Любое обязательное требование регистрации физических лиц со стороны правительства - уже само по себе нарушение. Полиции, судьям и обвинителям хорошо известно, что у них есть инструмент для криминализации многих граждан по мелочам, но соизмеримость является ключевым принципом в немецкой юриспруденции с 1945 года.
Михаэль А. Хен Магистр искусств - докторант Гейдельбергского университета, Специалист по исследованию трансформации/Постсоветские исследования
Не так давно, национальный парламент Украины, Верховная Рада, принял законопроект, изменяющий порядок регистрации физических лиц.
Новый закон, как и многие другие, рассматривается различными комментаторами в Украине и за рубежом как существенный шаг реформы, как продвижение вперед к более прогрессивному, последовательному и, возможно, даже более европейскому законодательству. Но не каждая реформа, которая выглядит благонамеренной, является действительно реформой, особенно в исполнении правительства Януковича.
На самом деле есть много причин для подозрения - этот новый юридический документ является еще одним образцом того, что Янукович и его администрация понимают под реформами: Наблюдая все большее разочарование украинского электората, игнорирование иностранных советов, приходишь к выводу, что проекты власти черпают свои подходы в прошлом. Законы, как правило, имеют лазейки, неясности в ключевых положениях, поддерживают двойное толкование и, таким образом, чаще всего, они увеличивают возможности нарушения гражданских прав, шантажа и централизации государственной власти до уровня, существовавшего до Оранжевой революции. Это двуликость наблюдается в таких случаях, как Налоговый кодекс, Уголовный кодекс и другие крупные проекты, представляемые в качестве реформ.
Что касается нового закона о регистрации, то опасность заключена в его деталях. Например, не ясно, что делать, если человек не снялся с регистрации, но отсутствует, в то время как имущество продается. Простой пример, но он дает полное представление всей широты опасности: Законно ли продать квартиру без проверки снятия с регистрации бывших арендаторов? Кто компетентен? Что делать, если полномочия должностных лиц пересекаются? Что произойдет, если ...? Какие санкции последуют? Какие именно?
Попутно напомним. Неспособность ясно изложить положения закона, как в упомянутом выше примере, наряду с правовым нигилизмом, ведет Украину к катастрофической экономической и социальной ситуации. В "Doing Business 2011" Всемирного банка, страна занимает152-е место из 183 участников, позади Буркина-Фасо и Либерии. Как следствие, процветает коррупция, распространена организованная преступность, инвесторы отвернулись.
Но прежде чем обвинить администрацию Януковича в провале еще одной реформа, следует принять во внимание один аспект: Юридическая практика. При продуманной и последовательной юридической практике, квалифицированной судебной системе, даже плохие и противоречивые законы могут более или менее хорошо работать и удовлетворять потребности граждан.
Пока неясно, как это будет работать, но надежда умирает последней, надежда на то, что целесообразность в какой-то момент возобладает. Этому может помочь наличие некоторого представления о том, как регистрация может работать на одном из самых ярких примере юридической практики - Германия.
В первую очередь, оставаясь на либеральной позиции, следует отметить, что любое обязательное требование регистрации физических лиц со стороны правительства - уже само по себе нарушение. Правительство нет необходимости знать, где г-жа Бернс живет, сколько денег г-н Смит зарабатывает, какой автомобиль миссис Дженкинс водит и т.д. Также правительству не обязательно отправлять избирательные карты, чтобы обеспечить работу демократических институтов, как это происходит в Германии.
Наиболее фундаментальная причина сохранения регистрации - это многовековая правовая традиция в странах Центральной Европы. Хотя классический либерал считает, а примеры из США и Великобритании подтверждают, что демократия работает хорошо, если не лучше, без регистрации, но легко от нее не избавиться. По крайней мере, сам закон можно было бы сделать непротиворечивым, насколько это возможно, а юридическую практику - разумной и терпимой.
Итак, что происходит с регистрацией в Германии? Регистрация стала популярной среди германских государств по мере развития бюрократии и современной государственности. Регистрация стала мощным инструментом в руках князей и королей, устанавливавшими контроль над территорией и ее жителями с целью взимания налогов и полицейского контроля. Далее, эти жители постепенно становились гражданами королевств и империй. По мере установления парламентаризма, регистрации нашли новое оправдание: Избирательные карты, дающие право голоса, выдавались на основе данных из реестра обязательной регистрации. Карты посылались каждому взрослому человеку для того, чтобы идентифицировать его и взять на учет для предоставления права голоса.
