Клиентела и госсектор. Как это было в Италии? (также как в Украине)

Патрон-клиентские отношения и засилье госсектора – что объединяет послевоенную Италию и Украину?

Клиентелистские традиции и госсектор дают совместный результат: всепроникающую коррупцию, застой и неэффективность. Не с Украины началось. Италия – более давний пример.

Изданное в 1977г. в СССР исследование Н.Кисовской «Государственное предпринимательство и политическая борьба в Италии» удивительным образом напоминает происходящее в Украине.

Каковы причины всепроникающей коррупции в послевоенной Италии?

Автор указывает 2 – исторические традиции и высокая доля госсектора в экономике.  Ни одна из них сама по себе, не дала бы такого результата. В частности, в странах, не имеющих клиентелярных традиций, госсектор не приводит к такому разгулу коррупции, да он там и не бывает настолько большим.

Дальше, в основном, цитаты из книги 1977г.

Клиентела усиливается в период «кризиса традиционных структур хозяйства и социально-политических норм жизни … отсутствия источников постоянной занятости для миллионных масс трудящихся».

В Украине произошло то же самое – плановая, замкнутая на себя экономика развалилась, выход на мировые рынки смогли найти немногие. Зато миллионные массы трудящихся привыкли, что их обеспечивают работой и зарплатой и не имели привычек искать, того, кто готов заплатить за их товары, услуги, умения.

Патрон-клиентские отношения, собственно, и означают, что «патрон обеспечивает работу, различные блага, льготы, продвижение по службе и пр., а клиенты оказывают ему разного рода услуги и отдают голоса на выборах.»

1. Историческая традиция

«Отношения «патрон-клиентела», строящиеся на принципах «ты - мне, я – тебе», личной зависимости определенных групп людей от патрона, испокон веков представляло собой основную форму социально-экономических и общественно-политических связей в районах Южной Италии. Эта система в настоящее время модернизировалась , хотя и сохранила незыблемым основной принцип клиентелы. На местах ее зачастую возглавляет представитель партийной бюрократии или каких-либо органов госрегулирования. Он оперирует старыми и новыми инструментами: распределяет строительные подряды, выдает всякого рода лицензии, влияет на распределение средств, выделяемых местными или центральными органами власти, обуславливает наем на госпредприятия и т.д»

«В Южной и Островной Италии в рамках отношения «патрон-клиентела» обеспечиваются практически все потребности экономической, социальной, политической и общественной жизни. Здесь клиентела являясь главной социальной ячейкой, подменила и потеснила начавшие зарождаться формы современной организации: административный, партийно-политический и прочие механизмы.  По сути вне клиентелы на Юге не решался ни один вопрос.

В последние полтора-два десятилетия клиентелярные отношения широко распространились также в Центре и даже на Севере».

Эти традиции прекрасно вписались в современную политическую жизнь.

«Принцип «дать, чтобы что-то получить», даже если это «что-то» - законное право гражданина, государственного или частного предприятия, организации и пр., «право – есть услуга» - господствует сверху донизу как в традиционной клиентеле, так и на других, более высоких уровнях: на взаимоотношениях с местной и центральной властью, с партийным аппаратом правительственных партий, внутри партий, внутри госсектора и т.д

В Украине клинтелярные практики особенно расцвели в годы застоя. «Не пойдем на выборы, если ремонт не сделаете» - прекрасно работало. «При СССР государство предоставляло квартиры, путевки, распределение после института». – рассказывают уже родившиеся после 1991г. Не «могли заработать и купить», а «государство предоставляло» - предмет зависти. Пайки на предприятиях, в зависимости от статуса, повышение в должности вместе с приемом в партию, вынос с предприятий товаров и материалов – подобных клиентелярных практик было великое множество и они никуда не делись из сознания миллионов.

2. Государственное регулирование.

«Практика клиентелизма могла развиться лишь в условиях протекционистской экономики, существующей в значительной мере за счет общественных работ и субсидирования центральной казной». 

«Практика клиентелизма сыграла важнейшую роль в процессе гипертрофированного роста так называемого «третичного сектора экономики» (услуги и государственное администрирование). Клиентела и практика коррумпирования способствовали гигантскому росту паразитических, непроизводительных слоев».

3. Госпредприятия

«На местном уровне государственные предприятия питают клиентелы, предоставляя работу, стабильный заработок, устанавливая систему отношений с подрядчиками, субподрядчиками и пр. Интегрируясь в существующие клиентелярные связи, государственные предприятия отдают на откуп местному босу из ХДП распределение мест на своих предприятиях ,наем на работу ит.д.

