За половину 2016г. в бюджет Украины от приватизации поступило 42млн.грн. План на год предусматривал поступление 17млрд.грн. Очевидно, что он не будет выполнен. Тем более, основные продажи запланированы на последние месяцы года, если они и пройдут, то оформление договора и оплата будут в следующем году.
Средства от приватизации – это один из источников пополнения дефицита бюджета. На 2016г. он запланирован в сумме 81.4млрд.грн. За полгода дефицит оказался меньше – 10.9млрд.грн. Но в Украине принято основные расходы бюджета выполнять в последние месяцы и даже дни года. Тем не менее, есть надежда, что дефицит будет меньше. И есть уверенность, что доходы от приватизации не помогут его финансировать.
Что представляют собой украинские госпредприятия?
По статистике их более 3-х тысяч. Из которых половина стоит. А вторая половина работает, хотя словом «работа» назвать то, что делает большинство из них нельзя.
Закрытые предприятия.
Далеко не все они закрыты. Иногда проходишь мимо официально неработающего завода, ощущаешь гарь и слышишь шум – работа явно продолжается. Так может это и хорошо? Пусть нелегально, но работают, добавленную стоимость производят?
Ничего хорошего. Такие предприятия обычно не ремонтируются, не поддерживаются, не обновляют оборудование и останавливаются после развала зданий или поломки оборудования. Они пользуются бесплатно доставшимися основными средствами пока это возможно, не амортизируют их и закрываются когда пользоваться дальше невозможно. Станки сломались, крыша протекла, трубы лопнули. Чинить это все на не принадлежащем им объекте никто не хочет.
Завод/институт/общежитие останавливается, стоит с выбитыми окнами, текущей крышей и заросшей территорией, пугает прохожих.
Якобы работающие предприятия.
Сколько осталось госпредприятий, которые вроде как работают, но основой их реализации являются не основная продукция, которая практически не производится, а побочная деятельность – сдача помещений в аренду, услуги общежития, продажа отходов, выручка магазинов. Но как только заходит речь о приватизации, оказывается, что это - важный для государства завод, флагман нашей промышленности, лучшие в мире специалисты, разработавшие такое замечательное оборудование хотят продать, разворовать, распилить, захватить прихватизаторы-реформаторы. Но не рассказывают, что разработки давно устарели и остановлены, специалисты уволились, уехали, на пенсии, перешли в частные фирмы, а те, что остались, работают 2-3 дня в неделю и получают нищенскую зарплату с полугодовым опозданием. Что предприятие грабят не приватизаторы, а государственные менеджеры, которые пользуются им как собственным для своего бизнеса или сдают в аренду за наличные себе в карман. И что приватизация полезна уже хотя бы тем, что эти госменеджеры прекратят грабеж, придут собственники, которые будут отвечать за него своими, а не государственным деньгами. Что там будет производиться добавленная стоимость, и те же специалисты не должны будут увольняться, чтобы работать по специальности и получать за это деньги. Прекратится разруха.
Работающие предприятия.
Их – считанные единицы. И у каждого есть фактический владелец, который распоряжается им как своим собственным, при формально государственной собственности. Директор или поставивший его на должность олигарх, депутат, чиновник, политик – совершенно не важно, кто это. Главное в этой истории то, что государство обычно не имеет к нему ни малейшего отношения. Работу обеспечивает влиятельное лицо, про которого борцы с коррупцией говорят «сел на потоки». И это правда, т.к. часть средств предприятия перечисляется на фирмы этого благодетеля. Зачем он нужен также понятно. Никакой бизнес не существует без собственника и если формальный собственник – государство – не выполняет этих функций, их выполняет частное лицо, получившее к нему доступ. Не бесплатно, естественно.
Государство - не торговец недвижимостью. Цель приватизации - не доходы бюджета, а эффективные институты.
Каков результат? Коррупция, возведенная в закон, предприятия становятся инструментом политической борьбы, об экономической эффективности речь не идет, потенциал растрачивается, устаревает, не самовоспроизводится. Политики спорят о государственных перспективах, а имеют в виду дележ контроля над предприятиями, прокуратура для демонстрации своего усердия «разоблачает» менеджмент, что лишь дестабилизирует его работу (до тех пор, пока не определится новый куратор).
Т.о. любое предприятие в госсобственности оказывается источником коррупции, отсталости, конфликтов. Но каждый шаг приватизации встречает дикое сопротивление.
Сопротивляются нынешние госменеджеры и их покровители. Но они не могут сказать, что у них отнимают государственную кормушку. Они так и не говорят. Говорят про сверхценный производственный потенциал, государственные интересы, высокие технологии. Во время экономического подъема говорят, что нельзя приватизировать прибыльные предприятия. Во время кризиса, когда предприятия становятся убыточными, - «никто не продает в кризис». Никогда нельзя продавать.
На самом деле государство – не торговец недвижимостью. Его цель не заработать на госсобственности, а создать благоприятный для экономики институциональный климат. Поэтому продавать госпредприятия надо всегда.
