По мере приближения в Украине рынка земли требования к будущим покупателям все больше ужесточаются. Как стало известно «і», власти намерены очередной раз уменьшить предельный размер земельного участка, который может быть объектом купли-продажи сельхозземли.

Лавина новых ограничений и дополнительных условий, выполнение которых является обязательным для получения права на покупку сельскохозяйственных наделов, может сделать рынок земли в Украине фикцией. Как стало известно «і», проект закона «О рынке земли» может быть скорректирован в сторону большего ужесточения требований к потенциальным покупателям.

Так, небольшой допустимый максимум земли «в одни руки», который сейчас предлагается установить на уровне 2,1 тыс. га (в среднем по Украине), будет уменьшен в более чем четыре раза.

Глава Госагентства земельных ресурсов Сергей Тимченко в интервью «Зеркалу недели» предположил, что усредненный показатель максимально допустимого размера участка сельхозземли, купленной одним человеком, может составить 500 га. Аргументируя необходимость ужесточения ограничений, чиновники традиционно ссылаются на пожелания аграриев. При этом его заместитель Николай Калюжный ранее отмечал, что большинство землевладельцев считают, что максимально допустимые нормы покупки земли завышены.

«Большинство склоняется к тому, чтобы этот максимум уменьшить»,— сказал Николай Калюжный. При этом площадь в 500 га является лишь ориентировочной, и в регионах с особенно дорогими землями предел может быть еще меньше. Так, обсуждаемый максимум для Карпатской зоны — всего 100 га, то есть в девять раз меньше, чем изначально предполагалось.

Сейчас же законопроект «О рынке земли» содержит норму, что максимальное количество земли, которое может быть куплено одним человеком, в Полесье составит 1500 га, лесостепи — 1750, степи — 2100, в Карпатах — 900 га, Крымской горной области — 1100 га.

Такое дробление фактически исключает покупку наделов нынешними крупнейшими землепользователями-латифундистами — аграрными холдингами (т.е. теми, кто реально производит с/х продукцию и уже добился возвращения Украиной советского уровня сельхозпроизводства. (А кто же должен покупать землю - КЛ)

Однако и для тех физлиц-единоличников, которые, имея излишек средств, захотят вложить их в землю, власть приготовила ряд препятствий. Так, статуса физлица и гражданина Украины может оказаться недостаточно, чтобы приобрести землю. Покупатель должен будет задекларировать свои доходы и указать, с каких именно заработков приобретается земля. Также предусмотрена проверка Антимонопольным комитетом, в ходе которой будут изучаться родственные связи потенциального покупателя.

Среди обязательных условий получения права на покупку может быть введено наличие аграрного образования и/или ведение сельскохозяйственного производства на протяжении последних n лет. Механизм подтверждения такого опыта, прописанный в разработанном Минагропродом проекте постановления Кабмина «О перечне документов, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве», достаточно сложен. Так, чтобы приобрести в аренду/собственность земельный участок для ведения фермерского хозяйства, нужно предоставить копию трудовой книжки, при этом трудовой стаж в АПК должен быть не менее трех лет. Если трудовой книжки нет (что не редкость у фермеров), то подтвердить опыт агрохозяйствования предлагается другими документами — в частности, выписками из архивов. Ведение личного крестьянского хозяйства могут также подтвердить местные власти — сельский или поселковый совет.

Пока эти требования касаются только лиц, претендующих на земли государственной и коммунальной собственности, однако аналогичные требования могут быть распространены и на других субъектов рынка.

«Таким образом будет уменьшена вероятность возникновения возможностей для осуществления коррупционных правонарушений в данной сфере»,— говорится в пояснительной записке к проекту.

Даже в нынешнем своем варианте проект закона создает излишнюю зарегулированность рынка земли. «Я не вижу, кто в таких условиях реально будет приобретать наделы»,— говорит Максим Федорченко, директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине». Как отметил еще один эксперт, ограничения, применяемые к физлицам, могут быть призваны снизить конкуренцию за наделы на начальном этапе рынка и позволить беспрепятственно «отовариться» бизнесменам от власти. «Проект закона исключает малейшую возможность покупки сельхозземли «случайным» человеком»,— считает аналитик по информации По мере приближения в Украине рынка земли требования к будущим покупателям все больше ужесточаются. Как стало известно «і», власти намерены очередной раз уменьшить предельный размер земельного участка, который может быть объектом купли-продажи сельхозземли.

Лавина новых ограничений и дополнительных условий, выполнение которых является обязательным для получения права на покупку сельскохозяйственных наделов, может сделать рынок земли в Украине фикцией. Как стало известно «і», проект закона «О рынке земли» может быть скорректирован в сторону большего ужесточения требований к потенциальным покупателям.

