Уничтожение печатей в условиях отсутствия Инструкции
Вопрос: В связи с тем, что 21.02.2011 г. вступил в силу приказ МВД от 11.01.2011 г. № 5, отменивший Инструкцию о порядке выдачи разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, как оформить уничтожение печатей и осуществить передачу всех штампов в архив головного предприятия вследствие прекращения деятельности обособленного подразделения предприятия – филиала? И какими внутренними документами это оформлять?
Евгений Даниленко, "ЮРИСТ & ЗАКОН":
В условиях отсутствия нормативных требований к уничтожению печатей и штампов, субъект хозяйствования волен сам определять, каким образом уничтожать их. Но для того, чтобы не возникло подозрений относительно умышленного уничтожения печатей по корыстным мотивам или в других личных интересах, которые являются уголовно наказуемыми деянием, лучше, все же, проводить такое уничтожение максимально открыто, фиксируя сам процесс уничтожения.
Для этого, в первую очередь, хорошо бы создать комиссию по уничтожению печатей и штампов. Такая комиссия может быть создана приказом руководителя предприятия. Указанной комиссии следует составить протокол об уничтожении печатей и штампов, в котором сведения, схожие с теми, что указывались раньше в ходатайстве об уничтожении печатей и штампов, которое отправлялось в МВД. А именно:
– количество печатей и штампов, которые уничтожаются;
– основание для уничтожения (в Вашем случае – прекращение деятельности обособленного подразделения);
– лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, его фамилия, имя и отчество, а также паспортные данные;
– состав комиссии, с указанием фамилий, имен, отчества и паспортных данных.
Также, перед тем как приступить непосредственно к уничтожению (или после уничтожения), можно отправить органам МВД по почте уведомление об уничтожении печатей и штампов, с указанием информации, отображенной в протоколе и приложением отпечатков печатей и штампов в двух экземплярах, которые будут уничтожены. Можно даже пригласить сотрудников МВД на процедуру уничтожения, дабы у них не возникло сомнений в искренности Ваших намерений.
Сама же процедура физического уничтожения печатей и штампов не сложная и детально описана в п. 3.4.2 Инструкции. Вкратце она сводится к следующему: сначала делается отпечаток уничтожаемых печатей и штампов. Затем металлические изделия двумя перекрещивающимися линиями, резиновые, каучуковые детали – разрезанием на малые несоединяющиеся, невозобновляемые части.
После этого рекомендуем собрать уничтоженные остатки печатей и штампов в конверт. Этот конверт, а также отпечатки печатей и штампов, уведомление органов МВД (если оно было), приказ о назначении комиссии следует приложить к протоколу об уничтожении печатей и штампов, подписанного членами комиссии. И весь этот пакет документов передать в архив предприятия. В таком случае, если у правоохранителей когда-то возникнут вопросы относительно уничтожения печатей, Вы сможете показать им, как проводилась эта процедура, и подтвердить факт правомерного уничтожения печатей и штампов.
"ЮРИСТ & ЗАКОН"