В 2012г. Правительство Украины очередной раз ограничило экспорт зерна из страны.

Как правило, эмбарго используют тогда, когда необходимо повлиять на цены. С учетом того, что нынешняя квота по пшенице фактически исчерпана, экспортеры покинули внутренний рынок, а цены на зерновую на нем понижаться отнюдь не спешат, данную задачу эмбарго не решит. Эксперты Информационной компании "ПроАгро" предлагают посмотреть на опыт России, у которой урожай не лучше. но она категорически отказывается вводить эмбарго на экспорт зерновых, выбрасывая вместо этого на рынок пшеницу из госфонда.

Квотирование экспорта агропродукции в современной Украине имеет свою историю, и в разное время применялось государством в качестве инструмента для защиты внутреннего рынка от резких скачков цен вследствие неурожаев. Например, между 2006 и 2008 гг. ограничения на вывоз пшеницы вводились 5 раз. Так, в июле-октябре 2007 г. действовала квота, составлявшая всего 12 тыс. т – по 3 тыс. т для пшеницы, ячменя, ржи и кукурузы, которая фактически вводила запрет на экспорт зерновых.

 

С вступлением Украины в 2008 г. во Всемирную торговую организацию квотирование экспорта должно было навсегда уйти в прошлое, поскольку страна как член ВТО взяла на себя обязательства не прибегать к подобным ограничительным мерам, за исключением крайних случаев, когда критический дефицит сельхозпродуктов реально угрожал бы продовольственной безопасности страны.

Однако сразу после вступления в том же 2008 г. в Украине была введена квота на экспорт подсолнечного масла в размере 300 тыс. т и подсолнечника – 1 тыс. т, которая, по сути, накладывала запрет на вывоз маслосемян. Вскоре указом главы государства данная квота была отменена как нарушающая обязательства Украины перед ВТО.

Тем не менее, к практике введения внешнеторговых ограничений Украина вернулась в 2010 г., когда урожай сельхозкультур оказался рекордно низким вследствие затяжной засухи, охватившей также Россию и Казахстан. Изначально объем квоты на октябрь-декабрь составлял 500 тыс. т для пшеницы, 200 тыс. т – для ячменя, по 1 тыс. т – для ржи и гречихи, и больше всего – 2 млн. т – для кукурузы. Позже к квоте для вывоза в декабре 2010 – марте 2011 гг. были добавлены еще 500 тыс. т пшеницы и 1 млн. т кукурузы. Наконец, в марте 2011 г. правительство разрешило экспортировать еще 2 млн. т кукурузы. Таким образом, общий объем квот в сезоне 2010/11 МГ составил чуть более 6,2 млн. т, из них 1 млн. т – по пшенице.

На календаре – 2012 г. Не такой урожайный, как минувший 2011-й, поскольку аграриев подвела суровая малоснежная зима и летняя засуха, но и не такой "голодный", как 2010-й. И хотя о том, что Украина в продовольственной опасности и речи даже нет, правительство вновь прибегло к ограничению экспорта украинского зерна. Правда, надо сразу сказать, что нынешняя квота гораздо более либеральна и касается только зерновых: 5 млн. т пшеницы (первоначально – 4 млн. т), 3 млн. т ячменя и 12,4 млн. т кукурузы – всего 20,4 млн. т. Но зачем правительству понадобилось вообще ограничивать экспорт в текущем сезоне?

Как правило, эмбарго используют тогда, когда необходимо повлиять на цены. С учетом того, что нынешняя квота по пшенице фактически исчерпана, экспортеры покинули внутренний рынок, а цены на зерновую на нем понижаться отнюдь не спешат, данную задачу вряд ли следует считать решенной.

Быть может, экспортный шлагбаум на этот раз был опущен для того, чтобы не допустить дефицита пшеницы, необходимой для пищевой промышленности и производства кормов? Опять же, экспортеры говорят о том, что и в пределах квоты вывезли практически весь объем зерновой, который только могли вывезти. Ввиду этого пшеница на элеваторах сейчас практически отсутствует, а осталась она только на складах производителей, которые теперь будут приберегать ее вплоть до весенней посевной, когда им понадобятся средства для посевной. Так что и эту задачу экспортные ограничения не выполнили.

Похоже, что от нынешнего запрета больше проблем, чем пользы. Взять хотя бы реакцию международной общественности. ВТО официально по поводу экспортных ограничений в Украине еще не высказалось, а вот в офисе комиссара ЕС по аграрной политике уже констатировали, что запрет Киева на вывоз пшеницы окажет давление на мировой рынок, которое в ситуации растущих цен на продовольствие весьма некстати. Кстати, от этих цен пострадает и сама Украина, поскольку цены на внутреннем рынке так или иначе будут коррелироваться с мировыми.

Куда хуже, что экспортные ограничения подрывают доверие к стране со стороны проверенных партнеров. Так, Египет, один из постоянных и крупнейших импортеров украинской пшеницы, уже выказал обеспокоенность закрытием экспорта, выразив при этом надежду, что правительство позволит трейдерам выполнить обязательства по уже заключенным внешнеторговым контрактам. А вообще, с точки зрения партнера, подобное экспортное поведение вредит имиджу Украины.

Действительно, не правильнее было бы в вопросе "ограничения" на этот раз посмотреть на Россию? У соседа урожая в этом году тоже негусто, цены на пшеницу нынешней осенью достигли десятилетнего максимума, но Москва настойчиво опровергает слухи о возможном введении нею зернового эмбарго. При этом отмечается, что ограничения в первую очередь повредили бы российским аграриям, которые в таком случае недополучат денег за выращенную продукцию.

Стремясь ограничить рост цен, РФ на этой неделе начала интервенции пшеницы из госфонда. По этому пути, в случае необходимости, могла бы пойти и Украина. Достаточные запасы зерна у нас есть и в Аграрном фонде, и в Госрезерве, и в резерве областей, так что дефицит, в случае его возникновения, вполне можно было бы преодолеть.

Только вот запретами преодолевать правительству, видимо, привычнее!

В то ж время Кабинет Министров Украины предлагает Верховной Раде узаконить использование инструментов таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортных операций с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту о продовольственной безопасности (#11378), поданному Кабмином на рассмотрение парламента и опубликованному на официальном сайте ВР, его появление обусловлено критично низким уровнем продовольственной безопасности населения и необходимостью введения контроля качества продуктов. Отсутствие такого контроля, по мнению правительства, является главной причиной ухудшения показателей жизнедеятельности украинцев.

"В этой связи необходимо сформировать и законодательно закрепить комплексный подход формирования современной аграрной политики и выбора ее приоритетов в части обеспечения продовольственной безопасности с учетом социально-экономических и экологических особенностей", - говорится в пояснительной записке.

КЛ отмечает, что украинский Кабмин ничто не уч