Министерство финансов Украины в очередной раз взялась за налоговую реформу. Ее анонсировала министр финансов Н.Яресько, зам.министра Е.Макеева, другие инсайдеры. Подробности полностью не раскрываются, судя по всему, многое еще не определено. Но вроде как в сентябре должны внести в ВР, а с 1.01.2016 мы будем по новым правилам жить.
Реформ на нашей памяти было уже несколько, но эта обещает быть особой. Радикальной, Ответственной и Непопулярной.
Не радикализм перераспределения налогов, а радикализм их сокращения
Именно так ее представил советник министров экономики и финансов Украины, бывший министр финансов Словакии Иван Миклош, известный успешной налоговой реформой у себя в стране.
Что это означает?
Ответственность реформы означает, что доходы бюджета, а значит, размер изъятий в бюджет не изменятся.
А, значит, радикализм реформы означает радикализм перераспределения налогов от тех, кто, по мнению реформаторов, платит много к тем, кто платит мало.
Непопулярной реформа будет среди тех, кого заставят платить больше или не позволят уклоняться. Трудно сказать, как там было в Словакии. Но чего не понимают реформаторы в Украине, очевидно. Без сокращения бюджета и объема изъятий никакой налоговой реформы в Украине не может быть. Не радикализм перераспределения налогов, а радикализм их сокращения: единственный способ провести налоговую реформу в Украине.
Почему?
- Потому что в Украине крайне низкая производительность труда. Другими словами, украинский работник слишком мало зарабатывает, чтобы у него можно было много забрать в бюджет и перераспределить.
- В Украине слишком плохие условия для зарабатывания и использования заработанного. Как только человек начинает зарабатывать намного больше среднего, он естественным путем стремится перебраться в другую страну, где условия лучше. Например, в Словакию.
Поэтому задача украинских реформ – повышение производительности труда и создание комфортных условий для тех, кто производительно трудится.
А все реформы украинской власти нацелены на обратное.
- Заставить работающих вместо производства добавочной стоимости удовлетворять контроллеров и регуляторов.
- Создать невыносимые условия для легальной работы, криминализовать любую успешную производственную деятельность, ограничить доступ к необходимым для работы ресурсам.
Посмотрим на цифры. ВВП Украины в 2013г. составил 1455млрд.гр. или 32т.гр на человека. По курсу 2013г. (8.2гр/$) это 325$ на человека в месяц. Все, больше мы не заработали. Но власть не оставляет это работающему. В бюджет и ПФ в 2013г. было изъято 636млрд.гр. Сколько осталось человеку? 1500гр. в месяц или 190$. Мог ли человек в 2013г. на эти деньги жить и работать? Очевидно, что нет.
В 2014г. начался кризис и инфляция, цены выросли за год на четверть и продолжили в 2015г., за полгода выросли еще наполовину. Курс вырос почти в 3 раза. А производство? ВВП в 2014г. составило 1567млрд.гр. или 3100гр. на человека в месяц. Но цены выросли и оказалось, что заработали мы еще меньше. При курсе на конец года 19гр/$ это уже 160$ на человека в месяц – больше не заработали. Но государство свое все равно взяло. В бюджет и ПФ было изъято 640млрд.гр. Сколько осталось человеку? 1800гр или около 100$ в месяц. Кто на это может жить и работать при нынешних ценах и курсе?
Но и государство доставшиеся ему копейки тоже не устраивают, ему не хватает на все запросы, поэтому оно нарисовало себе 200млрд.гр. кроме изъятых у населения 640млрд. В результате цены и курс обвалились.
В 2015г. были проведены радикальные налоговые реформы, в результате которых налоговые изъятия выросли на четверть, а экономического роста нет. Военный сбор и налог на депозиты, повышенные акцизы и таможенные пошлины, природная рента на газ – все это вытягивает из падающей экономики все новые средства.
У людей не остается иного выходка, кроме как сворачивать легальную деятельность и наращивать нелегальную. По оценке Минэкономики уровень теневой экономики растет, а Минфин подозревает, что на самом деле он еще выше
Власть не понимает, что теневая экономика – это способ выжить для тех, кто остался в стране. На границах идут бои с контрабандистами, в Полесье с добытчиками янтаря, предпринимателей заставляют информацию о каждой наличной или безналичной продаже и покупке отсылать фискалам (РРО и электронный НДС).
Потому что тот, кто может производить что-то пользующееся спросом вне страны, отправляется зарубеж. Программисты и ученые, предприниматели и финансисты уезжают уже массово.
