за своих сотрудников с 41 до 22%. В результате сокращения ЕСВ выпрямилось соотношение между социальными отчислениями и доходами бюджета
Доходы ПФ в 2016г. уменьшились
В 2013г. ЕСВ составило 42.7% от доходов бюджета, фактически, социальные фонды представляли из себя параллельный бюджет. Такого соотношения не может быть в нормальных экономиках. В 2016 ЕСВ уже составлял только 16.9% доходов бюджета, что более естественно.
Доходы ПФ от ЕСВ сократилась на треть, а дотации из бюджета - увеличились в 2.7раза.
При этом несколько сократились перечисления из бюджета на спецпенсии и их количество. ПФ смог не только вернуть Казначейству все кредиты текущего года, но и 2.4млрд.грн. взятых ранее.
Расходы ПФ в 2016г. также уменьшились
Расходы ПФ также сократились
Из графика видно, что сумма пенсий в пределах пенсионного закона в 2016-м перестала расти, практически, вернувшись на уровень 2013-14гг Не выросли и все остальные выплаты, в т.ч. спецпенсии.
В результате общие расходы ПФ в 2016-м упали до 253.4млрд.грн. (в 2015-м было гораздо больше - 265.2млрд.грн., в 2014-м - 243.1, в 2013-м - 250 и в 2012-м - 233млрд.грн. Т.е. и общие расходы ПФ вернулись на уровень 2013-4гг)
В результате удалось реально сократить долю ВВП, перераспределяемую через государство - она опустилась ниже 40%. Конечно, сокращение на 3-4% недостаточно, но уже положительная тенденция.
Это результат как раз сокращения ЕСВ в 2016-м году Благодаря ему доходы государства выросли значительно меньше, чем ВВП в номинале.
Средняя пенсия росла, но ниже инфляции
За счет чего произошло сокращение расходов? Ведь средняя пенсия в 2016-м выросла на 7.5%
Рост ниже уровня инфляции, тем не менее, он увеличил расход государства на пенсионные цели. Кроме централизованного увеличения пенсий в 2016-м году важным явилось то обстоятельство, что новые пенсионеры, выходившие на пенсию в 2016-м получали в среднем гораздо более высокие выплаты, чем старые пенсионеры, выходившие на пенсию в советское время или в 1990-е. Высокие зарплаты и занятость в период 2006-8 и 2011-13гг сильно увеличили пенсии у тех, кто работал в этот период, а на пенсию выходит только сейчас. Т.о. средняя пенсия растет даже без усилий власти по ее повышению.
Сократилось количество пенсионеров
А вот число пенсионеров сократилось
Уменьшилось общее количество пенсионеров, в т.ч. количество получающих пенсию по достижению пенсионного возраста, и социальных пенсионеров. Несколько увеличилось число пенсионеров. получающих пенсии по инвалидности, по потере кормильца и. существенно увеличилось количество вышедших на пенсию по выслуге лет.
За счет чего уменьшилось количество пенсионеров? Тут есть 2 факторв. Нахождение части пенсионеров на территории, не контролируемой украинской властью и увеличение пенсионного возраста женщин, и имеющих право на досрочную пенсию (по спискам 1. 2 и прочие).
Выплаты пенсионерам Донецкой и Луганской областей
По состоянию на август 2014г. на территории, ныне не подконтрольной украинской власти, находилось 1278т.пенсионеров. Сколько за прошедшее время достигло пенсионного возраста и не оформили пенсию, т.к. находятся на на территории ОРДЛО, неизвестно. Но известно, что из тех, кто уже имел оформленную к августу 2014г. пенсию, 956т .пенсионеров на 1.1.2016г. оформили ее получение на контролируемой Украиной территории в качестве временно перемещенных лиц. Остальные 322т.пенсионеров не получали пенсии по состоянию на начало 2016. Но в течение 2016г. была проведена верификация выплат, в результате которой многие, не подтвердившие свой статус, лишились возможности получать пенсии В результате на конец 2016г. пенсии получали только 548.9т.пенсионеров - временно перемещенных лиц, что на 407.1т. меньше, чем на начало года. Сколько пенсионеров не получают пенсии, находясь на территории ОРДЛО, неизвестно, сколько из ранее оформивших пенсии живы и продолжают там находиться, сколько новых достигли пенсионного возраста. Тем не менее ясно, что если бы не война, число пенсионеров, которым следовало бы выплачивать пенсии, увеличилось не менее, чем на 700т.чел. и превзошло бы уровнь 2014г. Экономию ПФ посчитать можно только приблизительно, с учетом того, что пенсии на Донбассе обычно были выше, чем в среднем по стране. Так на 1.1.2017г. средняя пенсия по Донецкой области превышала 2т.грн. В расчете на 700т.пенсионеров экономия фонда составила около 17млрд.грн.
