15 апреля Верховна Рада приняла во 2-м чтении и в целом изменения к Закону Украины «Про молоко та молочні продукти». Изменения были подготовлены и прошли 1-е чтение в апреле 2007г. Инициаторы - депутаты от БЮТ.
Через 3 года о законопроекте вспомнили, подготовили ко 2-му чтению. Несмотря на отрицательное заключение юридического управления ВР, несмотря на то, что БЮТ теперь в оппозиции, закон прошел. За него в равной мере голосовали представители всех фракций, причем, правящая коалиция практически в полном составе.
В законе есть полезные положения. Уточняются ряд понятий и определений. Определяется, что эксплуатационные разрешения производственным объектам по производству обычных молочных продуктов выдаются главным госинспектором ветеринарной медицины, а при производстве диетических продуктов (для детского питания, для спортсменов или пожилых) - главным санитарным врачом. Ранее в этом вопросе была неопределенность.
Вводится положение по которому "У виробництві традиційних молочних продуктів забороняється використовувати жири та білки немолочного походження, а також будь-які стабілізатори і консерванти".
Традиционные молочные продукты перечислены - это"масло, сири; а також кисломолочні продукти, вироблені із застосуванням заквасок на чистих культурах молочнокислих бактерій - ацидофілін, простокваша, ряжанка, сметана, сир кисломолочний; кефір - із застосуванням заквасок на кефірних грибках"
Предлагается стимулиовать производства качественного молока из госбюджета: доплачивать 25% стоимости за молоко сорат "Экстра" и 20% за молоко высшего сорта (до этого 25% доплачивали молоко высшего сорта и 20% - первого).
В то же время, изменения в законе ужесточают чиновничьий контроль над производителем. Причем это ужеcточение никоим образом не связано с повышением качества или безопасности.
Так, ужесточены правила переаттестации.
Аттестация - дорогостоящая процедура, в ходе которой предприятие должно убедить чиновников в наличии у него документации, оборудования и кадров для производства качественного молока. Являются ли чиновники именно теми людьми, которые могут это оценить и проконтролировать, вопрос спорный. Аттестацию предприятие проходит раз в 5 лет. Внеочередная аттестация возможна при смене производимой продукции, что логично.
Но закон добавил новое основание для переаттестации - изменение названия. С какой целью? Как изменение названия может повлиять на качество выпускаемой продукции? Лишний повод пристать к производителю и получить от него благодарность.
Ведь новое Правительство столько говорит про дерегулирование. Вот чудесный повод. Молочное предприятие обязано одновременно получить эксплуатационное разрешение и пройти аттестацию. Фактически, проверяется одно и то же. Зачем 2 раза и 2 документа? Оставьте один. Вместо этого добавляется еще один повод проходить аттестацию.
Кроме того, что в законе не сказано, что именно должны предъявить производители, чтобы пройти аттестацию. Что именно должно проверяться? Видимо, что чиновник захочет, то и проверит.
Чиновник издал с этой целью "Порядок проведения аттестации". В этом порядке указано, по какой форме подавать заявку на аттестацию, и по какой форме - сведения, обосновывающие право предприятия производить молоко и молочные продукты. Четких критериев, кому можно, кому нет, в порядке также нет.
Например, требуется указать информацию о санитарном состоянии (водоснабжении, канализации, освещения, вентиляции). Но какое состояние позволяет получить аттестат, а какое нет? Не написано. И так по всем вопросам. Вопросов много, критерием оценки нет.
Другое нововведение связано с имеющимся в законе запретом отделять процесс упаковки продукции от его производства. В связи с чем такой запрет введен, понять трудно. Но изменение, принятое 15 апреля, дает право такого отделения в случае, если упаковка производится другим структурным подразделением того же объединения, что и производит продукт. А почему внутри одного объединения можно, а для разных юридических лиц нельзя? Неужели качество продукции зависит от юридических отношений производителя и упаковщика? Из текста поправки ясно, что она направлена в помощь крупным производителям, способным пролоббировать такую поправку через депутатов (в данном случае от БЮТ), и чьи предприятия имеют различные структурные подразделения.
А что делать мелким производителям, у которых нет оборудования для упаковки, и которые обращались к специализированным фирмам?
Еще одним нововведением закона является требование к субъектам хозяйствования проводить полную переработку молочного сырья, а при отсутствии мощностей - реализовывать переработчникам. Молочное сырье - это молоко, уже подвергнутое первичной переработке - фильтрованию, охлаждению. Почему закон считает возможным диктовать производителю, что ему делать со своим продуктом? Потому что у нас чиновник от имени государства может все.
Обоснованные сомнения у специалистов вызывает сам факт существования такого закона. Но если он уже есть, он должен быть цивилизованным. Защищать производителя и потребителя, стимулировать качество и эффективность. А не давать еще одну возможность для произвола чиновника.
Специально для КЛ
Влад Харьковский