Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014году
В экспорте продукции машиностроения Украины2014г. продолжились тенденции предыдущего года.
Если в 2013г. экспорт упал с 13.3 до 10.6млрд.$ или на 20.3%, то в 2014г. - до 7.4млрд.$ или на 30.2%
Как и в 2013г. основное падение пришлось на страны СНГ В 2013г. падение составило 24% (с 9.2 до 7млрд.$), в 2014г. - 41.4% (с 7 до 4.1млрд.$).
В то же время объем экспорта в Европу даже слегка вырос в сравнении с небольшим падением в 2013г.
Что экспортировалось?
Как и в 2013г., наибольшее снижение произошло по группе железнодорожного транспорта, в 1-ю очередь, вагонов.
Еще в 2012г. экспорт локомотивов и, особенно, вагонов, давал наибольший вклад в общий итог экспорта - 4.1млрд.$. В 2013г. сумма экспорта снизилась до 2.5млрд.$ (на 39%), в 2014г - до 0.8млрд.$ (еще в 3раза).
Наибольший вклад в общую сумму экспорта дает группа двигателей, турбин, насосов, подшипников. В 2012 и 2013гг. изделий данной группы экспортировалось на 3.8млрд.$, а 2014 - на 3млрд.$ (падение 21%).
Экспорт электротехнической продукции также снизился, в 2012г он был 3.2млрд.$, в 2013 - 3.1млрд.$, а в 2014г. - 2.7млрд.$ (на 13%).
По остальным группам экспорт оставался на невысоком уровне, несколько снизившись в 2014г.
Куда экспортировалось?
Как и в ранее, основной экспорт пришелся на страны евразийского экономического союза - РФ, Казахстан, Белорусь, а также страны ЕС - Германию, Венгрию., Польшу. Но падение экспорта произошло, в основном, за счет стран ЕАЭС, из-за чего их места в списке наибольших покупателей украинской машиностроительной продукции сильно изменились.
РФ осталось крупнейшим покупателем продукции машиностроения Украины, хотя объем продаж снизился на 20.5% в 2013г и еще на 39.2% в 2014г. А вот занимавший все последние годы 2-е место Казахстан опустился на 5-е, в 2013г. объем продаж туда снизился на 39.8%, в 2014г. - на 50.2%
Казахстан обогнали европейские страны - Венгрия, Германия и Польша. Объем продаж в Венгию в 2013г. снизился на 22%, зато в 2014г. вырос на 12,9%. То же самое с Германией - в 2013г. объем продаж туда снизился на 20.5%, в 2014г. вырос на 8.7%. Объем продаж в Польшу уверенно растет - на 31.6% в 2013г. и еще на 12.8% в 2014г.
В результате доля стран СНГ продолжала падать и, например, по электротехнической продукции, значительно уступает доле стран Европы.
Таблица 1 Крупнейшие покупатели машиностроительной продукции Украины 2012/14гг млрд.$
Страна | 2012г. | 2013г. | % | 2014г. | % | |
РФ | 6909.8 | 5491 | -20.5 | 3337.6 | -39.2 | |
|
684.2 | 533.3 | -22.1 | 602.1 | 12.9 | |
|
560.4 | 445.3 | -20.5 | 483.9 | 8.7 | |
Польша | 271.1 | 356.7 | 31.6 | 402.2 | 12.8 | |
Казахстан | 1123.6 | 676.9 | -39.8 | 336.9 | -50.2 | |
Белорусь | 533.2 | 311.1 | -41.7 | 198.0 | -36.4 | |
Китай | 86.6 | 287.9 | 235.5 | 177.2 | -38.5 | |
Чехия | 92.5 | 131.1 | 41.7 | 159.0 | 21.3 | |
Индия | 186.1 | 150.8 | -19.0 | 114.7 | -23.9 | |
Иран | 252.3 | 170.8 | -32.3 | 106.4 | -37.7 | |
Словакия | 79.4 | 90.9 | 14.5 | 100.4 | 10.5 | |
Узбекистан | 187.3 | 92.9 | -50.4 | 95.2 | 2.5 | |
Египет | 60.2 | 44.7 | -25.8 | 83.4 | 86.6 | |
Туркменистан | 132.7 | 134.9 | 1.7 | 80.2 | -40.6 |
Анализ таблицы показывает, что экспорт в страны СНГ, сильно упавший в 20123г., продолжил теми же темпами падать в 2014г. Т.е. падение экспорта в страны СНГ - объективное явление, а не результат политических влияний.