Повышение пенсионного возраста.
В 2016г. было оформлено 397.5т. новых пенсий. При этом на 1.1.2016г.в стране было 592т.чел в возрасте 59лет, 254.4т. мужчин и 337.5т.женщин А женщин в возрасте 54года (накануне ранее действовавшего пенсионного возраста для женщин) еще больше - 356.3т.чел. Конечно, какое-то количество вышли на пенсию раньше, а какое-то количество более молодых выходили на пенсию в 2016-м. Т..е если бы не повышение пенсионного возраста, то количество новых пенсионеров составлило бы не около 400т.чел, а около 600т. Но с 2012г.. ежегодно на пенсию выходит только половина женщин, достгиших пенсионного возраста, т.к. сам пенсионный возраст повышается на полгода за каждый год. То же самое происходит с некоторыми работниками, имеющими право досрочного выхода на пенсию. С 2014г. возраст выхода для них начал повышаться на полгода за год, например, кто выходил в 40 лет возраст выхода за 10лет повысится до 45 и т.д. В результате и эта категория людей вышла на пенсию в 2016г. в уполовиненном количестве. А пенсия у этих людей выше среднего. Оценить экономию можно тоже только приблизительно, порядка 7млрд.грн.
Все это вместе уменьшило количество пенсионеров, которым следует проводить вылпаты, не менее, чем на 900т.чел и сократило расходы ПФ порядка 24млрд.грн. Без этого расходы фонда явно бы выросли на 9-10% и превзошли бы расходы всех предыдущих лет.
Дополнительные увеличения и уменьшения выплат
Дополнительно уменьшило объем выплат 15% сокращение пенсий работающим пенсионерам - сумма выплат уменьшилась на 3.2млрд.грн.
Еще одно уменьшение выплат - максимальный размер пенсий в Украине ограничен суммой в 10740грн.
Около 9т. пенсионеров, которым пенсии назначили ранее 2011г., получают больше, наибольшая пенсия в 58764.2грн назначена Герою Украины, летчику испытателю.
9тыс. пенсионеров. пусть даже получающих в среднем 30т. в месяц, (на самом деле меньше), это 3млрд.грн. в год. Но ограничение максимальной пенсии суммой в 10740 существенно уменьшило затраты государства на выплату пенсий.
Что действительно, увеличило расходы ПФ, это доплаты до минимальной пенсии 8млн.пенсионеров, имеющих полный страховой стаж, .и 6.3млн. доплат различным пенсионерам (некоторым по нескольку). Больше всего детям войны - 3млн. доплат. Эти доплаты не обеспечены страховыми выплатами и увеличивают дефицит ПФ.
Тем не менее, из 11938.8млн. пенсионеров, большинство получало очень низкие пенсии:
Распределение количества пенсионеров по величине пенсии на 01.01.2017 имело вид:
До 1000грн. - 384.8тыс или 3.2%
От 1000 до 2000грн - 9006.4тыс или 75.4%
От 2000 до 3000грн. - 1475тыс. 12.4%
От 3000 до 4000грн. - 636.8тыс или 5.3%
От 4000 до 5000грн. - 231.4тыс. или 1.9%
От 5000 до 10000грн. - 185.4тыс. или 1.6%
Свыше 10000грн. - 19тыс. или 0.2%
Минимальная пенсия на конец 2016г. составляла 1247грн, на начало года она равнялась 1074грн.
