Премьер Азаров 3 года рассказывал, как команда профессионалов преодолела кризис «папередников» и вывели экономику на широкую дорогу развития. И вдруг, совершенно неожиданно, оказалось, что если бы не российские деньги и скидка на газ, экономику ждало бы банкротство.

Кризис украинской экономики начался летом 2012г.

Причины он видит в плохой мировой конъюнктуре нынешнего года. Но статистика противоречит такому заявлению. Спад экономики начался в середина 2012г. А на мировом рынке не произошло за это время никаких потрясений, разве что усилились ожидания финансовых проблем и инвесторы стали осторожней с инвестициями.

График 1 показывает, что спад украинского ВВП начался с 3-го квартала 2012г. Если в 1-м и 2-м кварталах был рост на 2.2 и 3%, соответственно, то с 3-го началось падение. Т.е. сейчас уже 6-й квартал подряд происходит спад, причем, начиная с 3-го квартала 2013г. идет спад к спаду 3-го квартала 2012г. Это классический экономический кризис и он продолжается уже полтора года. Просто власть его пыталась не замечать.

График 2 иллюстрирует, что спад промышленного производства начался с августа 2012г. и продолжается до сегодняшнего дня. Своего пика он достиг в мае 2013г. (спад к маю 2012г. составил 9.3%), после чего вернулся на уровень 5% спада каждый месяц, вплоть ноября 2013г.

Чтобы было понятно, в ноябре 2013г. промышленность произвела на 5% меньше продукции, чем в ноябре 2012г., когда она произвела на 2.1% меньше, чем в ноябре 2011г. Т.е. к ноябрю 2011г. спад в ноябре 2013г. составил уже 7%.

Можно привести аналогичные графики по транспорту, строительству, там такое же падение (в строительстве даже больше).

График 3 показывает состояние внешней торговли товарами и услугами по кварталам за 2012-13гг. (данные платежного баланса НБУ). Дефицит внешней торговли от 2 до 4 млрд.$ каждый квартал. Но если в начале 2012г. он покрывался кредитами и инвестициями из-за рубежа, то в конце 2012г. поток прекратился. Министерство финансов, например, с февраля 2013г. не может одолжить на мировых рынках (на коммерческих условиях) ни доллара, а ранее размещенные долговые обязательства государства падают в цене.

Источник несчастий 'экономики - действия украинских властей.

 

Только источник всех этих несчастий не столько проблемы мирового рынка, сколько действия украинских властей. Ведь в Украине не производится еще столько разных товаров и не оказывается столько услуг, привычных на мировом рынке, что рост нашей экономики мог быть обеспечен за счет внутреннего спроса. Но доля товаров украинского производства в торговой сети страны уменьшается с каждым годом, за 9 месяцев 2013г. она составила 58%, а ведь еще в 2007г. она доходила до 70%.

По одежде и обуви эта доля не дотягивает и до 10%, по посуде – до 25%. Казалось бы – какой простор для предпринимателей, какая перспектива увеличивать производство. Но не увеличивается оно, доля своих товаров в торговой сети падает.

О причинах предприниматели говорят открытым текстом – деятельность государственных контролирующих органов. Предприниматели думают не о расширении бизнеса, а о сохранении своих средств. Если ранее говорили о давлении контроллеров, то теперь уже – о налоговом терроре, который не опирается на действующие законы, а лишь на желания и произвол чиновников.

 

Как это происходит - живой пример

 

Предприниматель Юрий владеет фирмой с 18-ю сотрудниками. Разрабатывают и производят машиностроительную продукцию – комплектующие, запчасти. Своего оборудования больше нет, разработанную документацию передают машиностроительным заводам, завозят металл, инструмент, забирают готовую продукцию. У крупных предприятий сейчас много избыточных мощностей, можно размещать заказы, а не иметь свое производство. Чем меньше своих помещений, тем меньше придирок контроллеров. А их хватает, ведь склады и магазины остаются.

