Прозрачные тендеры считаются, чуть ли не главной реформой современной Украины. Общественные активисты и политики рекламируют новые системы прозрачных тендеров, электронные системы торгов, проталкивают новые законы. Благодаря им собираются сберечь для бюджета сумасшедшие деньги (называют и 50 и 250млрд.гр) и пресечь воровство.

Воровство, конечно, недопустимо и пресечь его нужно. У нас, конечно, много воруют, но разбазаривают куда больше! Можно ли с этим всем справиться прозрачными тендерами?

 

А надо ли вообще покупать?

Во-первых, прежде, чем следить за честностью покупки, стоит узнать – а надо ли вообще покупать? Другими словами, а чем вообще занимается данное ведомство и зачем ему эта покупка? И мы узнаем, что на тендере тратится 10-12% общих расходов бюджета. На что идет остальное?

Кому останутся эти деньги?

Во-вторых, куда пойдут спасенные от воровства на тендере деньги? Они останутся в распоряжении тех же руководителей, которым не дали их уворовать. Что полезного они с этими деньгами сделают? А если руководители грамотные и ответственные, сможет ли электронная система лучше них определить, что и почем покупать?

Для справки, все расходы бюджета в 2014г. составили 523млрд.гр. На материалы, медикаменты, продукты питания, услуги (кроме коммунальных) приходится 1/9 их часть. На что же идут остальные 8/9? Основная статья – это зарплата – 162млрд.гр. Как они используются? Почему-то, кого не вспомнишь из бюджетников – чиновника или милиционера, судью или прокурора, учителя или врача – к каждому масса претензий. Но бюджет еще оплачивает этим людям 16млрд.гр. коммунальных расходов, 1.5млрд.гр. командировочных и т.д. Не логично ли начать реформу с наибольших затрат? Определить, надо ли им платить эту зарплату из бюджета? А также освещать, отапливать и посылать в командировки? Может быть, тот товар, вообще закупать не надо ни на каких, самых выгодных условиях? Может быть, надо искать не там, где светло, а там, где потерял?

Но ведь общественники обычно называют гораздо бОльшие суммы, проходящие через тендеры. Зам.министра экономики и общественник Максим Нефедов называет 250млрд.гр. госзакупок, из которых 130млрд.гр. обязательно должны проходить через тендеры. Тут кроме государственного и местных бюджетов учитываются еще закупки госпредприятий. Причем, не только за бюджетные, но и за собственные средства. Утверждается, что 10% этой суммы прямо разворовывались, а еще 10% неэффективно использовались.

Это тоже большие деньги. Разве плохо, чтобы они оставались в государственном бюджете или на госпредприятии? Хорошо, конечно. Только вряд ли они там останутся.

 

Итак, у нас есть государственный чиновник или менеджер предприятия, который, закупая товары или услуги, заботится не об интересах службы, а о собственном обогащении. Или проявляет халатность, позволяя завышать цены, ухудшать качество и т.д.

Приходят общественники со стороны и заставляют этого чиновника или менеджера закупать на тендере дешевый и качественный товар. Вы уверены, что сэкономленные деньги останутся у государства? Что не найдется других способов присвоить или разбазарить сэкономленные средства? Если руководитель коррупционер или разгильдяй, а кто-то надеется со стороны проконтролировать каждый его расход?

В нормальных системах управления делают по-другому. Каждое ведомство или предприятие имеет ясные цели, задачи, контролируемые показатели работы. Именно их и контролируют.

Не может электронная система лучше специалиста знать, у кого покупать товар. Специалист знает, что представлено на рынке, какая продукция его удовлетворяет, какая нет. Он может провести тендер среди нескольких подходящих исполнителей, чтобы снизить цену. Но будет сам отбирать, кому там участвовать и какие требования выставлять. Вы не доверяете специалисту? Увольте и замените на другого. Но пока он работает – бессмысленно контролировать каждый его шаг формальными процедурами. Честному специалисту это не дает работать, а жулику вовсе не помеха.

Есть опыт, когда участники сговариваются, определяют победителя, цену, «откат» другим участникам. Чтобы этого не допустить, надо засекретить участников и их предложения до самого окончания конкурса. Но это противоречит требованию прозрачности. Есть и другие схемы сговора.

А честный специалист вынужден рассматривать предложения, формально подпадающие под условия, но, как ему известно, не годные. Времени на конкурс уходит немало, нужные товары и услуги не закупаются, проигравшие через суды останавливают исполнение и т.д.

В развитых рыночных странах есть рейтинги как коллективный опыт специалистов. От бюджетных предприятий обычно требуют покупать товары и услуги только у лидеров рейтинга. У нас такого рейтинга нет, а опыт специалистов в условия тендера не запишешь – обиженные в суд подадут.

С воровством бороться надо. Но главный источник воровства – отсутствие смысла в выполняемой работе. Разбухший аппарат, выполняющий огромное количество функций, которые не надо вообще выполнять. Огромные госмонополии, сосредоточившие у себя множество разных видов деятельности и работающие на себя и на политиков, контролирующих их политиков.

Просто внедрить электронную систему торгов образованным общественникам легче и понятней, чем преобразовать огромный и неэффективный госаппарат в маленький с четкими задачами и критериями.

 

Сомневался В.Рапопорт