Расходы государства. Украина 2013г.
2013г. был плохим для экономики Украины в целом, для украинского бюджета, в частности. Расходы государственного (включая коммунальный) сектора в 2013г. выросли на 5.8%. Эти расходы не были подкреплены доходами, в результате дефицит сводного бюджета страны вырос с 47 до 63 млрд.гр. Каждая 11-я гривна, израсходованная государством, была одолжена или напечатана.
Динамика доходов, расходов и дефицита бюджета показана на Графике 1
Основные расходы бюджета - социальные. Их удельный вес в 2013г. еще более вырос. Увеличились также расходы на образование медицину, суд и правоприменительные органы. Сильно выросли расходы на уплату процентов по долгам - с 25.2 до 33.2 млрд.гр. Расходы на оборону, спорт, культуру, молодежную политику, экологию остались на прежнем уровне. Значительно сократились расходы на экономику и на ЖКХ.
Экономика и ЖКХ - наиболее коррупционные статьи расходов, поэтому сокращение их должно радовать. С другой стороны, внутренняя политика властей препятствовала росту частных инвестиций в данные сферы, в результате в стране продолжается экономический спад и деградация ЖКХ.
В то же время нельзя сказать, что коррупция в стране в 2013г. уменьшилась. Видимо, она переместилась из бюджетной сферы, в которой уже мало чего осталось брать, в с госмонополии, в сферу оказания государственных услуг, в регулирующие и контролирующие органы.
Динамика основных расходов государства представлена на Графике 2
Таблица 1 Динамика расходов государства по секторам 2012-13гг, млрд.гр.
2012г. | 2013г. | + / - | |
Социальные | 315.4 | 339.4 | 24 |
Образование | 101.6 | 105.5 | 3.9 |
Медицина | 58.5 | 61.6 | 3.1 |
Экономика | 62.4 | 50.8 | -11.6 |
Суд, правопорядок | 36.7 | 39.4 | 2.7 |
Органы власти | 29.4 | 28.5 | -0.9 |
%% по долгам | 25.2 | 33.2 | 8.0 |
ЖКХ | 20.1 | 7.7 | -12.4 |
Оборона | 14.5 | 14.8 | 0.3 |
Спорт, культура | 13.6 | 13.7 | 0.1 |
Экология | 5.3 | 5.6 | 0.3 |
Снижение расходов на поддержку экономики было неравномерным. Основные направления расходов сохранили и даже увеличили финансирование, сокращение произошло за счет группировки расходов на 3-4 направлениях.
Из данных Графика 3 видно, что основной экономический расход бюджета - поддержка дорожного хозяйства - возросла с 15.6 до 16.4 млрд.гр. На качестве наших дорог это сильно не отразилось.
Поддержка угольной отрасли увеличилась с 12.8 до 15 млрд.гр. Сокращение этого расхода - существенный резерв решения бюджетных проблем. Есть мнение, что эти расходы нужны для предотвращения социальных проблем в шахтерских городах. Однако последние события показывают - многомиллиардные траты только усугубляют их проблемы.
Стоит обратить внимание: и на шахты, и на дороги было потрачено значительно больше денег, чем на культуру, спорт, молодежь и СМИ (13.6млрд.гр ежегодно).
Расходы на сельское хозяйство остались на прежнем уровне - 6.9 млрд.гр (рост на 0.2млрд).
Несколько сократились расходы на научные исследования - до 1 млрд.гр и практически исчезли расходы на поддержку нефтегазовой отрасли - 4 млрд.гр до 30млн.
Динамика социальных расходов представлена на Графике 4. Несмотря на бюджетные проблемы, социальные расходы росли.
Основные социальные расходы - это пенсии. Из ПФ пенсионерам было выплачено 167млрд.гр пенсий и еще 87 млрд.гр - из бюджета (пенсий и разного вида помощи).
Увеличились также выплаты молодым матерям, семьям с детьми 36 млрд.гр вместо 30 млрд. в 2012г., больше, чем на угольную отрасль и дорожное хозяйство вместе взятые.Это, конечно, правильно. Надо только иметь в виду, что резерв сокращения расходов бюджета за счет сокращения экономических и административных расходов ограничен. При этом социальные расходы постоянно растут, независимо от наличия доходов.
Приведенные цифры, в частности, показывают, что для сокращения налогов сократить экономические и административные статьи расходов бюджета будет недостаточно.
PS Анализ расходов государства в 2012г. был предложен ранее.