Весь февраль страна обсуждала цены на гречку. Весь февраль на всех телеканалах (кроме, разве что, спортивных и музыкальных) эта тема была темой номер один. Крупа, потребление которой составляет чуть больше 2 кг на человека в год, вдруг стала предметом обсуждения на заседаниях Кабмина и Верховной Рады, о ней говорили и самые высокие чиновники, и “эксперты”, лишь отдаленно имеющие представление об аграрном рынке… И создавалось впечатление, что украинцы едят гречку на завтрак, обед и ужин, но делать это им мешают спекулянты, а пропажа ее с прилавков супермаркетов означает крах “продовольственной безопасности” страны. В срочном порядке спасать страну было поручено “передовой” зерноторговой компании “Хлебинвестбуд”, а ее партнером-спасателем был объявлен Китай.
Но прошел месяц, страсти улеглись, и пока китайская гречка еще не прибыла в Украину, постепенно на прилавках магазинов стала появляться отечественная, но уже по ценам 19 грн. за килограмм и выше. Разумеется, спекулянтов искать перестали, поскольку бюджетные деньги на закупку китайской гречневой крупы уже потрачены и объявлено, что и она будет продаваться в рознице по ценам на уровне 18 грн./кг.
Сейчас подобная ситуация наблюдается и по овсяной крупе – цены на нее начали расти, и она якобы тоже пропадает с прилавков. Искать спекулянтов – дело неблагодарное, а главное, неприбыльное, подготовительная работа в виде раскручивания в СМИ темы гречки проведена, поэтому уже на третий день после появления в прессе сообщений на тему овсянки украинские делегаты были отправлены в Казахстан, Польшу и Беларусь для изучения вопроса о поставках овса в Украину с целью его переработки на крупу и хлопья и спасения таким образом страны от голода. Что будет дальше – предположить, наверное, нетрудно: организация импортных поставок овса будет поручена все той же “передовой” украинской зерноторговой компании, перед которой парламент распахнет двери в виде таможенных льгот, а тем временем страсти по овсянке улягутся, и уже подорожавшие хлопья снова водрузятся на прилавки супермаркетов.
А затем… Какие у нас еще крупы остались?
Среди множества вопросов, которые возникают по ходу развития крупяных сюжетов, я бы очень хотел получить ответ хотя бы на два.
Суммарное потребление гречневой плюс овсяной круп и хлопьев в Украине не дотягивает и до 4 кг на человека в год, это вопрос 70 гривень максимум. Почему же правительство всеми своими заявлениями и действиями возводит эту и подобные темы в ранг первоочередных?
Ни гречневая, ни овсяная крупы в рационе не являются незаменимыми, их с успехом можно заменить другими крупами и продуктами переработки зерновых. Мы же не страдаем от того, что едим не красную икру, а просто рыбу. Почему же правительство просто не скажет: “Граждане! Ешьте перловку, горох и вермишель и не мешайте мне своими ажиотажами проводить в стране экономические реформы!”?
На самом деле это не два вопроса, а один. И ответ на него связан даже не столько с желанием потратить бюджетные деньги на затыкание мелких дырочек в продовольственной нестабильности в стране, сколько с тем, что подобные “кризисы”, во-первых, искажают навязываемое потребителю мнение о стабильности на продовольственном рынке, во-вторых, ухудшают расчетные экономические показатели, что может негативно отразиться на имидже самого правительства в глазах избирателей и МВФ, и даже привести к пересмотру Государственного бюджета.
Добавим сюда попытки “недобросовестных” производителей поднять цены на хлеб и муку, подсолнечное масло и сахар, на молочную продукцию. Именно на те товары, на которые установлено государственное регулирование розничных цен. И именно на те товары, которые составляют чуть ли не основу узаконенной продовольственной корзинки среднестатистического украинца.
Набор продуктов, которые формируют так называемую продовольственную корзинку и на основе цен на которые рассчитывается прожиточный минимум, определен еще в 2000 году постановлением Кабмина №656 и с тех пор не менялся, хотя и должен пересматриваться минимум раз в пять лет тем же самым правительством, как того требует Закон Украины “О прожиточном минимуме” №966-XIV от 15.07.1999. А еще специалисты говорят, что действующая в Украине методика расчета прожиточного минимума пришла к нам с советских времен.
В таблице приведен минимальный продовольственный набор (“продовольственная корзинка”) на одного трудоспособного украинца. Обращает на себя внимание непропорционально высокая доля в предлагаемом потреблении хлеба (более 8 кг на человека в месяц), картофеля (8 кг), молока (более 10 литров), яиц (18 штук). Потребление говядины – самое высокое среди других видов мяса, а твердого сыра, наоборот, - низкое, менее 300 гр в месяц, и так далее.
Скажем проще: даже если этот набор и призван обеспечить минимальный физиологический уровень потребления продуктов питания (что также спорно), то он ни в коей мере не соответствует реальной структуре потребления продуктов современным человеком. Особенно это относится к жителям городов, где цены на продукты, ко всему прочему, еще и выше, чем в сельской местности.
Более того, на большинство товаров, по ценам на которые рассчитывается прожиточный минимум, уровень инфляции и т. д., в той или иной степени действует госрегулирование цен. Это означает, что цены на другие продукты питания, которые потребляет современный человек и которые не вошли в минимальный продовольственный набор, могут быть значительно выше, чем те, на основе которых Госкомстат рассчитывает так называемые индексы потребительских цен.