Из 18 сотрудников 4 бухгалтера. Для нужд учета и контроля, хватило бы одного совместителя на 0.5 ставки. Остальные заняты составлением отчетности для контролирующих органов и хождением по инспекциям. Да и сам предприниматель основное время тратит не на развитие бизнеса, а на общение с госчиновниками. Простой расчет показывает – четверть сотрудников фирмы работают не на бизнес, не на производство добавочной стоимости, а на удовлетворение государства.

Пример. Открывается магазин. Перестраивается заброшенное здание. Из полумиллиона гривен, которые пришлось вложить в магазин, половина ушла на строительные работы, а половина – не меньше 250т.гр. – на оформление разрешительной документации. Официальная плата, неофициальная, услуги связанных с ведомствами фирм.

Так, по словам Юрия, было всегда. Но в последние 2 года все сильно ухудшилось. Претензии налоговиков и правоохранителей стали невыносимыми. Если раньше предъявлялись претензии к отчетам, требовали что-то увеличить, могли не признать налоговый кредит, то теперь просто пишут сумму налогов, на которую надо выйти. Но эта сумма неподъемна для фирмы. Это в отношении выплат в бюджет.

Но выросло и вымогательство в свой карман. Вернулось к уровню 2004г., когда контроллеры и правоохранители приезжали и требовали денег, угрожая закрыть бизнес. Ездили массово, представители разных ведомств. В 2005г. вымогательство практически прекратилось, потом стало возрождаться, но оставалось отдельными проявлениями. В нынешнем году - снова стало системным и наглым.

В результате в 2013г. чистой прибыли не предвидится. Вся полученная прибыль 600т.гр ушла государевым людям. В бюджет, в карман, за услуги. И это после активных действий по защите бизнеса.

Например, налоговая требует заплатить 250т.гр. налогов за квартал. Откуда же их взять? Нет денег и, следуя закону, не получается такой суммы!

У налоговиков есть способы принуждения. Например, берут некую сделку и объявляют ее «ничтожной». Фиктивной, значит. Якобы, по бумагам сделка есть, а фактически ничего не производилось и не отгружалось. Значит вся выручка по ней, а это в том случае было 50т.гр, - это прибыль, с которой надо платить налог. Предприниматель собирает документы – номера машин, привезших металл на завод (на государственном заводе хороший учет и отчетность), вес на входе и на выходе, номера накладных и все это несет в арбитражный суд. Одну попытку отъема денег отбил. Но сколько таких было за год? Убыток ведь никто не компенсирует - радуйся, что в этот раз отбился.

И результат – остаться «в нуле», т.е. без прибыли. Зачем в таком случае продолжать производство?

 

Власть отбивает всякие стимулы к работе

 

Какой же выход из ситуации? Ответ предпринимателя естественный - сворачивание бизнеса. Для начала - отказ от всех операций, приносящих небольшой доход. Ведь налоговики определяют сумму к уплате по объему операций. Они не учитывают, что операции бывают с разной доходностью. От общего объема операций они вычисляют свой процент и требуют выйти на данную сумму в отчете.

Такая практика не имеет ни малейшего отношения к закону. В закон четко описано, с каких доходов платить налог, какие расходы уменьшают налогооблагаемую сумму, какие ставки. Налоговиков это все не интересует. Поступило на счет 100000гр, например, выйди в отчете на 10000гр налога. А иначе хуже будет. Придут с проверкой, изымут документацию, будут придираться к операциям, опечатают компьютеры – работы не будет и месяц, и два. Больше потеряешь. Даже если отобьешься, убытки за время простоя не компенсируют.

Налоговая говорит, что не использует таких методов, а работает четко по закону. Проценты предполагаемых налогов, в зависимости от объема производства, они установили, конечно, но это их внутренний показатель, для оценки работы сотрудников. Тем не менее, разные предприниматели по всей стране говорят одно и то же – от них требуют выйти в отчете на этот самый процент от объема. И не обращают внимания на сумму налогов, подсчитанную согласно закону.

Поэтому объем производства сразу же уменьшился, операции, которые дают меньше 10% прибыли стали убыточными и от них отказались. Уменьшение объема привело к необходимости вывода денег из бизнеса. Не только Юрий так поступает.

