Льготный режим налогообложения предприятий АПК: оставить нельзя изменить
Ни одно правительство в Украине не оставляло попыток реформировать условия работы в агросекторе. Чаще всего это вызывало сопротивление со стороны аграриев. "Реформы" воспринимались ими как желание отобрать льготы, землю, ввести закоррумпированное регулирование и т. д. Это - с одной стороны.
А с другой стороны – в условиях отсутствия реальных реформ аграрный сектор Украины превратился в своеобразный оффшор, в отрасль, которая не может (или не хочет) существовать без этих самых льгот. Злоупотребление механизмом льгот вообще можно рассматривать как инструмент минимизации налогов.
Основные льготы в украинском АПК – ФСН (фиксированный сельхозналог) и специальный режим налогообложения НДС.
Плательщиком ФСН может быть предприятие, у которого доля выручки от реализации собственной сельхозпродукции составляет не менее 75% всей выручки по результатам предыдущего отчетного периода. ФСН облагаются сельхозугодья предприятия, свои или арендуемые. Ставка ФСН варьирует от 0,09% для хозяйств в горных регионах до 0,45% для земель водного фонда от нормативной денежной оценки земель на 1.07.1995; чаще всего – 0,15%. Если принять, что в среднем по Украине нормативная денежная оценка 1 га пашни составляет примерно 20,6 тыс. грн., то ФСН на 1 га выйдет целых 31 грн. в год. Кроме того, ФСН включает в себя и земельный налог.
Спецрежим по НДС предполагает, что НДС, начисленный с/х предприятием на стоимость проданной собственной с/х продукции, не перечисляется в бюджет в виде налога, а остается у предприятия, покрывая входной НДС, начисленный при закупке производственных ресурсов, а разницу вы используете на собственные производственные нужды. НДС перечисляется в бюджет с операций, не связанных с реализацией собственной продукции, то есть не более чем с 25% выручки.
Поскольку ФСН не зависит от валовой выручки, то можно считать, что с операций, не связанных с реализацией собственной сельхозпродукции, сельхозпредприятие платит в бюджет лишь НДС и больше ничего.
ФСН и спецрежим по НДС были введены в 1999 г., как принято, "с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей".
Поддержка сельхозпроизводства на государственном уровне есть во многих странах мира. Например, в Европе существуют серьезные дотации для сельхозпроизводителей. Льготы – это у нас, у них – именно дотации. Но если посчитать, сколько украинские аграрии получают выгод за счет ФСН и спецрежима НДС, то, возможно, цифры будут вполне сопоставимы с дотациями в ряде европейских стран (20-25% прямой поддержки в стоимости продукции в ЕС). Чаще всего, никто просто не делает подобных сопоставлений, хотя много говорится о том, что и нам дотации тоже нужны. Украинское зерно считается относительно дешевым на мировом рынке, хотя урожайность у нас процентов на 50 ниже европейской. Если бы у нас поддержка аграриев была ниже, чем в Европе, то себестоимость украинского зерна должна была быть выше европейской, а значит, или цены на него должны были быть выше, или прибыли наших аграриев должны были быть ниже. Как правило, цены ниже европейских, а бурный рост агрохолдингов заставляет усомниться в низкой прибыльности.
Наличие налоговых льгот привело к тому, что вместо оптимизации производственных процессов, модернизации агросектора (что, по сути, льготы должны были стимулировать) многие сельхозпроизводители ничего модернизировать не стремятся, а некоторые из них занялись так называемой налоговой оптимизацией. Исходя из ряда статистических данных, "схемы" чаще всего используют мелкие и средние сельхозпредприятия. Крупные же, как правило, используют налоговые льготы по их прямому назначению. Подчеркну: оптимизацией занимаются далеко не все, но это и не единичные случаи.
В результате действия налоговых льгот в отрасли возник симбиоз сельхозпроизводителя, работающего на ФСН, и трейдера. Они могут быть и в одном лице, но чаще их два. Например, ваша компания не только сама выращивает зерно, но еще и торгует чужим. Чужое зерно – не собственно произведенная сельхозпродукция. Выручка от его перепродажи входит в те самые 25%, за которые нельзя выходить, чтобы не потерять льготы по ФСН. Однако компании находят возможность продавать больше зерна, чем позволяют эти 25% от выручки, при этом оставаясь плательщиками ФСН. Для этого они покупают чужое зерно за нал или как услуги, оформляют как свое, продают, а выручка считается как от продажи собственной продукции.
При этом в отчетности завышается урожайность, чтобы "легализовать" купленное на стороне зерно как свое собственное. Это приводит к искажениям и статистической отчетности по валовому сбору в стране в целом, и представлений на основе статданных о том, какова реальная рентабельность сельхозпроизводства.
Но даже если сельхозпроизводитель торгует чужим зерном в рамках оставшихся 25%, то все равно платит лишь НДС, но не платит налог на прибыль.
Если вы трейдер, то вам также выгодно работать с сельхозпроизводителем в связке по этой схеме. Трейдер находит партию зерна. Товаропроизводитель оформляет это чужое зерно на себя или как его собственное (в рамках 75% выручки), или как перекупленное (в рамках 25% выручки), а затем продает по завышенной стоимости трейдеру, формируя у последнего повышенные налоговые расходы. Трейдер перепродает дальше с минимальной, чисто условной наценкой (или вообще с убытком), минимизировав уплату налогов. Основная прибыль от торговой операции осталась у сельхозпроизводителя, и налогообложение этой прибыли минимальное. "Трейдер" - это может быть и переработчик, например, сахарный завод, закупающий свеклу у ее производителей.
