Кто платит налоги?
Существует распространенное мнение, что налоги платят олигархи. Простой человек платит мало налогов, а некоторые находят пути уклоняться.
А вот предприятие - оно и НДС платит, и налог на прибыль, и ЕСВ за своих работников.
На самом деле, и НДС и ЕСВ - это налог на граждан. А предприятия перечисляют его в бюджет.
На графиках видно, что более 65% доходов бюджета в 2012г. формировалось из доходов граждан, почти 29% - за счет предприятий и еще 4.6% - и тех, и других ( сюда отнесены таможенные пошлины, судебный сбор и т.д.).
Следовательно, рост бюджета, новые его доходы и расходы - это увеличение изъятия денег у граждан. Даже если налоговики пристают с этими налогами к предприятиям.
Почему граждане не замечают, как у них изымают средства в бюджет?
Потому что такая у нас налоговая система. Налоговым чиновникам легче изымать деньги у предприятий. Их меньше, их можно закрыть, опечатать. Предприятия не будут протестовать. С гражданами сложнее.
Типичный пример представляет Единый социальный взнос (ЕСВ)
Только частные предприниматели переводят его в бюджет самостоятельно. Наемные работники не видят этих сумм. 3.6% от начисленной работнику зарплаты его работодатель перечисляет в бюджет, отражая эту сумму в его расчетном листке. По стране в 2012г. вышло 16млрд.гр. А основную часть взноса - больше трети от суммы начисленной зарплаты - работодатель перечисляет в бюджет даже не показывая ее работнику. И работник воспринимает эту сумму как налог на предприятие, хотя, на самом деле, это налог на его зарплату. Это ЕСВ составил в 2012г. 28.5% всех доходов государства. И был взят из зарплаты работников и доходов частных предпринимателей.
Второй по величине налог - это НДС. Он обеспечивает 138.8млрд.гр или около четверти доходов государства. В бюджет эти средства перечисляет продавец, но за счет средств покупателя. Физические лица покупают товары для себя, а не для производства или перепродажи, вот они и оплачивают в конечном счете всю сумму НДС.
При покупке товаров граждане платят также акциз, в 2012г. он составил 25.9 млрд.гр или 4.1% общих доходв бюджета.
Т.о. покупая товары Вы незаметно для себя обеспечиваете четверть доходов государства.
Налог на доходы физических лиц (15 или 17%), местные налоги, включая единый налог на предпринимателей, налоги при покупке автомобиля или на собственность (на землю) более заметны, ведь люди их платят или лично, или видят в составе своей зарплаты. Например, работник знает, что его зарплата 4000гр, а на руки он получает, например, 3280. Остальные его деньги работодатель переводит в бюджет. Дело в том, что эти суммы - не самые большие выплаты данного работника. При покупке товаров и услуг и через ЕСВ он финансирует бюджет на гораздо большую величину.
Сколько же налогов приходится с каждого экономически активного украинца (имеющего источник доходов и покупающего товары и услуги в Украине)?
Специалисты CASE-Украина в 2011г. подсчитали, сколько же на самом деле зарабатывает 1 работник, сколько денег он получает в собственное распоряжение и сколько - переводит в бюджет.
У некоторых существует иллюзия, что работая без оформления, они не платят в бюджет. На самом деле, каждый челвоек платит в бюджет при каждой покупке. И чем активней человек, чем большими активами пользуется. тем больше платит. Уйти от налогов таким нехитрым способом не удастся. Для того и существуют непрямые налоги, чтобы "слишком хитрые" не смогли от них уклониться. Более 400млрд.гр поступают в бюджет от граждан и при нынешней налоговой и бюджетной системах они будет туда поступать, что бы граждане не придумывали. Государство находит способ взять себе свое.
Единственный способ сократить выплаты в бюджет - открытое и легальное сокращение доходов и расходов бюджета, а, следовательно, сокращение налогов.
Как видно из изложенного, худший вид налогов - косвенные или оборотные налоги, которые взимаются незаметно от граждан при каждой покупке товара или услуги и переводятся в бюджет не гражданином, а продавцом.
Т.е. чем больше граждане Украины уклоняются от налогов, тем больше их облагает государство незаметно для них самих. В интересах граждан, наоборот, сокращение доходов, расходов бюджета и налоговых изъятий, особенно, в непрямой форме. Все, что реально переводится в бюджет должно переводиться самими людьми прямо от себя. Только зная, сколько средств он перевел в бюджет, гражданин мог бы требовать от чиновника адекватных услуг, как это происходит в развитых демократиях. Такая открытая система не оставляла бы простора для творчества налоговиков, да и требовалось бы их гораздо меньше.
Это было бы лучше для всех, и для граждан, и для бюджета.
Налоги и бюджет изучал Влад Харьковский.