rss
Наша трубота | Печать |
Дайджест
11.10.2011 16:39

Все большие сложности, возникающие с наполнением госбюджета даже в условиях применения контролирующими органами весьма сом­нительных административных методов выбивания денег у бизнеса, объясняются целым рядом причин. Во-первых, во втором полугодии начала проявляться усталость экономики от чрезмерного фискального давления на нее, целенаправленно осуществлявшегося с начала года. Во-вторых, именно в III квартале текущего года государство впервые должно было прочувствовать на собственном кошельке эффект от внедрения налоговых льгот (прежде всего по налогу на прибыль) для крупного бизнеса.

 

Одна только НАЭК “Энергоатом”, воспользовавшись “экологической” льготой в Налоговом кодексе (а разве может быть электроэнергия, генерируемая АЭС, экологически “нечистой”?), не перечислила в бюджет в августе более 200 млн грн. В результате в августе впервые с начала года план сбора налогов внутри страны выполнен не был — бюджет недосчитался 715 млн грн.

 

Третьим будет

 

Однако две описанные проблемы усугубляются разрастанием третьей, которая называется “НАК “Нафтогаз України”. Началось все еще весной, когда Верховная Рада приняла законы №3319 “О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию” и №3320 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно вопросов налогообложения природного газа и электрической энер­гии”.

 

Этими законами было предусмотрено списание миллиардных задолженностей предприятий ТЭК (либо де-факто, либо даже де-юре не находящихся в госсобственности) перед поставщиками газа и электроэнергии, а также списание налоговой задолженности и обязательств НАК “Нафтогаз України” перед бюджетом. В частности, согласно Закону №3320 НАК вместе с дочерними предприятиями на сегодняшний день полагается списать 21,8 млрд грн. платежей, из которых 13,8 млрд грн. уже списаны (см. “Предприятия ТЭК…”).

 

 

И не факт, что эта сумма не увеличится, ведь Закон №3320 предполагает списание также и возникающих в процессе списания налоговых обязательств. 2 июня под №8611 в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, предусматривающий признание законов №3319 и №3320 недействительными. Однако, несмотря на вполне справедливое обоснование их отмены (ВР, приняв их, вмешалась в отношения субъектов хоздеятельности и тем самым вышла за пределы своей компетенции), верится в отмену законов мало.

 

Львиная доля списываемых обязательств НАК “Нафтогаз України” образовалась вследствие проведения операции по передаче 12,1 млрд куб.м газа компании RosUkrEnergo

 

Поэтому, на первый взгляд, эти обязательства выглядят, скажем так, искусственными. Но когда проводилась операция по отъ­ему у RosUkrEnergo 11 млрд куб.м газа в пользу НАК, у той возникали не менее искусственные расходы и налоговый кредит. Однако эта искусственность не помешала НАК стать крупнейшим получателем бюджетного возмещения НДС в 2009 г. Поэтому можно прямо говорить, что принятие двух вышеназванных законов приведет к возникновению дыры в госфинансах в размере (пока!) 24,8 млрд грн., из которых 21,8 млрд грн. “уйдут” НАК “Нафтогаз України”.

 

Нулевое удовольствие

 

Но на этом условно-скрытое финансирование этой “черной дыры” не прекратилось. В июле, при внесении изменений в Налоговый кодекс, Верховная Рада проголосовала в том числе и за то, чтобы с 1 июля по 1 октября 2011 г. операции по поставке природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины ПАО “НАК “Нафтогаз України”, облагались НДС по нулевой ставке.

 

Понятно, что нулевая ставка для операций по поставке импортного газа при наличии освобождения от обложения НДС операций по ввозу газа на таможенную территорию Украины дает НАК возможность не просто не платить НДС, но даже претендовать на его возмещение. Видимо, такой и была задумка авторов, иначе бы они, наверное, предусматривали для этих операций не нулевую ставку, а освобождение от налогообложения.

 

В последний день лета планам квартальной экономии НАК на уплате НДС неожиданно воспротивилась ГНАУ. В письме №15783/6/15-3115 налоговики разъяснили, что изменения в Кодекс вступили в силу 6 августа, в связи с чем и предусмотренную ими нулевую ставку НАК может применять только с 6 августа по 30 сентября 2011 г. Думается, вряд ли это письмо появилось без согласования с руководством Кабмина.