Продукт |
Количество для расчета прожиточного минимума, |
Продукт |
Количество для расчета прожиточного минимума, |
||
кг/год |
грамм/месяц |
кг/год |
грамм/месяц |
||
Хлебопродукты: |
|
Масло растительное |
7.1 |
592 |
|
|
0.4 |
33 |
Маргарин |
2 |
167 |
|
9 |
750 |
Мясопродукты: |
|
|
|
39 |
3 250 |
|
14 |
1 167 |
|
62 |
5 167 |
|
2 |
167 |
|
4 |
333 |
|
2 |
167 |
|
2.5 |
208 |
|
8 |
667 |
|
1 |
83 |
|
4 |
333 |
|
2 |
167 |
|
12 |
1 000 |
|
1.1 |
92 |
|
2 |
167 |
|
1.9 |
158 |
|
9 |
750 |
|
0.5 |
42 |
Рыбопродукты: |
|
|
Картофель |
95 |
7 917 |
|
7 |
583 |
Овощи: |
|
|
4 |
333 |
|
|
28 |
2 333 |
|
2 |
167 |
|
25 |
2 083 |
Молокопродукты: |
|
|
|
18 |
1 500 |
|
60 |
5 000 |
|
10 |
833 |
|
65 |
5 417 |
|
16 |
1 333 |
|
5 |
417 |
|
13 |
1 083 |
|
3.5 |
292 |
Фрукты и ягоды: |
|
|
10 |
833 |
|
|
60 |
5 000 |
|
5 |
417 |
|
4 |
333 |
Яйца, штук |
220 |
18.33 |
Сахар, кондит. изделия: |
|
|
|||
|
24 |
2 000 |
|||
|
13 |
1 083 |
Серым цветом отмечены товары, розничные цены на которые частично или полностью регулируются государством или механизм ценообразования на них регламентируется
Добавим, что в Госбюджете на 2011 г. расчетный прожиточный минимум (то есть стоимость минимального набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг) с 1.01 по 31.03.2011 установлен на уровне 941 грн. в месяц на трудоспособного человека. Если учитывать, что доля затрат домохозяйств на приобретение продуктов питания, согласно данным Госкомстата, составляла за 2007-2009 гг. в среднем 50-52% (данные за 2010 г. еще не опубликованы), то возникает вопрос: есть ли в стране люди, способные пропитаться на 470 грн. в месяц?
“Цены на продукты питания в Украине ниже, чем в окружающих нас странах. Таких как Россия, например, Беларусь. Я уже не говорю о Венгрии, Польше и так далее. Подчеркиваю – значительно ниже”.
(Н. Азаров, Премьер-министр Украины, 13.03.2011)
Конечно, ниже! Именно поэтому на бумаге мы и способны удовлетворить свои физиологические потребности в еде всего за $59 в месяц. А если еще заставить всех есть один хлеб, жестко контролируя цены на него и регулярно повторяя, что “оснований для его подорожания нет!”, то, может, и в $20 уложимся. Тогда нам даже Африка позавидует!
Но минимальный продовольственный набор и прожиточный минимум – это не только цифры на бумаге. Это еще и государственные финансы, официальный уровень инфляции, минимальные заработная плата и пенсия, социальные выплаты, стипендии, доходы и расходы бюджета… Фактически, вся социальная политика украинского государства привязана к этому самому прожиточному минимуму. И чем ниже этот уровень, тем смелее можно обещать более высокий процент планируемого роста социальных стандартов!“Он также обратил внимание, что правительство не несет ответственности за расчеты индекса потребительских цен. "Государственный комитет статистики этим занимается, и он несет криминальную ответственность за искажение информации", - добавил Премьер”. (11.03.2011)
Вряд ли Госкомстат, выполняя роль простого статиста, искажает информацию. Ведь рассчитывает он ее на основе все того же постановления Кабмина №656 от 14.04.2000, и не вина Госкомстата, что сам Кабинет министров 10 лет не пересматривал установленный им же минимальный продовольственный набор, как того требует действующее законодательство.
Справедливости ради отметим, что ни одно правительство Украины после 2000 года так и не решилось пересмотреть этот набор. Ведь приведи оно его к реалиям потребления, может оказаться, что расходы Госбюджета, направляемые на социальные выплаты, придется увеличить в несколько раз! И как тогда выполнять социальные обещания? Может оказаться, что инфляция, рассчитанная на основе совсем другого продуктового набора, выше, чем опубликованные Госкомстатом за 2010 год 9,1% в целом и 10,6% по продовольственным товарам – и как тогда индексировать эти самые социальные выплаты и просить новые кредиты у МВФ?
Но все же у нынешнего правительства реформаторов есть шанс выполнить требования законодательства и пересмотреть минимальный продовольственный набор. Иначе правительству придется затрачивать все больше и больше энергии, чтобы среднестатистический украинец поверил, что “цены на продукты питания в Украине значительно ниже, чем в окружающих нас странах”. Энергии, которую можно было бы потратить на решение других, более важных для экономики страны задач.
Николай Верницкий,
Информационная компания “ПроАгро”,
специально для журнала Farmer