Менеджеры госсектора и отдельные государственные предприятия сами превращаются в клиентелу, которая нуждается в прочном «политическом прикрытии» и ищет «патрона». Сильный патрон обеспечивает подтверждение в должности высших менеджеров госсектора, проведение определенной кадровой политики и пр. Он же обеспечивает защиту своего государственного предприятия от посягательств другого клана ХДП или от тех течений в ХДП, которые не имеют связей с госсектором. Наконец, «политическое прикрытие» абсолютно необходимо и для защиты перед лицом общественности и даже судебной власти».

Госсектор задумывался левыми христианскими демократами как способ реформирования страны. Но партийное руководство быстро поняло, что он представляет источник денег, не зависимый от частного бизнеса, т.е. таких денег, за которые не надо брать на себя никаких обязательств. В результате он прекрасно вписался в систему клиентелы, став ее важнейшей частью. Ни о каких реформах речь уже не шла.

Аминторе Фанфани - создатель системы, в которой переплелись госпредприятия и политическая элита

«Интегрировавшись в систему власти, государственные предприятия подверглись ее разлагающему влиянию, оказались объектами и зачастую  жертвами тех клиентелярных обычаев, нрав, порядков, в реанимации которых они сыграли важнейшую роль и сохранение которых сегодня было бы немыслимым без их «обеспечивающего участия». Коррупция всех и вся стала нормой государственных предприятий. Они «финансируют», т.е. подкупают правительственные партии и течения не только в национальных масштабах, но и в районах, где предполагается осуществить капиталовложения».

«Руководство госсектора стало разбухать за счет политических назначений. Размножение высокооплачиваемых должностей за счет некомпетентных менеджеров снижает эффективность управления, в результате на ряде предприятий менеджмент парализован борьбой за власть внутри предприятия».

В Украине все аналогично. За руководящие должности на предприятии разворачивается борьба между политиками, партиями, группами внутри партий. Расплачиваются голосованиями в парламенте, заказами нужным предприятиям, продажами через сбытовую сеть патрона, откатами и прямыми выплатами. Руководство предприятий прямо поддерживает «своих» политиков, выделяя им людей и ресурсы на выборы, агитируя своих сотрудников.

Книга полна примеров из политической жизни Италии 1960-70гг, показывающих, как работает систем клиентелы снизу доверху.

Клиентела на местах и в центре

На местном уровне действует местный патрон. От него зависят тысячи работников и предпринимателей региона. Членами партии является большинство муниципальных служащих, «до 40% которых являются на работу лишь в день получения зарплаты. Часть из них, будучи дипломированными специалистами, работают в других местах, в т.ч. в партийных органах, но зарплату получают в муниципалитетах. В Турине, столице автомобильной империи ФИАТ, 70% местной организации ХДП являются служащими муниципалитета и его предприятий. Расследование 1972г., вызванное эпидемией холеры в Неаполе, выяснило, что лишь 50% коммунальных служащих по очистке улиц регулярно выходило на работу. Еще более непристойно используются средства, идущие через парагосударственную систему, особенно через учреждения страхования, взаимопомощи, госпитали и пр.».

От местного патрона зависит найм на работу в местные органы власти, парагосударственные заведения и на госпредприятия. Он же следит за обеспечением госзаказами местных предприятий, наполнения средствами полугосударственных фондов.

Но и он сам – есть клиент патрона национального уровня, обеспечивает ему голоса на выборах в парламент и руководство партии.  Патрон же выбивает для региона финансирование, подряды, инвестиции госпредпрятий, наполнение местных отделений государственных фондов, социальных, кредитных и прочих организаций. Ведь для многих регионов бюджетные, местные и госпредприятия – основной источник занятости и доходов, а частные предприятия зависят от государственных заказов и льгот. Все это идет через патрон-клиентскую систему.

Вот, например, видный деятель ХДП Гудольо – министр по делам смешанных предприятий в 1973-4гг. «В Мессине он контролировал всех членов коммунальных и муниципальных управ, имел своих представителей в Южном банке, портовом ведомстве, консорциуме промышленного центра Тиррено, в правлении ярмарки, объединенных госпиталях, в правлении по университетским делам, в консорциуме по строительству автострады «Мессина-Катания», в правлении сицилийских шахт, в правлении сберкасс сицилийских провинций, в предприятии по производству битума и асфальта, в региональном кредитном институте Сицилии». Это обеспечивало ему голоса на выборах в парламент и в национальный совет партии, благодаря им он конкурировал за высшие должности в стране.

Клиентела и госсектор.

Не все политики имели свои местные клиентелы. Заменой им явились госпредприятия.

Италия – страна с большим влиянием госпредприятий.

В 1970-егг. государственные предприятия контролируют полностью железнодорожный транспорт, радио, телевидение, телефонную связь, преобладающую часть авиационного и морского транспорта, электроэнергетической, горнодобывающей, судостроительной, военной промышленности, кредитно-банковской сферы. Па них приходится 94% выплавки чугуна, 95% цветных металлов, 58% стали, 97% добычи природного газа, 63% производства проката, 30% химических продуктов, примерно 20% продукции машиностроения.