 

Тем более показательным оказался ответный удар нефтегазового лобби, который не заставил себя ждать. Во вторник, 20 сентября, Верховная Рада проголосовала за продление действия нулевой ставки НДС на операции НАК по поставкам импортного газа до конца текущего года (справедливости ради заметим, что выгодополучателем от этой льготы будет не только НАК “Нафтогаз України”, но и… все тот же крупный бизнес; см. “Последняя редакция…”).

 

И это, видимо, не предел. Однако и за четыре с половиной месяца, в течение которых нулевая ставка будет действовать, бюджет недополучит, в лучшем случае, около 4 млрд грн. Такой вывод можно сделать исходя из того, что за восемь месяцев этого года начисления НАК “Нафтогаз України” по НДС составили почти 12 млрд грн. (почти столько же, 11,5 млрд грн., поступило в бюджет).

 

Однако уже в сентябре НАК заявила отрицательную сумму начислений. И если государство будет еще и возмещать НДС компании, потери от описанного нововведения до конца года могут достичь 6-8 млрд грн.

 

Добавки просит

 

Ко всему перечисленному стоит добавить финансирование НАК “Нафтогаз України” путем выпуска ОВГЗ и пополнения ее уставного фонда. В этом году уставный фонд НАК таким образом увеличивался трижды (согласно постановлениям Кабмина №950 от 12.10.10 г., №1208 от 29.12.10 г. и №528 от 23.05.11 г.) и в общей сложности на 15,9 млрд грн. Кроме того, финансовым планом компании предусмотрено привлечение кредитов под госгарантии на 3 млрд грн., уже частично, к слову, освоенных монополистом.

 

Нехитрый подсчет показывает, что, по самым скромным оценкам, все перечисленные варианты финансирования НАК “Нафтогаз України” уже обошлись государству в 44,7 млрд грн. То есть аккурат по 1 тыс.грн. на каждого гражданина страны, включая стариков и грудных младенцев. При этом до конца года бюджетная поддержка, с большой долей вероятности, может возрасти до 50 млрд грн.

 

Если бы такого “национального достояния” не было, чиновникам просто необходимо было бы его придумать. И уж точно ни в коем случае не приватизировать, не передавать в управление совместным консорциумам и т.п. 

 

Госфинансы

 

Фисккультура

 

Украинские налоговики продолжают усиливать фискальное давление на отечественных предпринимателей, благодаря чему и девятый месяц текущего года в вопросе наполнения бюджета украинская власть худо-бедно может занести себе в актив. В сентябре поступления в Общий фонд госбюджета составили 20,1 млрд грн. (см. “Помесячное наполнение…”). С одной стороны, меньше в бюджет поступало только в январе, марте и июне, с другой — прошлогодний показатель превышен на 33,1%.

 

 

По итогам девяти месяцев поступления в Общий фонд госбюджета достигли 189,6 млрд грн., что на 45,8 млрд грн., или на 31,9%, больше, чем за аналогичный период 2010 г. Годовой план по итогам января — сентября выполнен уже на 75,6%. В минувшем году, например, за девять месяцев собрали 69,3% годовых поступлений.

 

Однако в прошлом году ситуация в мировой экономике была совсем иной, как и перспективы развития экономики украинской. Более того, количество тревожных звоночков связанных с формированием доходной части бюджета, продолжает расти. Видимо, именно этим объясняются все более наглые попытки контролирующих органов (в частности, налоговой службы) усилить фискальное давление на бизнес.

 

В большей степени проблемы проявляются при сборе налогов внутри страны. Со сборами на таможне все гораздо проще — хотя бы потому, что прирост импорта значительно опережает прогноз, заложенный в Бюджет-2011. Кроме того, именно налоговая служба отличилась в первом полугодии, едва ли не вдвое увеличив взимание главных налогов — НДС и налога на прибыль. Чем налоговики, кстати, регулярно хвалились.

 

В сентябре, в отличие от августа, ГНСУ удалось обеспечить выполнение Бюджетной росписи Минфина: при плане в 8,78 млрд грн. собрано было 9,05 млрд грн. Однако перевыполнение плана на 274 млн грн. объясняется в основном существенными поступлениями налога на прибыль: 2,4 млрд грн. при запланированных 1,1 млрд грн. В сентябре нет сроков уплаты этого налога, поэтому радоваться аномально высоким его поступлениям стоит вряд ли. А вот объяснить это чудо можно легко.

