rss
Яхт смены | Печать |
Дайджест
17.04.2012 15:43

К сожалению, ожидаемое произошло. На минувшей неделе в Администрацию Президента был передан принятый Верховной Радой 13 марта новый Таможенный кодекс. 

До этого была слабая надежда, что четырехнедельная задержка с его подписанием председателем Верховной Рады связана с попытками как-то урегулировать ситуацию, ведь принятая версия Закона в ключевых положениях весьма существенно отличалась от того, что предлагал принять Президент Украины, направляя в парламент свои замечания к первому варианту Кодекса, принятому еще в ноябре прошлого года. 

Вариантов исправления ситуации существовало, как минимум, два: можно было пойти путем фактической подмены проголосованного текста (именно это и приключилось с первым вариантом Кодекса осенью, когда он на пять недель задержался в парламенте после принятия) либо же под видом внесения технических поправок устроить переголосование наиболее одиозных его положений.

На самом же деле это время, похоже, было использовано для того, чтобы утрясти недоразумения с Администрацией Президента. Ведь Кодекс-то принимался под грифом “с предложениями Президента”, а на самом деле ряд этих самых предложений народные избранники извратили до неузнаваемости.

Статья найдется

Безусловно, поданная на подписание Президенту редакция Кодекса по жесткости не идет ни в какое сравнение с осенним вариантом. Однако таможне и ее руководству для удовлетворения своих потребностей за глаза хватит и того, что осталось в весенней редакции.

Наиболее веселой частью документа стал раздел “Таможенная стоимость товаров и методы ее определения”. В частности, руководству ГТСУ удалось протолкнуть абсурдную норму, в соответствии с которой декларанты обязаны заявлять таможенную стоимость, скорректированную по результатам контроля, проведенного таможенным органом. 

Во-первых, эта норма противоречит самому принципу декларирования, которое, согласно не только здравому смыслу, но и ст.40 Кодекса, является добровольным действием декларанта. 

Во-вторых, она равносильна тому, что, например, по итогам налоговой проверки не выносилось бы решение (которое можно обжаловать и т.д.), а налогоплательщик самостоятельно обязывался бы (без каких-либо вариантов) отразить все то, что написано в акте проверки, в налоговой декларации. 

В-третьих, эта норма, зафиксированная в ст.52, делает абсолютно бессмысленной ст.55, в которой речь идет о процедуре корректировки таможней заявленной декларантом таможенной стоимости. Зачем какая-то процедура, если декларант заведомо обязан согласиться с расчетами таможни?

А чтобы не было шансов избежать корректировки, есть ст.53 — просто “контрольный выстрел”. Она требует предоставления декларантом для подтверждения заявленной стоимости неких “всех данных”, перечень которых не определен в принципе.

Даже если работники таможни заставят себя дочитать Кодекс до ст.55 и снизойдут до применения процедуры корректировки таможенной стоимости, то и тут у них есть чем ответить декларанту. Например, отсутствием порядка вступления в силу решения таможенного органа о корректировке, а следовательно, и порядка его обжалования.

Все остальные “прелести” нового Кодекса (как-то: ничем не ограниченные возможности определять перечень товаров, подлежащих финансовому обеспечению при транзите, возможность лишить перевозчика его транспортного средства, конфисковав его за то, что клиент перевозит товар с нарушением таможенных правил, и т.п.) на этом фоне меркнут. 

Березовые рощи

Однако стоит отметить и те мелочи, которые власть имущие припасли для себя любимых. В частности, в ст.420 черным по белому написано о возрождении действия в Киеве магазинов типа “Березка”.

Они, конечно, названы “магазинами беспошлинной торговли”, но главное, что теперь таковые могут находиться не только в пункте пропуска через границу (где-нибудь в аэропорту), но и, скажем, на Крещатике! Что ж, предусмотрительность руководства ГТСУ в вопросе расширения своих бизнес-интересов заслуживает уважения.

Но не все же таможенникам — достойных людей у нас много! Разве владельцы яхт и катеров к таковым не относятся? И вот в ст.380 появляется запись о том, что гражданам-нерезидентам разрешается ввоз транспортных средств личного пользования на срок до одного года, за одним исключением: яхты и другие плавательные средства для отдыха и спорта (позиция 8903 УКТ ВЭД) им можно ввозить на срок до трех лет! 

Право слово: не пристало достойным людям раз в год гонять свои яхты из Киевского моря или, скажем, со столичного Жукова острова черт-те куда за пределы страны!

Самое печальное, что в свете объявленных Президентом социальных инициатив шансов на повторное ветирование описанного “уродца” совсем немного. 

Марков Александр  БИЗНЕС №16(1003) от 16.04.2012

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить