Производство вагонов в Украине падает, за ним падает машиностроение
Производство грузовых вагонов в Украине, по сведениям Госкомстата, снизилось за 4 месяца 2013г. на 39.4% с 16.9 до 10.4 т.шт.
И промышленное производство за 4 месяца также упало к аналогичному периоду предыдущего года на 4.2%, в т.ч. перерабатывающая промышленность - на 5.9%, а машиностроение - на 13.1%
Падение производства грузовых вагонов началось в 2012г. , когда было произведено 47т.шт вместо 52.3т.шт в 2011г. (падение на 11%) Промышленное производство в целом в 2012г. уменьшилось в сравнении с 2011г. на 1.8%, в т.ч. машиностроение на 6%.
Динамика производства вагонов за 2005-2013гг представлена в Таблице 1 и на Графике 1
Таблица 1 Производство вагонов в Украине в 2003 - 2012гг
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
22.7 | 23.0 | 21.6 | 19.9 | 31.5 | 30.2 | 12.7 | 39.6 | 52.3 | 47 |
Производство вагонов устойчиво росло в период подъема, резко упало в кризис 2009г., к 2011г. значительно превысило докризисный уровень. В 2012г. новая волна кризиса вызвала новый спад, углубившийся в 2013г.
Динамика производства грузовых вагонов в 2012-2013гг представлена в Таблице 2, Графиках 2, 3
Таблица 2 Производство грузовых вагонов в Украине в январе-апреле 2012-2013гг
январь | февраль | март | апрель | |
2013г., т.шт. | 2.7 | 2.5 | 2.5 | 2.7 |
2012г., т.шт. | 4.3 | 3.6 | 4.3 | 4.7 |
2013 / 2012, % | 62.8 | 68.6 | 58.1 | 58 |
Если в общем объеме промышленного производства наибольшую роль играет черная металлургия, а в последнее время, еще и пищевая промышленность, то в украинском машиностроении главные позиции занимает производство вагонов.
В таблице 3 приведены данные по объему реализации продукции машиностроения и удельному весу в нем производства грузовых вагонов.
Объем реализации продукции машиностроения в 2011-2013гг
млн.гр. | 2011 | 2012 | 1-й кв. 2013 |
Машиностроение | 134815.2 | 140569.3 | 24091.2 |
в т.ч. подвижной состав ж/д | 42271.4 | 45011.1 | 7052.6 |
% грузовых вагонов в реализации продукции машиностроения | 31.4 | 32 | 29.3 |
Т.о. производство подвижного состава железных дорог (грузовые вагоны составляют наиболее существенную его часть) дает до 1/3 общей продукции украинского машиностроения и в кризис эта цифра уменьшается незначительно.
В экспорте машиностроительной продукции удельный вес грузовых вагонов также значителен, что.отражено в Таблице 4 и Графиках 4, 5
Экспорт продукции машиностроения из Украины 2006-2013гг, т.$
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 1-й кв-л 2013г. |
Машиностроение | 5559.3 | 8483.6 | 10908.2 | 6889.5 | 9185.2 | 11897.5 | 13286.6 | 2746.5 |
в т.ч. производство грузовых вагонов | 710.4 | 1330.9 | 1826.2 | 489.5 | 1913.4 | 3038 | 2908.4 | 486.4 |
% грузовых вагонов в экспорте продукции машиностроения | 12.8 | 15.7 | 16.7 | 7.7 | 20.8 | 25.5 | 21.9 | 17.7 |
Из приведенных данных видно - экспорт грузовых вагонов составляет до четверти объема экспорта всего украинского машиностроения и колебания этого экспорта в зависимости от мировой конъюнктуры, вызывает аналогичные колебания производства и экспорта всей машиностроительной отрасли.
Основная часть экспорта украинских вагонов приходится на Россию. Во времена подъема доля России составляет более 85% украинского экспорта вагонов, в период кризисов - до 60%. Основная часть остального экспорта приходится на Казахстан, чье потребление вагонов более равномерно.
В 2012г. Россия ввела запрет на поставку вагонов на основе металлоконструкций ряда украинских заводов - Кременчугского сталеплавильного и Азовмаша. И хотя предъявлялись претензии к поведению металлоконструкицй в условиях холода, причина запрета была в ином.
Так, например, производство магистральных грузовых вагонов в России в январе-апреле 2013 года снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 20,3 проц до 17,9 тыс штук.
При этом в апреле 2013 года произведено 4,9 тыс магистральных грузовых вагонов, что на 18,9 проц меньше, чем в апреле 2012 года, и на 7 проц больше, чем в марте текущего года.
Пока российские грузовые операторы активно меняли грузовой парк, российские заводы не могли справиться с заказами и привлекались украинские предприятия. Как только в условиях кризиса перевооружение замедлилось, стало не хватать заказов российским заводам, украинские оттеснили. Но, поскольку грузовые операторы в России частные, многие привыкли работать с украинскими предприятиями, российская власть применила силовые меры по поддержке своих производителей вагонов.
Производство вагонов занимает высокий удельный вес в экономике, оно дает работу металлургам, энергетикам, предприятиям других отраслей. В то же время, это производство с невысоким уровнем добавочной стоимости, не использующее сложных технологий, не требующее высокой квалификации работников.
Значение этого производства для украинской экономики остается недооцененным общественным мнением. Говоря о машиностроении, обычно имеют в виду интеллектуальную, технически сложную продукцию с высокой долей добавочной стоимости. В условиях Украины это часто не так.
Производство технически не сложной, но материалоемкой продукции для рынков сырьевых стран делает экономику Украины такой же заложницей мировой конъюнктуры, как и производство полуфабрикатов.
Все, что пользуется спросом, следует производить. Но высокий удельный вес технически несложной продукции с невысокой добавочной стоимостью не дает стране перспектив роста экономики и жизненного уровня населения.
Статистику изучал В.Рапопорт