Таким образом, почти 80% пенсионеров получали минимальную пенсию или не намного выше ее, а многие и ниже (видимо, не имеющие необходимого стажа).
При этом получившие пенсию в последние годы, в основном, находятся среди 10% получающих пенсию выше 3000грн.
В этих условиях власть стоит перед 2-мя противоположными целями. С одной стороны, поднять пенсии тем, кто получает совсем мало. С другой стимулировать "белые зарплаты", завлекая ныне работающих возможностью получать высокие пенсии в будущем. Для этого надо не допускать уравниловки. Достичь эти цели одновременно в рамках ныне действующей солидарной системы невозможно.
Демонтаж солидарной системы, переход к накопительнгой пенсии, повышение пенсионного возраста как помощь для облегчения реформы.
Противники повышения пенсионного возраста, в т.ч. в Правительстве, утверждают. что повышение этого возраста для женщин и некоторых льготников, якобы, ничего не дало, не уменшило дефиицит ПФ Приведенные цифры показывают, что повышение пенсионного возраста, как и прекращение выплат на оккупированной территории ОРДЛО, существенно облегчило нагрузку на ПФ и бюджет и, в частности, позволило без проблем перенести снижение ЕСВ до 22%. Без такого повышения возраста выхода на пенсию бюджет, возможно, не справился бы с поддержкой ПФ, т.е. потребовалась бы эмиссия, что вызвало бы инфляцию, девальвацию и прочие негативные последствия.
Безусловно, повышение пенсионного возраста не должно быть заменой реформам, а лишь помощью в ее проведении, способом облегчения проблем бюджета из-за возникающих кассовых разрывов.
Сокращение ЕСВ с 41 до 22% был хорошим шагом в этом направлении.
Надо понимать, что перспективы солидарной системы сомнительны и чем скорее будет создана возможность для граждан накапивать себе на пенсию вне этой системы, тем безболезненнее пройдет ее демонтаж.
Каждый год уменьшается число молодых людей, достигающих трудового возраста и увеличивается число достигающих пенсионного возраста.
Так на 1.1.2016г. было?
32-летних 746т.чел.
27-летних 679т.чел
22-летних 510.5т.чел
17-летних 391т.чел.
12-летних 382т.чел..
Т..е до сих пор число вступающих в трудовую жизнь уменьшалось и вот дошли до обвала.
В то же время
60-летних 548т.чел.
55-летних 672т.чел.
Количество выходящих на пенсию в ближайшие 5лет резко вырастет и в 2 раза превысит число вступающих в трудовую жизнь, средняя пенсия выходящих будет значительно выше тех, кто вышел на пенсию ранее . Без повышения пенсионного возраста этот удар пенсионная система не выдержит. С другой стороны, пенсионная нагрузка солидарной системы на нынешних молодых становится невыносимой и не дает им никаких перспектив самим накопить себе на пенсию, не зависеть от благосклонности власти или значимости для нее голосов пенсионеров.
Нынешней власти просто "повезло" из-за того, что количество пенсионеров уменьшилось без всякого их участия, в т.ч. благодаря повышению пенсионного возраста женщин, предпринятого ранее.
Дальнейшее повышение пенсионного возраста должны помочь в дальнейшем сокращении ЕСВ и переводе основной части выплат в накопительную систему, а не в облегчении выплат нынешней солидарной системы.
Пенсии считал В.Рапопорт
|
Комментарии
Але після пенсійної "реформи" Рапопорта кожний хитромудрий Рапопорт припинить виплачувати ЄСВ, але й робітникам його підприємства ці кошти він виплачувати не стане. Відтак, "реформа" Рапопорта призведе до того, що вся турбота про власне пенсійне забезпечення буде покладена на найманих працівників без адекватного збільшення їх зарплат. От і весь шахер-махер, заради здійснення якого Рапопорт готовий з штанів вистрибнути!