 

Вот как описывает нынешнюю ситуацию бывший народный депутат и бизнесмен Павел Жебривский «Представники середнього бізнесу, які встигли продати свої підприємства, розмістили гроші на депозитах і намагаються перечекати мутний час, а не працювати. Тобто економічно активні люди перейшли в розряд рантьє... У нас стає вигідно бути рантьє, а не виробляти товари і послуги. Ця тенденція вкрай шкідлива».

Вынутые из бизнеса деньги вкладывают в финансовый сектор – кладут в банк на депозит, покупают недвижимость, выводят зарубеж, где также покупают дома и земельные участки.

Интересная статистика по динамике строительства. Оказывается, его объем в стране падает за счет резкого сокращения промышленного строительства. В то же время жилищное строительство начинает рост. Деньги, изъятые из производства, люди вкладывают в новые квартиры и дома.

 

На приведенном примере средней фирмы видим:

- четверть сотрудников занимаются не производством добавленной стоимости, а удовлетворением государства;

- половина средств, выделенных на инвестиции, идет на выполнение требований государства и также не имеет отношения к бизнесу фирмы, не увеличивает общественное богатство;

- государство прямо или косвенно пытается отобрать всю прибыль, т.е. лишить производство всяких стимулов не только к развитию, но даже к простому сохранению нынешнего уровня.

Некоторые интересуются, а нам, мол, какое дело до проблем бизнеса? Мы же не предприниматели! Вот тут и ответ. Богатство общества – это та добавленная стоимость, которую производит бизнес. Дальше оно перераспределяется и доходит до каждого, поэтому часто отдельному человеку не видно, как его доход связан с бизнесом. Но если богатство не производится, то и не доходит.

Если квалифицированные и добросовестные работники производят отчеты для начальства или вообще ничего не производят, то до остального населения ничего полезного и не дойдет.

Если владелец магазина за свои деньги ремонтирует улицу, то товары в магазине становятся дороже, ассортимент хуже, а продавцы менее внимательными. Или магазин закроется.

Когда IT-шник работает на американского заказчика, а, получив оплату, едет отдыхать зарубеж, где покупает одежду, обувь, бытовую технику и т.д., то вся эта деятельность никак не увеличивает богатства страны и остальных людей. А если бы он мог за те же деньги получить сервис и товары внутри страны, то увеличивало бы. Но это сегодня невозможно потому, что ввезенные импортером в страну товары после пересечения таможни становятся дороже, чем зарубежом, а возможные внутренние производители столько на их продаже не заработают, чтобы расплатиться со всеми государственными контроллерами и регуляторами.

Перспективы крупного бизнеса на внешних рынках не очень светлые. Роста, спроса на полуфабрикаты украинского производства пока не видно, Ближний Восток, который был до кризиса основным их покупателем, вряд ли увеличит спрос на них и в силу политических противостояний, и из-за прекращения роста цен на нефть, и просто потому, что насытился уже товарами подобного качества. А ничего нового наши «олигархи» миру предложить пока не в состоянии.

 

Что делает в ответ власть?

Давит предпринимателей, способных работать на рынок. Создает искусственные условия для крупных государственных и бывших государственных предприятий, которые, как оказывается, на рынок работать не способны. Им пытаются создать искусственные условия для экспорта продукции в РФ, отказываясь пож этим предлогом от подписания Ассоциации с ЕС.

А для массового бизнеса внутри страны власть системно создает стимулы прекращения производства, ухода в тень, заграницу.

В результате беднее становятся не предприниматели, которые активны и обычно находят способ заработать. Беднее как раз становятся работающие по найму, самозанятые, бюджетники. Люди, которые получают зарплату от работодателя или государства, часто сами не могут найти себе новый источник дохода и становятся беднее в результате террора власти против бизнеса.

 

Культура и богатство

 

Не думаю, что власть это делает сознательно. Просто такая культура людей, оказавшихся сегодня при власти. Они не понимают, как можно не забрать у предпринимателя его деньги, если за это им ничего не будет.

 

Проблемы бизнеса изучал Влад Харьковский