Так что у нас с бюджетом?

1. Дефицит бюджета в 2020г. предусмотрен в сумме 328.3млрд.грн

Для сравнения, в 2019г. дефицит был 80млрд.грн, в предыдущие годы и того меньше, что видно на графике.

 

За 2 месяца чтобы выполнить план расходов бюджета, надо иметь 480млн.грн, а доходы реально могут дать не больше 220млн.грн. Остальное можно только занять.

При этом план доходов выполняется, а расходов - нет. 10 месяцев - 83.3% года. Но доходов собрано практически столько же - 82.1% годового плана, а расходов - только 70.9%

В среднем за месяц до сих пор доходы составляли чуть больше 100млрд.грн. (график доходов и расходов бюджета по месяцам приведен ниже)  Будут ли они в оставшиеся 2 месяца больше? Скорее меньше

Некоторые виды доходов носили разовый характер. Например, НБУ перевел 42млрд.грн или Нефтегаз - 25млрд. (полученных от Газпрома). Они второй раз их уже не переведут.

Кроме того, очевидно, что один из источников выполнения плана по налогам - не полный возврат НДС.

Так, внутренний НДС за 10месяцев 2019г. составил 212.5млрд.грн, а возврат - 116.1млрд

За 10 месяцев 2019г. внутреннего НДС было собрано меньше - 198.4 млрд.грн, а возвращено больше - 130.7млрд.грн

Всего НДС, внутреннего и внешнего в 2019г. было собрано практически столько же, сколько в 2020г. (237 против 229млрд.грн). Объяснение, почему возврат меньше может быть только одно - задерживают.

Другими словами, нет оснований думать, что за 2 оставшихся месяца удастся собрать более 200-220млн.грн. А ведь чтобы выполнить бюджет 2020г. надо собрать 480млрд.грн.

Следовательно, минимум 260млрд.грн надо одолжить.

 

2. Как образовался такой большой плановый дефицит бюджета?

На графике видно,  что в январе-марте дефицит был примерно таким же как и в предыдущие месяцы: в январе 60млрд., в феврале 70, в марте - 90млрд.грн. Т.е. плановые расходы потихоньку росли, доходы росли меньше. Но в пределах обычных цифр.

В апреле, в ответ на эпидемию, Правительство резко увеличило расходы, уменьшив доходы. Они надеялись, то МВФ и другие международные организации учтут проблемы эпидемии и покроют разницу.

Но для этого, видимо, надо было вести себя иначе. Выполнять обязательства, не связанные с бюджетом. А не нарушать ранее выполненные. В реальности страна получила в начале единственный транш от МВФ и ничего больше после него. Перспективы получения новых денег от международных организаций в ближайшие полгода - нулевые.

За счет каких секторов украинская власть увеличила расходы?

Основной увеличенный расход - это строительство дорог.

В начале года было запланировано 48.5млрд.грн, в марте уже было 87.8млрд.грн, сейчас 141.1млрд.грн Рост в 2.9раза или на 93млрд.грн.

Расходы на медицину также запланировали увеличить, но не так кардинально, с 133млрд.грн в начале года до 178млрд. к концу октября. Рост на треть или на 45млрд.грн.

Расходы на пенсии запланировали увеличить на 32млрд.грн или на 17%

Расходы на образование - на 16млрд.грн или на 6%

Расходы на МВД - на 13млрд.грн или на 9%

Небольшое уменьшение расходов запланировано на культуру, экономику (без учета дорог), социальные расходы

Можно ли такими планами убедить доноров финансировать украинский дефицит?

МВФ был согласен финансировать мероприятия по преодолению эпидемии. Строительство дорог имеет к ним очень отдаленное отношение.

И уверение украинской власти, будто строительство дорог поможет восстановить ВВП и даст работу потерявшим ее из-за вируса, вряд ли кого-то убедят. Все это строительство не может увеличить ВВП больше, чем на несколько десятых процента. И практически не связано с основными секторами украинской экономики, пострадавшими от локдауна.

Заказ вагонов для украинских железных дорог дал бы гораздо больший прирост ВВП и задействовал бы гораздо больше пострадавших от локдауна работников при том, что украинские вагоны сильно потрепанные и скоро уже нечем будет возить грузы. Можно было бы найти еще немало примеров более эффективного вложения средств, например, ракетное производство, если уже так хотелось искусственно повысить ВВП. А расходы на всю остальную экономику (включая ВПК), наоборот, снизили.

Кстати, рост расходов именно на дороги появился в проекте бюджета только в июле. Сначала расходы на дорожное строительство запланировали увеличить незначительно - за счет средств, полученных от Газпрома. А в июле, когда транш от МВФ уже был получен и испуг от эпидемии прошел, власть решила перенаправить на дороги дополнительные 50млрд.грн. Про дефицит под эпидемию уже договорились, теперь можно эти деньги тратить как понравится.

3. Как выполняется план расходов?

Единственное направление, профинансированное на 83.3% (в соответствии с календарем) - это выплата пенсий. Все остальные хоть немного, но отстают. Но защищенные статьи - обслуживание долга и социал - отстают немного. Хорошо выполняется план финансированию органов МВД, судов. прокуратуры. Образование, оборон аи административные расходы финансируются на среднем уровне.