Так, небольшой допустимый максимум земли «в одни руки», который сейчас предлагается установить на уровне 2,1 тыс. га (в среднем по Украине), будет уменьшен в более чем четыре раза.

Глава Госагентства земельных ресурсов Сергей Тимченко в интервью «Зеркалу недели» предположил, что усредненный показатель максимально допустимого размера участка сельхозземли, купленной одним человеком, может составить 500 га. Аргументируя необходимость ужесточения ограничений, чиновники традиционно ссылаются на пожелания аграриев. При этом его заместитель Николай Калюжный ранее отмечал, что большинство землевладельцев считают, что максимально допустимые нормы покупки земли завышены.

«Большинство склоняется к тому, чтобы этот максимум уменьшить»,— сказал Николай Калюжный. При этом площадь в 500 га является лишь ориентировочной, и в регионах с особенно дорогими землями предел может быть еще меньше. Так, обсуждаемый максимум для Карпатской зоны — всего 100 га, то есть в девять раз меньше, чем изначально предполагалось.

Сейчас же законопроект «О рынке земли» содержит норму, что максимальное количество земли, которое может быть куплено одним человеком, в Полесье составит 1500 га, лесостепи — 1750, степи — 2100, в Карпатах — 900 га, Крымской горной области — 1100 га.

Такое дробление фактически исключает покупку наделов нынешними крупнейшими землепользователями-латифундистами — аграрными холдингами.

Однако и для тех физлиц-единоличников, которые, имея излишек средств, захотят вложить их в землю, власть приготовила ряд препятствий. Так, статуса физлица и гражданина Украины может оказаться недостаточно, чтобы приобрести землю. Покупатель должен будет задекларировать свои доходы и указать, с каких именно заработков приобретается земля. Также предусмотрена проверка Антимонопольным комитетом, в ходе которой будут изучаться родственные связи потенциального покупателя.

Среди обязательных условий получения права на покупку может быть введено наличие аграрного образования и/или ведение сельскохозяйственного производства на протяжении последних n лет. Механизм подтверждения такого опыта, прописанный в разработанном Минагропродом проекте постановления Кабмина «О перечне документов, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве», достаточно сложен. Так, чтобы приобрести в аренду/собственность земельный участок для ведения фермерского хозяйства, нужно предоставить копию трудовой книжки, при этом трудовой стаж в АПК должен быть не менее трех лет. Если трудовой книжки нет (что не редкость у фермеров), то подтвердить опыт агрохозяйствования предлагается другими документами — в частности, выписками из архивов. Ведение личного крестьянского хозяйства могут также подтвердить местные власти — сельский или поселковый совет.

Пока эти требования касаются только лиц, претендующих на земли государственной и коммунальной собственности, однако аналогичные требования могут быть распространены и на других субъектов рынка.

«Таким образом будет уменьшена вероятность возникновения возможностей для осуществления коррупционных правонарушений в данной сфере»,— говорится в пояснительной записке к проекту.

Даже в нынешнем своем варианте проект закона создает излишнюю зарегулированность рынка земли. «Я не вижу, кто в таких условиях реально будет приобретать наделы»,— говорит Максим Федорченко, директор ИРЦ «Реформирование земельных отношений в Украине». Как отметил еще один эксперт, ограничения, применяемые к физлицам, могут быть призваны снизить конкуренцию за наделы на начальном этапе рынка и позволить беспрепятственно «отовариться» бизнесменам от власти. «Проект закона исключает малейшую возможность покупки сельхозземли «случайным» человеком»,— считает аналитик (по информации консалтингоой компании SV Development.

От власти не отстает "оппозиция". Так известный реформатор Яценюк, ранее собиравший подписи за референдум против покупки земли с/х назначения, теперь внес в ВР проект закона о продолжении Моратория до 2014г.

В качестве условий его отмены он требует "проведения полноценной инвентаризации всех земель Украины, и в результате выдачи актов на право собственности на землю всем украинцам." Как можно выдать акты о праве собственности всем украинцам, в т.ч. тем. что не имеют в собственности земли и не живут в селе, он не указал. Очевидно, что выдвинутые условия означают одно - Мораторий не отменять никогда.

В качестве оправдания своего законопреокта он повторил известные популистские мантры «Сегодня власть в вопросах земли пытается провести то, что было проведено в 90-е годы с государственным имуществом. После приватизации государственного имущества государство, и тем более украинцы ничего не получили. Власть в 2012-2013 годах пытается приватизировать земли как последний актив, который остался в Украине», - отметил А.ЯЦЕНЮК.

КЛ отмечает: Власть, оппозиция реформаторская, оппозиция националистическая, оппозиция коммунистическая ничем друг от друга не отличаются, из одной бочки разлиты и только этикетки разные наклеили.

PS В это время главы сельсоветов на пресс-конференции в Украинских новинах требуют отменить Мораторий на покупку-продажу земли сельхозназначения.