Льготы, предусмотренные при экспорте сельхозпродукции, также позволяют использовать схемы минимизации налогообложения. Например, если производитель экспортирует зерно напрямую, он получает возмещение НДС только в размере уплаченного (начисленного) НДС на "стоимость производственных факторов". Но если он создаст фирму-посредника, продаст зерно ей, а та выступит экспортером, то производитель, получит возмещение НДС от полной цены реализации. То есть сумму, большую на размер НДС со своей добавленной к себестоимости стоимости - на зарплаты, соцвыплаты, на услуги, на проценты по кредитам и на все расходы, в цене чего не было НДС.
А если вспомнить про действовавшее ранее возмещение экспортного НДС первому покупателю, которым фактически связанная с сельхозпроизводителем торговая компания и есть, то со всех льгот можно выжать по максимуму.
Но экспортеры все эти схемы знают и потому называют производителям 2 закупочные цены: с НДС и без НДС. И производители вынуждены отдавать им часть своей выгоды от налоговых льгот, соглашаясь на более низкую закупочную цену.
Сельское хозяйство называют локомотивом украинской экономики. А приносит этот локомотив в бюджет от налогов менее 4% доходов. Справедливости ради надо сказать, что в начале 2000-х эта цифра составляла всего 1,5%. Но если в начале 2000-х сельское хозяйство формировало 16% ВВП Украины, то сейчас – лишь 8%.
Доля сельского населения составляет примерно 31%. Хотя далеко не все из них заняты в сельском хозяйстве (23%), бюджет выделяет значительные суммы на содержание медицины, социальной сферы, образования в сельской местности, которыми сельское население пользуется. Выходит, что государственные расходы на селе финансируются за счет других отраслей промышленности.
Конечно, сельское хозяйство дает работу пищевой промышленности, которая по налогам приносит еще 4,5% бюджета, но мы ведь говорим о льготах для сельского хозяйства, а в пищепроме их нет.
И вместе эти отрасли являются "золотой курицей" украинского экспорта, приносящей четверть валютной выручки Украины. Выручки, не дохода. Большая часть дохода сельхозпредприятий выводится из налогообложения, а прибыль трейдеров остается в оффшорах, и никакой закон о трансферном ценообразовании ее оттуда не выудит.
Вообще, проблема НДС скорее надуманная. Проблема даже не в самом существовании НДС или его спецрежима, а в администрировании этого налога. НДС – это сквозной налог, он должен возмещаться автоматически. Чем крупнее сельхозпредприятие, чем больше вы тратите на ведение сельскохозяйственной деятельности, чем интенсивнее покупаете на стороне услуги и платите проценты по кредитам, в которых нет НДС, тем выше у вас становится доля невозмещенного НДС. И фактически спецрежим по НДС превращается для вас в налог с оборота в размере примерно 16%. И еще вам нужно думать, как не выйти от реализации другой своей несельскохозяйственной продукции и услуг за 25% выручки, чтобы вас не лишили этого спецрежима.
И если в процессе реформирования аграрного налогообложения перевести предприятия на общую систему налогообложения НДС проще, то с ФСН так не получится. Больнее всего будет животноводам. Имея несколько гектар, на которых стоит большая промышленная ферма, и платя с них небольшой ФСН за всю свою деятельность, с отменой ФСН для многих из них эта деятельность станет неэффективной, если заставить их платить налоги с реализации продукции. Но если за 15 лет действия ФСН так и не привел к бурному развитию животноводства, то, очевидно, для стимулирования развития отрасли нужно искать другие механизмы. Как вариант, переходить на прямые дотации. Тем более, что поступления от сельского хозяйства в бюджет как раз и связаны больше всего с расходами бюджета на само сельское хозяйство.
И дело совсем не в том, что аграрии должны или не должны больше платить налогов. Дело совсем не в сумме.
Во-первых, НДС должен быть одинаковым для всех, как по размеру ставки, так и по механизму уплаты. Иначе возникают махинации, НДС-облигации и прочие непонятные вещи.
Во-вторых, давайте определим ориентиры. Если мы считаем, что евроинтеграция – это будущее Украины, то давайте и будем реформировать налоги в сторону Европы. Еще совсем недавно ФСН предлагали оставить до 2016 (2017, 2018 ?) года как есть, а там посмотрим. По такому же принципу мы вступили в ВТО, а потом только поняли, что отрасль нужно было сначала реформировать.
Все понимают, что систему налогообложения АПК нужно менять, но зачем менять – мало кто четко озвучивает. Менять нужно хотя бы потому, что любые льготы вызывают привыкание, успокоение, не говоря уже о злоупотреблениях и коррупции. Налоговая ведь у нас тоже неформально умеет работать. Например, проверить правильность оформления земельных паев, на площадь которых ФСН начисляется. Или сверить урожайность у сельхозпредприятия со средней урожайностью по району.
Пока же выглядит так, будто страна продолжает играть в одну большую игру "как бы это ничего не менять, но жить лучше".