Для госпредприятия должно существовать неэкономическое оправдание – почему оно государственное. Могут быть причины связанные с обороной, безопасностью, экологией. Но из 3000 госпредприятий такие оправдания есть для нескольких десятков (да и те часто сомнительные). Для всех остальных нет никаких причин оставаться в госсобственности.
Все постмайданные Премьеры, министры обещали провести широкую приватизацию. Аграрные министры обещали приватизировать Укрспирт, государственную зерновую корпорацию, десятки государственных хозяйств. Не приватизировано ничего. Энергетические министры обещали приватизировать Центрэнерго и другие энергетические мощности. Ничего не произошло. Одесский припортовый, Грайворонский тепловозоремонтный – ничего кроме разговоров.
Министр экономики Абромявичус обещал привести управление госпредприятий в соответствие с нормами корпоративного управления в частном секторе. Наблюдательные советы из ведущих специалистов отрасли, включая зарубежных, открытые конкурсы на должности директоров, утверждение набора показателей работы, по которым можно их оценивать, распределение полномочий. Чтобы не получившие заказ прокуроры оценивали работу менеджмента предприятий, прибыльность или убыточность покупок-продаж, а специалисты и аудиторы. Хорошее было обещание. Кроме Нефтегаза (да и там под давлением заграницы и нынешнего руководства госмонополиста) нигде не реализованное.
Сумасшедшее сопротивление нынешних кураторов и бессилие власти.
Если посмотреть на статистику приватизации, видно, что основные продажи пришлись на годы консолидированной власти. Когда удавалось договориться, кому продать и заставить замолчать конкурентов.
Перед выборами 2010г. продажи прекратились, попытка продать ОПЗ не удалась. Во времена Януковича активно распродавались энергетические активы, был продан Укртелеком - на диаграме рост 2011-м из 11.5млрд.грн. 10.5 - это Укртелеком. Победители были известны заранее, власть считала возможным игнорировать критику. Что ей и аукнулось. Но попытка постмайданной власти учесть всё и всех привела к фактической остановке приватизации. Т.е. декларируется открытая и честная продажа всего. На самом деле продается какая-то мелочь. В 2014-16гг обвал продаж, причем, с каждым годом продается все меньше.
Если посмотреть на помесячное поступление средств в 2015г., то видно – больше половины поступило в январе, т.е. это средства за проданное в 2014-м. А далее в месяц поступало 2-7млн.грн. с редкими всплесками. Такая же динамика продаж в 2016-м. В июле 2016г. в бюджет поступило чуть больше - 16.7млн.грн.
Что продавалось в 2016г?
Все продаваемые объекты разделены на несколько групп. Наибольшее число проданных принадлежат группе "А". Это объекты с объемом продукции до 70млн.грн. и числом работающих до 100чел. А также их части, которые образовались после приватизации или ликвидации основной фирмы.
Вот в 2015г. из 781 приватизированного объекта 742 - группы А. За полгода 2016-го из 199 приватизированных объектов 183 – группы А. И, в основном, это не целостный комплекс, а его часть.
Например, в Харьковской области предприятия службы быта остались государственными – из них создали сервисную службу «Березка» в госсобственности. А вот в райцентре Кегичевка телеателье не вошло в новую службу и было приватизировано вместе с землей ФОПом за 253т.гр. с НДС (как видим, на приватизации государство зарабатывает дважды). Хорошо? Замечательно. ФОП будет зарабатывать себе на жизнь и увеличивать ВВП страны. Непонятно только почему остальные ателье остались государственными?
Село Вороновица Винницкой области: магазин, был в составе сахарного завода, но не вошел в него при акционировании в 2004г. ФОП выкупил за 353.5т.грн.
Киевская область – столовая не вошла в состав предприятия при приватизации, продана юрлицу за 532.6т.грн.
Там же. Недействующий котел не вошел в состав сахзавода при приватизации, юрлицо выкупило за 263т.грн.
С.Гельмязив Черкасская область колхоз преобразовали в агрофирму, недействующая столовая осталась, приватизирована за 176.3т.грн. юрлицом.
Хмельницкая область пгт Сатанив профилакторий станкостроительного завода не вошел в его состав при приватизации, куплен ФОПом за 1.8млн.грн.
Понятно теперь, почему так мало выручено средств и почему сотни проданных объектов практически не уменьшили числа предприятий в госсобственности? В основном продаются части (столовые, котельные, трансформаторные, общежития и т.д.) ранее приватизированных или остановившихся предприятий. Причем, зачастую, там неработающее оборудование и интерес представляют только помещения и земля. Среди сотен приватизированных объектов, целых предприятий – единицы.
Вот, например:
Светловодск Кировоградской области СПКТБ «Калькулятор» продается с 1995г. и, наконец, продан за 652т.грн. физлицу. В 1989г. выделился из завода «Калькулятор», который выпускал, соответственно, калькуляторы. СПКТБ их разрабатывал. 2-х этажный дом, среди оборудования – кульманы. Интересно, все ли читающие материал молодые люди знают, что это такое. Условие – сохранение основной деятельности. Вот почему 2-х этажный дом в центре города так дешево был продан. Наверное, в 1995г. калькуляторы и кульманы были кому-то интересны. Но хотелось больше денег. В результате через 20лет продали за копейки, т.к. про такие разработки и оборудование все давно забыли.
