Государственное регулирование - зачем оно нужно, чего от него больше, пользы или вреда?
Речь тут о прямом вмешательстве государства в добровольные отношения людей путем запретов и принуждений, прямого финансирования и исполнения функций, которые могут исполнять частные лица. Вот зачем государство все это делает?
Сторонник рынка и противник госвмешательства Стиглер приводит 4 причины для его оправдания:
1. Защита потребителей от фатальной ошибки
2. Ущемление одного во благо многих
3. Регулирование в целях поиска социальной справедливости
4. Предписания для обретения общества «высшего блага»
Бывали такие времена, когда государство своими активными действиями решало поставленные задачи. Но не долго. И не точно, его ли действия решали эти задачи.
Славный период для государственного вмешательства был в 1950-60гг. Экономика устойчиво росла, про кризисы вспоминали как про страшный сон, население богатело, бедность быстро сокращалась. И все эти радости, как считалось, были результатом государственного вмешательства в экономику. Перераспределение богатств в пользу бедных, антимонопольные ограничения, защита прав потребителей.
А в 1970-е то же самое государственное вмешательство вызвало жесточайший экономический кризис и падение благосостояния широких народных масс.
В какой момент госвмешательство стало избыточным и неправильным, задается вопросом автор?
Ответ прост:
оно с самого начала было вредным, несмотря на возможные позитивные результаты на первом этапе.
1. Устойчивый экономический рост 1950-60гг не обязательно был результатом вмешательства государства.
Мир отходил от последствий разрушительной войны, восстанавливался разрушенный основной капитал, проходили пропущенные стадии циклического подъема. Население, пережившее ужасы войны, добросовестно и усердно работало, пытаясь возместить утраченное. А в 1970-е указанные факторы перестали действовать. Основной капитал восстановился, циклический подъем закончился, подросли новые поколения, не знавшие нищеты и разрушений, для которых уровень 1960-х стал начальным, они требовали большего. Попытки государства продолжать прежнюю политику привели к одновременным спаду экономики и инфляции, социальным конфликтам.
2. Экономисты не знают точно, к каким последствиям приведет государственное вмешательство.
В экономике невозможно поставить эксперимент, чтобы одно государство применяло тот или иной инструмент вмешательства, а другое такое же – не применяло – и лет 20 понаблюдать. Все экономические модели, на которых проверяется эффективность тех или иных регуляций, имеют множество предположений, которые могут оказаться правильными или неправильными. Или в один период времени предположения модели отвечают реальности, а через некоторое время перестают ей отвечать. И выводы, сделанные по такой модели, становятся неверными.
3. Благо и справедливость сильно различается для разных людей.
Обычно общество судит о благе по той группе населения, которая громче других, которая смогла свои интересы, взгляды навязать обществу в качестве всеобщих.
- «Всем известно», что в нацистской Германии населению стало жить лучше. На самом деле лучше стало жить бывшим безработным и разорившимся предпринимателям. Их в начале 1930-х было много. Но были и квалифицированные рабочие, успешные предприниматели и их было не меньше. Им стало сильно хуже. Зарплаты рабочих и доходы предпринимателей упали, у среднего класса забрали банковские сбережения. Но об этом никто не говорил, и этого как бы и не было. Они слушали официальную пропаганду и считали себя, видимо, досадным исключением из общей картины.
- Совсем недавно страну убедили в массовом зубожінні населения. На самом деле к 2019г уровень жизни населения примерно сравнялся с докризисным уровнем 2013г, но, конечно, у всех по-разному. У кого-то, например, пенсионеров, бюджетников он упал. Именно их непрерывно показывала пропаганда и практически убедила и тех, чей уровень, наоборот, вырос, что они – счастливые исключения, а народ на самом деле обнищал. Зато в последние 2 года про зубожіння никто не вспоминает, хотя уровень жизни населения не изменился.
- Производители определенных товаров нередко убеждают население в общей пользе от ограничения его импорта. И этим людям, действительно, становится лучше от такого ограничения. То, что остальным станет хуже (повысятся цены) не обсуждается, поэтому, как бы не существует.
- Любая раздача денег помогает одним, делая беднее (из-за инфляции) других.
Сотни и тысячи подобных примеров показывают, что невозможно определить благо и справедливость так, чтобы их признали все. Это всегда вопрос политической борьбы за то, чтобы именно твое понимание этих понятий было признано общенациональным и на его достижение были направлены государственные ресурсы.
Т.о. государственное вмешательство вместо рационального распределения ресурсов ради всеобщего блага, приводит к политической борьбе за ресурсы различных группа населения, инструментом которой является пропаганда своих целей и интересов в качестве общегосударственных.
Искажается экономика ,общественная и политическая жизнь и негативные результаты ощущают все, в т.ч. и те, кто получил больше ресурсов. Тем более, что победители в данной борьбе постоянно меняются.
- Надо запретить покупку молочных продуктов из-за границы. На этом наживаются чиновники и олигархи, а крестьяне режут коров, - рассказывает бабушка, посмотревшая ТВ
- Бабушка, если запретить, молоко для вас же станет дороже!
Но ТВ это не расскажет. А молоко от ограничений импорта станет дороже, и бабушка будет возмущена ростом цен и обогащением на нем чиновников и олигархов.
4. Можно ли ограничить государственное вмешательство разумными пределами? Нет!
Часто говорят, что, мол, в определенным пределах оно полезно, но вот беда, оно постоянно выходит за эти пределы.
Это естественно, что выходит.
Возьмем продавца некоего товара/услуги. Он всегда пытается вас убедить, что его товар вам совершенно необходим. У вас уже есть один? Он квалифицированно объяснит вам пользу от второго. И он будет прав со своей стороны. Просто у другой стороны другая правда. При ограниченных ресурсах вам сейчас актуальней другие товары и услуги, чем 2-й экземпляр того, что уже у вас есть.
Тут нет проблем, если продавец и покупатель независимы и равноправны.
Иное дело, если у продавца есть административный ресурс. Тогда его объяснение абсолютной пользы от его новых услуг становится общепризнанным в данном обществе фактом, от которого никуда не деться. Стране и людям наглядно показывают ужасную проблему и объясняют, как с помощью нового вида регулирования ее можно успешно решить к всеобщему удовлетворению. И если общество не сильно сопротивляется (а в Украине – обычно не сильно), новые виды регулирования растут и расцветают с удивительной скоростью.
5. Какие-то из регуляций, действительно, решают какие-то проблемы. Но вместо одной создают несколько новых.
Государственная машина становится неуправляемой. Не только в Украине – во всем мире.
Политическая борьба ведется вокруг мест перераспределения ресурсов.
Государство + перераспределение забирают все больше ресурсов, оставляя все меньше производителям добавленной стоимости.
Ущемленными себя чувствуют все, и никто не понимает, что с этим следует делать, все привычные практики мало что меняют.
То, что так привлекательно выглядело в рассказах, на практике ничего полезного не приносит.
То, что вроде помогало вчера, сегодня вредит.
Неверным был самый первый шаг.
Когда возникла иллюзия, что имеющуюся проблему можно решить с помощью прямого (административного, финансового) вмешательства государства. Коготок увяз и птичка следует за ним все глубже.