 

Дело в том, что переплаты по налогу на прибыль на 1 сентября составили 9,9 млрд грн. А уже к 1 октября увеличились до 12,1 млрд грн. — на 2,2 млрд грн. Если учесть, что поступления от налога на прибыль за девять месяцев в госбюджет (см. “Поступления налога...” ) составили 38,8 млрд грн. (или по 12,4 млрд грн. в среднем за квартал), можно констатировать, что ГНСУ собрала этот налог на квартал вперед.

 

 

Плюс, видимо, какое-то влияние на плательщиков оказали и “страшилки” ГНСУ в форме разъяснений по поводу запрета включения убытков прошлых лет в состав расходов текущего года. Несмотря на всю абсурдность этого разъяснения, некоторые налогоплательщики наверняка не захотели лишний раз спорить с контролерами и предпочли уточнить данные ранее поданных деклараций и доплатить соответствующие суммы налога.

 

Однако одного выдавливания из бизнеса налога на прибыль (даже с превышением плана на 1,3 млрд грн.) налоговикам не хватило — уж больно плохо идут дела со сбором большинства налогов. И они сократили возмещение НДС: вместо запланированных 3,33 млрд грн. возмещено было всего 3,22 млрд грн. Ресурс, предусмотренный бюджетом на возмещение, не был использован впервые с начала года. При этом в сравнении с августом прошлого года возмещение сократилось на 593 млн грн.!

 

Ситуация же со сбором остальных ключевых налогов выглядит неважно. Недобор НДС с произведенных в Украине товаров в сентябре составил 164 млн грн. Выполнить план уже не помогает даже применение полюбившихся налоговикам инструментов: признание сделок ничтожными и аннулирование свидетельств плательщиков НДС. Недобор акцизов с произведенных в Украине товаров в сентябре стал абсолютным рекордом — 442,4 млн грн., а с начала года достиг 777 млн грн.

 

Рынок подакцизных товаров — прежде всего алкогольный — стремительно уходит в тень, однако власть даже не пытается принять какие-то меры, чтобы воспрепятствовать этому. В этом году, кстати, “алкогольные” акцизы достигли абсолютного минимума в структуре поступлений акцизов в Общий фонд Сводного бюджета (см. “Поступления акцизов…” ).

 

Еще 309 млн грн. недополучил бюджет в сентябре от поступления различного рода рент. Хотя до сих пор рентные платежи росли. Наконец, 47,3 млн грн. составил еще и недобор НДФЛ, который, как известно, в Киеве делится пополам между государственным и местным бюджетами. Недобор этого налога в Общий фонд госбюджета подтверждает информацию о том, что ситуация с выполнением столичного бюджета выглядит очень печально.

 

Кстати, за девять месяцев невыполнение плана поступлений по этому платежу в госбюджет составило 527 млн грн. Соответственно, столько же недополучил и бюджет столицы. Хотя в целом по стране поступления НДФЛ по сравнению с прошлым годом увеличились на вполне приемлемые 19,6%.

 

В сравнении с прошлым годом прирост поступлений почти всех “внутренних” платежей (в относительном измерении) тоже продолжает сокращаться. Если по итогам девяти месяцев прирост (без учета возмещения НДС) составил 59,7%, то в сентябре к сентябрю прошлого года добавилось лишь 13,4%.

 

Таким образом, сентябрь стал первым месяцем, в котором прирост поступлений налогов внутри страны отстал от прироста номинального ВВП. Это очень показательный факт, который, по идее, должен заставить украинскую власть задуматься о том, куда ведет страну бездумная политика по выдавливанию средств из экономики. Особенно при том, что это выдавливание избирательно и не касается, например, большей части крупного бизнеса.

 

Впрочем, ситуация уже дошла до того, что наряду с чрезмерным административным давлением и массой льгот для крупного бизнеса огромной проблемой для бюджета становится необычайная щедрость государства по отношению к отдельным экономическим субъектам (например, НАК “Нафтогаз України”).

 

Последняя редакция нормы о применении нулевой ставки НДС к продаже газа НАК "Нафтогаз України"


Временно с 1 июля до 1 октября 2011 г. операции по поставке природного газа по коду согласно УКТ ВЭД 2711 21 00 00 (без учета стоимости услуг по его транспортировке, распределению и снабжению), ввезенного на таможенную территорию Украины Публичным акционерным обществом "Национальная акционерная компания "Нафтогаз України" (кроме операций по поставке такого газа для населения, учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета и местных бюджетов, предприятий теплоэнергетики для производства тепловой энергии для населения и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога), облагаются по нулевой ставке НДС.

 

Пункт 22 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса


БИЗНЕС №41(976) от 10.10.2011 Марков Александр

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить