Распоряжение Кабмина № 757-р от 01.07.2009г. обязывает аннулировать регистрацию плательщика НДС заподозренного в налоговых нарушениях. Закон "Про податок на додану вартість" не дает никому таких прав.
Как стало известно КЛ, на cайте Кабмина появилось розпоряждення Кабінету Міністрів від 01.07.2009 №757-р.
В то же время, на сайте Верховной Рады этого розпорядження нет.
1-й пункт документа поручает ГНАУ создать электронный реестр связанных с предприятием-плательщиком налога лиц - учредителей, директора, главного бухгалтера.
2-й пункт начинается абзацем:
"Взяти до відома, що для упорядкування податкового обліку: платники податку на додану вартість декларують суму податкового кредиту у період виникнення податкового зобов’язання;"
Достаточно странно видеть такую констатацию в распоряжении Правительства.
Следующий абзац требует аннулировать регистрацию плательщика НДС в случае, если налоговая администрация найдет нарушение при уплате налога:
"у разі встановлення органами державної податкової служби факту виписки податкових накладних, згідно з якими не задекларовано (не сплачено) податкові зобов’язання, обсяг яких за оподаткованими операціями перевищує суму, визначену підпунктом 2.3.1 пункту 2.3 статті 2 Закону України “Про податок на додану вартість”, реєстрація платників податку на додану вартість анулюється".
У КЛ в связи с данным абзацем возник ряд вопросов:
- У кого следует аннулировать свидетельство плательщика НДС? У покупателя, который воспользовался налоговым кредитом? У продавца, который не перечислил полученные средства в бюджет? У обоих? У обоих и еще у трех по выбору начальства? У всех плательщиков Украины? Из текста не ясно.
- Что должно делать предприятие, у которого аннулируется свидетедьство плательщика НДС? Сможет ли оно после аннулирования зарегистрироваться плательщиком снова?
Следует отметить, что Закон "Про податок на додану вартість" в п. 9.8 регулирует аннулирование свидетельства плательщика НДС. Он позволяет аннуировать свидетельство или по заявлению самого плательщика, имеющего объем реализации меньше 300т.гр. (именно эта цифра упомянута в п.п 2.3.1, на который сылается розпорядження), или по причине его ликвидации, или по причине перехода на упрощенные системы налогообложения, или если в течение года субъект хозяйствования не вел налогооблагаемой деятельности.
Предполагается также, что в законодательстве о регистрации предприятий могут быть и иные основания аннулирования свидетельства. Но Распоряжения Кабмина к ним явно не относятся.
Среди оснований аннулирования свидетельства нет даже решения суда, не то, что налоговой администрации.
КЛ убеждена, что в цивилизованной стране такое распоряжение действовать не может. В Украине при Премьере Тимошенко ни в чем нельзя быть уверенным.
Країна Ліберальна
PS 17/07/2009 ГНАУ дала свое разъяснение применения данного Розпорядження Кабмина.
В противоречие с Законом, ГНАУ утверждает, будто имеет право аннулировать регистрацию плательщика налога по любой, придуманной им, причине. Это не соответсвует истине, п/п.9.8.в Закона (на который ссылается ГНАУ) говорит о переходе плательщика на упрощенную систему налогообложения, которая по какой-либо причине, освобождает его от уплаты НДС в соответствии с законом.
Регистрацию, согласно разъяснению, будут аннулировать у того, кто выписал налоговую накладную, но не включил ее в состав своих обязательств.
В разъяснении указывается, что плательщик налога, у которого аннулировали регистрацию, имеет право обратиться за новой регистрацией. Однако, в период до ее получения, он не сможет получать и начислять налоговый кредит. Однако, все налоговые обязательства, которые возникли до аннулирования, он обязан выполнять.
В отношении 2-го абзаца Розпорядження разъяснение ГНАУ утверждает, что в Законе не указано прямо о возможности учета налогового кредита в следующем налоговом периоде по желанию плательщика. Однако, и прямого запрета тоже нет.
Следует иметь в виду, что налоговые органы нередко отказываются принять налоговые накладные в месяц проведения операции в случае, если получается отрицательный остаток. Предприниматели в этом случае показывали данную накладную в следующем месяце Соглашаясь на такое давление налоговиков, предприниматель, получалось, "добровольно" переносил оформление налогового кредита на следующий месяц. Теперь такого предпринимателя вообще лишат налогового кредита.
Вынуждая предпринмателя переносить налоговые накладные на следующий месяц, Государство принуждало его давать себе кредит. Кабмину эта практика понравилась, он решил, что кредит можно не отдавать.
Розпорядження Кабмина противоречит закону и является беспрецедентным давлением на предпринимателей Украины.
Розпорядження, фактически, узаконивает произвол налоговых органов, превращает НДС из налога на ДОБАВЛЕННУЮ стоимость в налог на ВСЮ стоимость.
Применение государственного регулирования для лишения предпринимателей их законных прав должно быть остановлена.