Продвинутые реформаторы и отстойный Азаров думают одинаково. Проблема для них в уклонении от уплаты налогов. Решение - лучше контролировать и сильнее давить.
Нынешние финансовые руководители и их советники, в отличие от прежних, публичные люди. Они честно говорят, что думают. А думают они, что проблема в том, что некоторые уклоняются или минимизируют. Вот если сильнее надавить, то можно поймать злоумышленников и в бюджет удастся собрать больше, а, значит, даже и ставки может быть можно будет сократить.
Поэтому все реформы до сих пор были направлены на усиление контроля и давления. Результат – падение экономики на 15% за полугодие, волны новых эмигрантов и обнищание населения. Всего населения, и того, кто работает на себя, и того, кто получает от государства. Никто не может сказать, что он что-то получил от такой политики. В политическом плане это – катастрофа, потому что постмайдановской власти не на кого опереться. Но нас больше интересует экономика. Для экономики это долгая и мучительная рецессия.
При нынешней производительности высокие налоговые изъятия плохи всем. Производителю не оставляют достаточно средств для жизни и работы, государству дают слишком мало в сравнении с его запросами и обязательствами.
Что предлагают реформаторы теперь?
Снизить налог на зарплату. Да, нынешний налог слишком высокий. 36.86% от зарплаты платит работодатель и 3.6% (ЕСВ) + 1.5% (Военный сбор) + 15% (НДФЛ, это при невысоких зарплатах, при высоких 20%) платит сам работник. Правда, сам работник этих сумм не видит, их переводит в бюджет работодатель. В результате от начисленной зарплаты 57% уходит в бюджет, а работник получает от нее 79,9%. Все затраты работодателя на зарплату делятся следующим образом, 58% работнику, 42% в бюджет. Это запредельно много, особенно для сложных, интеллектуальных производств, в которых зарплата – основная часть расходов. Вот это планируется исправить. Как еще не решили, но, видимо, предложат общую сумму отчислений до 30% от начисленной зарплаты. Хорошо? Конечно, лучше, чем 57%.
Но реформа будет непопулярной, предупреждают реформаторы.
Вырастут акцизы и НДС. Конечно, их ведь каждый человек платит не лично, а при покупке товаров, т.е. Вы не замечаете, как с Вас их берут. Но с бизнеса их берут авансом, потом покупатель бизнесу возмещает. А при экспорте возмещает государство. Война фискалов с бизнесом за НДС идет по нарастающей и, видимо, ужесточится, поскольку суммы возрастают.
Но придумана еще одна непопулярное ужесточение. Фактически, устраняется единый налог для юридических лиц. А для физических он будет приравнен к зарплате, и человек должен будет платить те же 30% (или сколько они в результате определят), со своих предпринимательских доходов (за вычетом подтвержденных расходов) как с зарплаты.
Т.е. вместо распространения подходов единого налога на весь некорпоративный сектор, предполагается ко всем предпринимателям подходить как к крупным, заставлять вести учет, контролировать, штрафовать и т.д.
До сих пор каждая попытка устранить единый налог вызывала массовое сопротивление предпринимателей. Но мы оставляем в стороне политику.
Речь об экономике. Облегчение по зарплате полезно.
Ужесточение по НДС и акцизам вредно, дело не только в росте цен, а и в ужесточении борьбы за налоговый кредит между предпринимателями и фискалами, что уже приводит к остановке хозяйственных операций.
Устранение единого налога преступно, т.к. только он позволял вести деятельность сотням тысяч бизнесов. Он позволял программистам работать в стране, не уезжая зарубеж, где находятся их клиенты и работодатели и гораздо выше сервис. Он позволял выживать сотням тысяч пенсионеров и безработных. Множество бизнесов не выдержит общей системы и, главное, не выдержит общения с налоговиками, и рухнет, а работающие останутся без заработка, уедут, будут работать полностью в тени. Никаких положительных результатов кроме разового увеличения налогового сбора не предвидится.
Словацкий советник ссылается на положительный опыт Грузии и Словакии. Мол, в 1-й год да, было тяжело тем, кого заставили платить налог по полной. Но на следующий год в стране начался подъем, и всем стало лучше. Возможно, в Грузии и Словакии была иная обстановка. В Грузии не было такого высокого налогового изъятия и до реформы, в Словакии была выше производительность труда.
В Украине иные условия и задачи. Повысить производительность, дать возможность работать желающим и умеющим. Видимо, нужны советники с другим опытом.