А вот медицина, экономические расходы, включая дроги, отстают. Совсем плохо с культурой. И забрали часть, и оставшееся финансируют только на 40%

Другими словами, дефицит можно было бы сократить, если оплатить подрядчикам строительство ими дорог в следующем году. Это, конечно, незаконно и неправильно, но, с другой стороны, подрядчики - не чужие власти люди и подряды получили минуя тендеры. А таким образом можно было бы сократить дефицит бюджета на 52млрд.грн. Только, думаю, что вряд ли.

 

4. Оставшиеся деньги можно только занять.

Одновременно с увеличением дефицита бюджета начиная с апреля, власти запланировали рост внутренних и внешних заимствований, что видно на графике. На 70% - внутренние, в 2 раза внешние. На нем также видно, что запланированные суммы пока привлечь не удалось. Пока привлечено только 2/3 запланированного. Удастся ли до конца года привлечь остальное? Суммы на графике не все пойдут в бюджет, часть будет использована на погашение старых долгов, срок оплаты по котором наступил. Тем не менее, если удастся привлечь все запланированное, расходы бюджета будут профинансированы.

До сих пор не удавалось.

Иллюстрацией этого является график количества ОВГЗ в обращении на начала месяца.

Фактически, это и есть прирост внутреннего долга. Из графика видно, что за год он составил 76млрд.грн. При этом нерезидентам практически весь год отдавали гривну, на которую они покупали валюту, повышая курс доллара к гривне. В некоторые месяце удавалось привлечь в бюджет по 40млрд.грн, в другие приходилось отдавать ранее взятых долгов больше, чем брали новых.

5. Как одолжить в бюджет больше?

Есть 2 основных способа увеличить продажи ОВГЗ - повысить ставку и напечатать больше денег, раздать их доверенным банкам, чтобы они покупали ОВГЗ. Власть использует оба, но пока очень умеренно.

Когда в декабре 2018г. бюджету оказались срочно нужны деньги, а никто не давал, Минфин повысил ставку до 20% за облигацию. Это было дорого, но ведь тогда весь год не занимали. После этого Минфин постепенно понижал ставку привлечения денег, доведя ее в сер. 2020г чуть ли недо 8% Правда, желающих купить ОВГЗ за такой процент находилось немного. А когда надо было реально привлечь деньги, ставку повышали до 10-11%, что видно на графике.

Из графика T9 видно, что в апреле, июне, когда количество ОВГЗ увеличилось на 40млрд.грн, % заимствований был больше 10%, а в июле, когда количество упало - 8.1%

Далее, основным видом заимствований были 4-х и 6-ти месячные ОВГЗ. Т.е. проблема финансирования оттягивается не надолго. Более длинные бумаги покупались очень мало и под больший процент - 11%.

В ноябре существенные суммы - порядка 16млрд.грн. - удалось привлечь только на последнем аукционе, повысив % заимствований выше 10% даже по коротким бумагам. А Минфину нужны гораздо большие суммы.

Т.е. рецепт №1 прост - повышайте % заимствований до 15% и привлечете сколько надо.

Рецепт №2 - напечатать и раздать доверенным банкам гривню, чтобы они купили на нее ОВГЗ, также применяется. На графике T10 видно, что мая раз в месяц НБУ раздает банкам длинное. 5-ти летнее рефинансирование под низкий процент - с июня это 6% годовых. И банки могут за эти деньги покупать ОВГЗ под 10%, зарабатывая на ровном месте. А напечатанная гривна идет в бюджет. Тем не менее. до ноября НБУ боялся раздавать больше 5млрд.грн в месяц и только в ноябре выдал 16млрд.грн. Очевидно, что увеличенные суммы напечатанных денег ведут к увеличенной инфляции и палению курса гривны в течение примерно 6-9 месяцев. А нынешней власти до выборов гораздо дольше. Поэтому стараются пока печатать немного. Но этого абсолютно не хватает.

И третий рецепт - секвестировать бюджет явочным порядком, без официально принятого решения, просто не профинансировать расходы. Это, безусловно, незаконно, но лучше рецептов №1 и №2

Чем чреват для власти вариант с повышением % заимствования? Власть где-то с марта объявила грандиозную программу сокращения %% по кредитам. 5-7-9 для мелкого бизнеса, "можно взять ипотечный кредит дешевле, чем по 10%". Конечно, это скорее реклама, Чем реальность. Общее количество кредитов в Украине в 2020г не росло, где дают ипотечные под 10% никто не знает. Но реально ставки, все-же падают.  А теперь скажите, кто будет давать кредиты клиентам по 10-12% с риском невозврата, если можно будет вложиться в ОВГЗ под те же 15% Программа сокращения %% по кредитам закончится не начавшись.

Потому что лозунг сокращения % по кредитам хороший и правильный, но цена денег - категория рыночная, а не сюжет для ролика,  и % определяется рынком. Если у государства дырка в бюджете, которую оно заливает долгами, то % не может быть низким.

Да, на мировом рынке много дешевых денег. Но нынешняя экономическая политика Украины такова, что побоятся давать. Просто если просили у МВФ и та отказала, то и частные кредиторы побоятся давать, кроме самых рисковых и под высокий %

Итак, дыру в бюджете закрыть можно и вполне реально.

Но для этого надо идти на серьезные политические уступки. Сворачивать программу дешевых кредитов. Существенно увеличивать инфляцию и снижать курс гривны. Прекращать финансирование "Великого будівництва". А идти на политические уступки власть очевидно не готова.

А одолжения им за просто так тоже никто делать не будет.  На что украинская власть, похоже, все еще рассчитывает. На чудо.