Экспорт украинского машингостроения в 2015-м году

В 2015г. весь украинский экспорт упал почти на треть - на 29.3% Правда, импорт упал еще больше - на 31.1% и баланс получился положительным. - 632.5млн.$ Кризис... В кризис всегда меньше продают и покупают.

Как уже говорилось, основу украинского экспорта составляют товары с небольшой добавленной стоимостью, производство которых не сильно изменилось с прошлого века - руда, металл, зерно. Удельный вес машиностроительной продукции меньше, чем металла и зерна и постоянно падает.

В 2015г. экспорт машиностроительной продукции также упал больше, чем в целом по всем товарам - на 36.8% Причем, это отражение тенденции, начавшейся с 2012г.

Из приведенного графика видно, что с 2012г по 2015гг экспорт упал почти в 3 раза.

Куда продается?

Основным покупателем украинской продукции все эти годы была Россия. В 2012г. объем ее покупок опережал объем всех остальных стран. Сейчас уже не сильно. На 2-м месте в 2012-м году был Казахстан сейчас он на 5-м месте, отставая от стран ЕС - Венгрии, Германии, Польши. Если в 2012г. объем экспорта в РФ опережал экспорт в Казахстан в 6 раз, то в 2015-м опережает экспорт в Венгрию в 2.8 раза.

Первые 5 стран по объему закупок продукции украинского машиностроения приведены на графике.

Из графика также видно, что все эти годы экспорт в РФ и Казахстан резко падал, в страны ЕС - колебался вокруг ранее достигнутых значений, хотя в 2015-м было падение. Так  экспорт в Венгрию упал, в Германию - упал относительно 2014-го, выйдя на уровень 2013-го. В Польшу упал, но остается выше значения 2012-го.

Во второй пятерке ситуация иная и цифры ближе между собой.

Беларусь, которая в 2012г. была 5-й, сейчас 9-я, экспорт туда с трудом достиг 100млн.$ Упал также экспорт в Иран. В то же время вырос экспорт в Индию. Чехию. Экспорт в Китай вырос в 2013-м, потом упал, но остается выше уровня 2012-го года.

Что продается?

Учет экспорта машиностроительной продукции идет по нескольким основным видам продукции.

В 2012-м году основу экспорта всего (в т.ч. в РФ) составляли ж/д вагоны   Сейчас их экспорт упал до трудно  различимых цифр.

Весь экспорт ж/д транспорта снизился с 4.1млрд.$ до 211млн. (в 20раз)

Второй позицией был экспорт двигателей, насосов, оборудования и запчастей к нему. Он упал лишь в 1.9 раза с 3.8млрд.$ до 2-х

На третьей позиции был экспорт электротехнического оборудования, он упал в 1.6раза с 3.2млрд.$ до 2-х, в 2015-м даже несколько превзойдя экспорт двигателей, насосов и оборудования.

По остальным позициям и ранее экспорт был не очень высок. Так, экспорт авиаппаратов уменьшился с 0.9 до 0.2млрд.$ (в 4.5раза), автотранспорта - с 0.6 до 0.2млрд.$ (в 3 раза).

Т.е. падение произошло по всем видам продукции, но в разной мере. Наименее пострадал экспорт электротехнической продукции. Наиболее - экспорт вагонов в РФ, в 2012г. он давал 20% общего объема, а сейчас практически прекратился (в РФ и свои вагонные заводы стоят без заказов).

5-ю основными видами экспортируемой продукции из Украины являются

Кабельная продкция - 1037млн.$ в 2015г. (рост к 2012г. на 10%)

Двигатели - 751млн.$ в 2015г. (падение к 2012г. на 34%)

Насосы - 236млн.$ в 2015г. (падение к 2012г. на 59%)

Радиоаппаратура, мониторы - 164млн.$ в 2015г. (падение к 2012г. на 77%)

Подшипники - 149млн.$ в 2015г. (падение к 2012г. на 42%)

Кроме кабельной продукции рост наблюдался в производстве телефонных аппаратов - в 2 раза, в производстве яхт (надувных судов), водонагревателей (ТЭНов) и т.д.

Т.е. падение имело место в экспорте традиционной продукции, выпускаемой со времен СССР и поставляемой на рынки стран СНГ и бывшего СЭВ. Это вагоны, двигатели, насосы, трансформаторы. В большинстве своем это продукция без технологических новшеств, лишь с некоторыми улучшениями, давно освоенными в мире.

А рос экспорт новой продукции, выпуск которой начался недавно под потребности современного рынка и, зачастую, с иностранным инвестором.
 

Мировой бум начала 2000-х позволил существенно увеличить экспорт традиционной продукции. Этому помог и рост цен на сырьевые товары, добываемые нашими основными покупателями,  ведь их платежеспособность резко возросла. Машиностроители искали пути и на европейский рынок, но там традиционные товары были в достаточном количестве и в более привычном виде, поэтому объем таких поставок был невелик и являлся приятным бонусом к экспорту на традиционные рынки. Например, на 1млрд.$ экспорта в страны СНГ еще 50млн. $ - в европейские страны.

Все поменялось с падением цен на сырьевых рынках. Наши основные покупатели резко сократили закупки. На европейских рынках также спрос не увеличился, там тоже перепроизводство традиционных товаров. Все усилия украинских машиностроителей перенаправить продукцию, которую перестали покупать в странах СНГ, на европейский рынок приводят к очень небольшому росту продаж, что вполне естественно.

Совершенно другой результат получается, когда в Украине производится продукция, с самого начала ориентированная на европейский рынок. Так специально построенные под европейский рынок предприятия по производству автомобильного кабеля дают сегодня основной объем машиностроительного экспорта – более 20%. Увеличивается объем продаж новой продукции, которую недавно возникшие фирмы начали производить в расчете на современный рынок. Это телефоны и ТЭНы, надувные лодки и различные бытовые электроприборы. Просто ее удельный вес слишком мал, чтобы изменить негативную тенденцию рынка.

Говорят, что экспорт упал из-за политических проблем с РФ. Цифры, однако, показывают, что дело не в политике. Ведь сам по себе экспорт никуда не делся, продукция в РФ продается, даже вагоны притом, что в РФ свои заводы стоят. Просто очень мало продается. И в другие страны, зависящие от нефти, гораздо меньше продается, чем ранее. Там, где политика не влияет.

Т.е. изменился рынок. То, что освоено в 20-м веке, больше не имеет должного спроса. Нынешний рынок требует инноваций, предприниматель должен следить за изменениями и пытаться и предугадать, чтобы его продукция продавалась. Для существования таких предприятий нужны соответствующие институты. Действительно, странно думать, что такими качествами обладает тот, кто умеет договориться с властями и чиновниками, чтобы его не трогали. Чаще всего умение договориться с властями и умение угадывать потребности рынка – 2 совершенно разных умения, присутствующих у совершенно разных людей  А если к этому добавить ограничения валютного рынка, делающие невозможным работу на сложных международных рынках, динамика экспорта машиностроительной продукции из Украины становится понятной и легко объяснимой.

Больше информации в исследовании КЛ