Позже, при обоих тоталитарных немецких режимах, зарегистрированные стали жертвами насилия. Регистрация служила целям реализации осуществляемых администрацией идеологических постулатов, главным образом для политики расового и / или социального включения и исключения. Позже, открытые злоупотребления правительства были сведены к минимуму, по крайней мере, в Западной Германии, но и сейчас в реальной юридической практике регистрация по-прежнему остается одним из основных предметов для жалоб. За последние 30 лет значение регистрации постепенно снижалось, ее требования строго соблюдались все реже . Юристы видят серьезные конфликты регистрации с гражданской либеральной концепцией права, вытекающей из Основного закона (Конституции Германии). Правовой режим регистрации менялся несколько раз, последние существенные поправки были внесены в начале 2000-х годов, когда была отменена обязательность предоставления легитимизирующих документов для регистрации, таких как договора аренды или купли-продажи (но тем не менее вновь введены в некоторых из 16 земель, например, в Берлине).
Итак, какие требования действуют в 2012 году? Каждый человек, живущий в Германии, должен зарегистрироваться в местных органах власти. Паспорта достаточно, и, как упоминалось, договора аренды или договора купли-продажи в большинстве земель для этого не требуется. На неделю, в соответствии с законом, можно поселиться без регистрации. В случае изменения места жительства, для регистрации по новому месту проживания достаточно лично прибыть в местный административный офис, заполнить форму. Уведомление отправлять не нужно, кроме случая отъезда за границу надолго или навсегда. Работы по online-регистрации и электронной идентификации ведутся. но пока надо прибыть лично.
Что касается юридической практики, не строгое соблюдение закона применяются в отношении незначительных вопросах, таких как проблемы двойной регистрации, поздней регистрации, и не уведомления о посетителях, туристах и т.д.
Это означает, что незначительные нарушения в области регистрации, вызванные незнанием или халатностью, не повлекшие за собой особых последствий, не являтся предметом усилий полиции и не ведут к серьезным наказаниям со стороны судов.
Если человек отсутствует по месту регистрации а к нему обращается государство в лице полиции или суда? Родственники, знакомые, которые там проживают обязаны помочь проинформировать зарегистрированного. Но злостное уклонение от регистрации с целью получения незаконной выгоды, ухода от выполнения обязательств, нелегальной миграции и т.д. наказуемо и штрафные санкции за это существенны.
В случаях (умышленной) регистрации с целью мошенничества для бизнеса / уклонения от уплаты налогов, незаконного трудоустройства, организованной преступности, коррупции и налоговых нарушений закон применяется строго и суды дают максимально возможные наказания. В соответствии с Конституцией, регистрация до сих пор является делом земель, а не федеральной власти, в Баварии, например, максимальный штраф за грубые и преднамеренные мошенничества, связанные с регистрацией, может доходить до EUR 25,000.
Иностранные граждане не должны регистрироваться, для граждан ЕС это не нужно в принципе (если срок пребывания меньше 3 месяцев), а для остальных регистрация происходит при прохождении пограничного контроля.
Кроме того, статус регистрации в отношении недвижимого имущества не влияет на продажу или другие имущественные вопросы.
Обязательная регистрация, по крайней мере, терпимая с либеральной точки зрения означает две вещи: Максимально возможная ответственность сопровождается эффективной защитой персональных данных и живым, сильным гражданским обществом, способным контролировать и наказывать нарушения.
К счастью, либерально мыслящие люди и политики в Германии, по крайней мере, добились определенных успехов в обоих направлениях: каждый гражданин имеет право ознакомиться с данными, собранными о нем правительством, чтобы обновить их и добиться удаления в определенных случаях. Поскольку владелец не обязательно знает, сколько человек и кто именно зарегистрированы на его недвижимости, он имеет также право на получение информации по запросу и ее коррекцию. Кроме того, у федерального правительства нет центрального реестра. Предпочтительнее, особенно в федерации, децентрализованная система, так как это предотвращает Оруэлловский суперконтроль власти, и связанные с ним злоупотребления со стороны большого правительства любого рода.
Немецкая регистрация является болезненной проблемой для либерально настроенных граждан. Но она терпима, потому что является современной, и потому что до сих пор правовой режим определяется более или менее последовательной и разумной юридической практикой.
Полиции, судьям и обвинителям хорошо известно, что у них есть инструмент для криминализации многих граждан по мелочам, но соизмеримость является ключевым принципом в немецкой юриспруденции с 1945 года.
Вызовы для Украины очевидны. Проблемой для юристов является сдержанное применение данного закона. Это включает в себя свободу от криминализации за счет соразмерности, наряду с единообразным применением на всей территории Украины для всех граждан и т.д. Но самое главное, возрождение правового нигилизма можно было бы предотвратить, если бы гражданское общество, развиваясь и усиливаясь год от года, отслеживало деятельность правительства, в том числе, факты нарушений.
Кроме того, надежды на лучшее дает и более широкое освещение таких вопросов, как для украинских граждан, так и для европейские наблюдателей, - которые чаще всего не информированы относительно них (или неверно информированы).