Следует отметить, что до 2012г. основой украинского экспорта в страны СНГ были вагоны. В связи с прекращением роста цен и замедлением экономического развития, спрос на вагоны на рынке стран СНГ резко упал, естественно, чо украинские вагоны прекратили покупать в 1-ю очередь, пытаясь поддержать свое производство. В частности, в РФ останавливается Тверской вагонный завод, что приводит у социально-политическим проблемам в стране. Странно было бы, если при этом покупались украинские вагоны.
Видимо, с экономическими проблемами связан спад экспорта в Китай, Индию. Иран.
В тоже время в 2014г. устойчиво рос экспорт машиностроительной продукции в страны Европы.Венгрия, Германия, Польша, Чехия и Словакия стали крупнейшими украинскими покупателями.
Что куда идет?
На сегодня крупнейшая группа экспорта - это насосы, турбодвигатели, подшипники.
Основной экспорт насосов и двигателей - это РФ.
Из приведенного графика видно, что основное падение экспорта пришлось на Россию, Китай, Белорусь, ОАЭ. Экспорт в Германию не изменился, а в Польшу вырос. Удельный вес РФ в экспорте продукции данной группы уменьшился с 60.1 до 58.6%
Рассмотрим основные продукты экспорта:
Так, двигатели турбореактивные - экспорт 2014г. - 911млн.$, в 2013г. был 1059млн.$ Сокращение на 14% - за счет РФ, на которую приходится 60% экспорта, и Китая. В то же время экспорт в Иран сохранился на прежнем уровне, а в Индию, Вьетнам и страны ЕС вырос.
По насосам экспорт также сократился за счет РФ, покупающей более 60% всего экспорта. Так, насосов для подъема жикостей в 2014г. было продано на 204млн.$ вместо 288млн.$ в 2013г. 70% насосов идет в РФ, еще 10% в Белорусь и Казахстан.
Экспорт холодильников уменьшился со 133 до 112млн.$ (на 16%) за счет уменьшения продаж в страны ЕАЭС в целом с 88 до 73млн.$. Доля Европы увеличилась с 17.6 до 18.2млн.$. Уменьшились продажи холодильников и в другие страны СНГ, Азии.
Аппаратура для подготовки шихты (дробилки, грохота, сепараторы и т.д.) - экспорт уменьшился со 112.2 до 85.2млн.$ (на 24%) за счет уменьшения экспорта в РФ - с 75.6 до 52.4млн.$ (на 31%). При этом начался экспорт этого оборудования в Германию - в 2014г. на 11.4млн.$. В целом доля стран ЕАЭС уменьшилась с 80.9 до 72.8%, а стран ЕС увеличилась с 10.9 до 19.1%
Подшипники - основной экспорт в Германию и РФ. Экспорт в Германию не изменился 65.9млн.$ в 2013г. и 65.2млн.$ в 2014г. Экспорт в РФ упал с 34.6 до 26.5млн.$ Доля стран ЕАЭС уменьшилась с 38.8% до 30%, доля стран ЕС увеличилась с 57.3% до 65.3%
В данной группе находится экспорт турбин. Однако, его объем не велик (51млн.$) и, фактически, экспортируются не целые турбины, а комплектующие и запчасти. В 2013г. было экспортировано запчастей к турбьинам на 68млрд.$. Интересно, что экспорт в РФ вырос, а сокращение общего экспорта произошло за счет резкого падения поставок в Казахстан.
Следующей по объему продаж группой является электрические машины и электротехническая продукция.
В данной группе доля стран ЕС превосходит долю стран СНГ за счет экспорта автомобильного кабеля..
Основные составляющие данной группы:
Электродвигатели и генераторы. Экспорт уменьшился с 193.2 до 117.1млн.$ или почти на 40%. Доля стран ЕАЭС увеличилась с 90% до 93%, хотя в абсолютных величинах экспорт в эти страны упал более, чем на треть.
Трансформаторы Экспорт уменьшился с 408.4 до 207.1млн.$, практически вдвое. Доля стран ЕАЭС уменьшилась с 78% до 71%. Экспорт в страны Европы уменьшился незначительно.
Электрические нагреватели. Экспорт увеличился с 96.2 до 102.8млн.$ или на 7%. Основнуй вклад вносит экспорт нагревательных элементов сопротивления (ТЭНов) в Венгрию. Доля стран ЕАЭС в экспорте товаров данной группы уменьшилась с 22% до 19%, а доля европейских стран увеличилась с 67% до 71.5% за счет роста экспорта в Венгрию.