Созданный при Муссолини Институт Промышленной реконструкции (ИРИ) включал в себя 1000 компаний и 500т. сотрудников, в т.ч. крупные банки, металлургические, судостроительные предприятия. Через него шли миллиардные суммы государственных инвестиций. «Если брать в расчет только правления банков ИРИ, дочерних холдингов и главных оперативных обществ (всего 24), то ХДП имеет полный контроль или большинство в 19 из них, паритетное участие с другими партиями в 3, в меньшинстве или отсутствует - в 2 правлениях. Чистые техники, без очевидных партийных связей, присутствуют на паритетных началах с христианскими демократами в 3 правлениях, в меньшинстве – в 2».

ЭНИ – крупнейший нефтехимический концерн, имел множество дочерних предприятий по всей стране по производству и продаже нефтепродуктов. Широко использовал иностранные филиалы для пополнения черных фондов, скупал СМИ в пользу правящей партии. «В 1962г. ЭНИ приобретает текстильное предприятие «Ланеросси», чтобы закамуфлировать финансовые махинации видных деятелей ХДП... Перед выборами правительство оказало нажим на ЭНИ, чтобы он приобрел убыточное текстильное предприятие «Мак Кин» (4т.занятых). Министр промышленности настоял на приобретении текстильного предприятия «Фоссати Беллани», расположенном в его избирательном округе… В 1974г. накануне областных выборов в Сардинии предприятия группы АНИЧ, входящей в ЭНИ, осуществило откровенно клиентелярную акцию, предоставив работу людям, «верным ХДП». 1965г. дочерний холдинг ЭНИ АДЖИП использовал агентов, посредничавших при сбыте нефтяных продуктов. На самом деле они не принимали никакого участия в сбыте. Но получали процент с каждой продажи. В 1975г. список агентов был обнародован, в нем значились фамилии родственников и подставных лиц политических деятелей, министров, журналистов, лидеров течений ХДП, высших бюрократов».

«Госпредприятие ДЖЕППИ создано в 1971г. для санирования убыточных предприятий. Сразу же явилось объектом постоянного давления местных органов власти, профсоюзов, промышленников и их организаций, политических деятелей всех без исключения партий во имя занятости в «своих» избирательных округах. В конечном итоге принятые решения оказываются совершенно произвольными, продиктованными соображениями, не имеющими ничего общего с интересами социального и экономического развития; они вытекают из тактики уравновешивания интересов различных партийных течений или их подчинения интересам той или иной группировки».

Борьба с коррупционерами

Начавшийся в 1970-е мировой экономический кризис подорвал могущество госпредприятий, занимавшихся не повышением прибыльности и эффективности, а участием в политических интригах. Параллельно начался и политический кризис, общество все больше критиковало коррупционную политическую систему. В авангарде борьбу оказались левые – итальянская компартия, набиравшая все больше голосов на выборах. В 1992г. началась операция «Чистые руки», большая часть итальянского политического класса была отдана под суд, правительственные партии исчезли с политического поля. Частично были приватизированы и госпредприятия, то же ИРИ, например. Тем не менее, вышедшие из-под следствия и суда невредимыми крупный предприниматель Берлускони (связанный с осужденным премьером Кракси) и партия Лига Севера, фактически, воссоздали ту же патрон-клиентелярную систему с небольшими вариациями.

Что подтверждает истину – дело не в отдельных политиках, моральных или аморальных людях, оказавшихся на должностях.  В обществе работают глубинные факторы, определяемые традициями и институтами. В частности, в странах с глубокими патерналистскими традициями госпредприятия – прямой путь к коррупции, разложению и застою. Они сразу вписываются в систему «ты мне, я тебе», в систему «патрон-клиентела»  и нет другого способа разрушить эту систему, кроме приватизации. Оказываясь на конкурентном рынке, на котором можно заработать только предлагая другому нужные ему товары и услуги, каждый вынужден перестраивать свои привычки и умения. Клиентеле это не нравится, она возмущается, но приходится приспосабливаться. Оказавшись рядом с госпредприятием, клиентела видит близкое и родное, что можно подчинить своим привычкам и представлениям. «Наш директор поддерживает депутата ХХХ? Я готов пойти агитатором, на митинг, наблюдателем в комиссию. Зарплата и устойчивое рабочее место мне гарантированы».

Попытки наладить квалифицированное управление госпредприятием независимыми менеджерами еще ни разу не удалась. И не удастся, т.к. противоречит привычкам и пониманию большого числа активны участников процесса. В Италии, как видим, также не удалось. Так что не надо расстраиваться, что у нас не вышло наладить корпоративное управление госпредприятий, надо приватизировать их скорее.