ДП “Коломийський експериментальний завод програмованих радіоелектронних учбових терміналів “ПРУТ” продан за 17.6млн.грн. производил школьное оборудование, лабораторные и демонстрационные приборы. Конкурс проводился 4 раза – не было претендентов. Здания съедены грибком. Повреждена крыша, стены промокают, оборудование устарело и разукомплектовано.
Вот таких давно не работающих по основному профилю предприятий в стране по статистике более 1500, а продается в год по десятку. Какой можно ждать эффект и когда все эти осколки былого могущества найдут свои хозяев? И про эти 2 объекта в прессе возмущались – такое ценное государственное ушло в частные руки за копейки. О государственных руках, которые довели некогда ценное до состояния разрухи, в материалах не упоминалось.
Следующая группа объектов приватизации – "Д" – это недострои. В 2015г. их было продано 19штук, за 1- половину 2016г. – 13. Примеры 2016-го года:
Недостроенный терапевтический корпус под разборку в Новой Одессе Николаевской области куплено юрлицом за 100.8т.грн.
Николаев Цех №32 куплен под разборку юрлицом за 1млн.грн.
Бердянский завод распределительной аппаратуры «Прилив» – за 560т.грн.
Валяльно-войлочная ф-ка Черкассы продана юрлицу за 1.25млн.грн. – недострой.
Это сколько лет они простояли, охраняемые защитниками государственных интересов, что сейчас ни под что, кроме как под разборку не годятся? За десятки лет, прошедшие после остановки их строительства, поменялись технологии, оборудование, могут требоваться иные размеры помещений, подвод коммуникаций, строительные решения. Разобрать легче. Где же были защитники государственных интересов все эти годы?
Предприятия попадают в группу "В" если они производят продукции более, чем на 70млн.грн. или на них работает более 100чел. Есть еще предприятия группы "Г", имеющие стратегическое значение.
В 2015-м году было приватизировано 6 предприятий групп В и Г, в 1-й половине 2016-го – 2.
Среди приватизированных в 2016-м Агропромтехника г.Ужгород - приватизирован коллективом за 1млн.грн производство и 503т.грн. земельный участок (все суммы с НДС). Не самый крупный объект.
Крупные объекты, намеченные на июль – ОПЗ и Грайворонский тепловозоремонтный куплены не были из-за отсутствия заявок. Остальные запланированы на конец года, в основном, на декабрь.
Общее их количество несколько десятков, не полторы тысячи. Сколько будет продано реально можно только представить. За сколько веков такими темпами удастся продать все?
Для полноты картины стоит сообщить, что в 2015-м году были приватизированы 12 объектов соцкультбыта (группа "Ж") и 2 государственных пакета акций (группа "Е"). В 1-й половине 2016г. 1 объект соцкультбыта. Госпакеты акций давно ен приносят государству ничего. Ни возможностей контроля, ни заметных дивидендов. Частный акционер владеет объектом как собственным, и не обращает на государственного партнера внимания. Такие продажи обычно безрезультатны именно из-за позиции частного партнера. Но продавать нужно, и как можно скорее.
Продажа предприятий за низкую цену считается «распилом», «прихватизацией», «дерибаном» - есть еще много похожих слов. В действительности нас всех сбивает с толку мировой экономический бум начала 2000-х, начало которого совпало с массовой приватизацией. Но бум закончился. Во время бума прибыльными оказывались и безнадежно устаревшие предприятия . сегодня кроме долгов и проблем они ничего не приносят. Им нужна иная бизнес-стратегия, под нее реконструкция и переобучение персонала. Это все большие деньги. Пример ОПЗ показателен. Предлагаемые в 2009-м 625млн.$ показались недостаточной суммой. Торги в 2016м не состоялись, т.к. установленная минимальная сумма в 520млн.$ представляется завышенной для всех потенциальных участников. И дело не только к конъюнктуре рынка. За прошедшие 7лет за счет особенностей государственного менеджмента у предприятия поизносилось оборудование, и появились новые долги.
И, наоборот, плохо, что Укртелеком приватизировали в 2011-м фактически без конкурса. Но хорошо, что приватизировали. Потому что фиксированная связь теряет популярность среди молодежи, аналоговые АТС давно устарели – эти и прочие аналогичные проблемы теперь проблемы частного инвестора, как и выплата 160млн.$ и 3.7млрд.грн. кредитов, а государство получило свои 10575млн.грн. Не факт, что получило бы на честном конкурсе через несколько лет.
Приватизация ползет. Каждая продажа пополняет бюджет и создает новый центр производства добавленной стоимости, дает шанс новой занятости, повышению производительности труда.
Но чтобы приватизация дала заметный результат, нужны не сотни, а десятки тысяч продаж, как отдельных объектов, так и целых предприятий. А так – вроде улучшения есть, а результатов нет. До критической черты, когда улучшения станут заметны, огромная дистанция. Направление движения верное, но результатов нет. Как говорил классик, мы лежим на правильном пути.