Радиолокационная и радионавигационная аппаратура - падение экспорта с 102.7 до 51.5млн.$ или более, чем в 2 раза. Падение экспорта в РФ составило почти в 3 раза. Зато вырос экспорт в Египет и Эфиопию, превысив экспорт в Росссию.
Приемная аппаратура для ТВ. Падение экспорта с 278.6 до 247.3млн.$ или на 11%. Основное падение экспорта пришлось на долю РФ - на 40% Значительно вырос экспорт ТВ-мониторов в Венгрию - на 29%, в результате чего экспорт в Вегрию превзошел экспорт в РФ., а доля стран Европы составила 53% общего экспорта ТВ-приемников.
Запчасти для электроаппаратуры: Падение экспорта со 115 до 100млн.$ или на 13%. Падение произошло за счет стран Азии. Экспорт в страны ЕАЭС уменьшился, экспорт в Европу увеличился, в основном, в Венгрию. Доля европейских стран сегодня составляет 67% общего экспорта запчастей, доля ЕАЭС - 21%
Электроаппаратура для коммутации и защиты сетей. Падение экспорта со 121.9 до 115.8млн.$ или на 5% Основной экспорт по данной группе приходится на Германию (выключатели и переключатели) и РФ.В 2014г экспорт в страны ЕАЭС несколько снизился - с 41 до 39%, доля европейских стран увеличилась с 53% до 57%
Но основным видом продукции в данной группе (45% от общего экспорта электроаппаратуры и электротехнической продукции) стал провод для автомобилей. Рост экспорта с 1081.6 до 1170.2млн.$ или на 8%. Причем, этот объем экспорта обеспечивается несколькими небольшими предприятиями, построенными во Львове и Тернополе иностранными инвесторами. Доля стран ЕАЭС в покупках украинского автопровода упала с 7% до 6%, причем, общий объем покупок увеличился (в отличие от покупок электроаппаратуры, которые уменьшились в разы, как было показано выше).. Доля европейских стран выросла с 90.5% до 92%
Из приведенной диаграммы видно, что экспорт автомобильного кабеля идет в большое количество европейских стран, причем, в большинство из них динамика экспорта положительная.
По ряду европейских стран автокабель является основным продуктом украинского экспорта. Приведенные данные показывают, каким мог бы быть украинского машиностроения для выхода на мировые рынки, Более того, возвращение своей доли на российском рынке может быть реализовано только через признание нашей продукции в Европе. Такую продукцию покупают и в России, причем, без всякой политики.
Экспорт железнодорожного подвижного состава в 2014г. снизился до малозначимых величин.
Основное падение экспорта пришлось на страны ЕАЭС - РФ, Казахстан, а также страны СНГ Туркменистан и Прибалтику. Снизился экспорт в страны Прибалтки, Грузию. Экспорт в Германию и США несколько вырос за счет экспорта запчастей.
Так, экспорт локомотивов уменьшился с 472 до 286млн.$ или на 40%, практически весь экспорт локомотивов идет в РФ.
Экспорт вагонов упал с 1331 до 234млн.$ или в 5.7раза. Падение поставок произошло как в РФ, Казахстан, Туркменистан, так и в страны Прибалтики.
Экспорт запчастей для локомотивов и вагонов упал с 514 до 282млн.$ или на 45% за счет уменьшения поставок в РФ. В США и Германию поставки запчастей выросли.
Экспорт самолетов сократился с 206 до 184млн.$ или на 11%. Наибольший объем экспорта приходится на Кубу, хотя и сократился в 2 раза. Прекратился экспорт в США космических аппаратов. Экспорт самолетов продолжается в Пакистан и Казахстан, космических аппаратов - в РФ.
Таким образом тенденции 2013г. - падение экспорта в страны СНГ продукции, привычной еще по советским временам, продолжилась.
В страны СНГ поставлялась техника советских стандартов, иногда. частично улучшенная. Пока цены на нефть и прочее сырье росли, спрос на привычную технику со стороны стран СНГ сохранялся. Прекращение роста (где-то с середины 2012г.) и резко падение с сентября 2014г. резко сократило спрос на подобную технику, да и возможности стран СНГ также резко сократились.
В то же время, рост экспорта в страны Европы новых видов продукции, чье производство освоено вместе с иностранными инвесторами, показывает магистральный путь развития машиностроения в Украине.