Экспорт электротехничекой продукции в 2015-м году

Падение экспорта украинского машиностроения меньше других его видов отразилось на электротехнической продукции.

Как видно из графика, падение к 2012г. составило 40%, а к 2014-му 13%. Как уже было показано, это значительно ниже, чем по всем другим видам продукции - двигателям, вагонам или автомобилям.

За прошедшие годы произошло коренное изменение в направлении экспорта. Если в 2012г. основной экспорт был в РФ, обгоняя ближайшую страну ЕС Венгрию в 1.7раза, то в 2015г. экспорт в РФ упал в 4.5раза и теперь по объему находится лишь на 4-м месте, уступая экспорту в Венгрию, Германию и Польшу.

Как видно из графика, экспорт электротехнических изделий эти годы сильно упал в страны СНГ (РФ, Казахстан, Беларусь, слабее падение в Молдову). Экспорт в Венгрию - наибольший среди всех покупателей украинской электротехнической продукции, также падал эти годы, хотя и незначительно.

Рос экспорт в Словакию и Нидерланды, в остальные страны - колебался вокруг ранее достигнутых значений.

Динамика экспорта электротехнической продукции из Украины 2012-15гг млн.$

Страна

2012

2013

2014

2015

Венгрия

  665

  500

  572

  465

Германия   300   292   331   302
Польша   206   294   316   279

РФ

1160

1101

  672

  255

Чехия     81   111   137   119

Словакия

    60

    71

    71

    73

Казахстан

  124

    82

    57

    40

Белорусь

    67

    55

    40

    32

Португалия       2     17     39     32

Нидерланды

      8

    20

    19

    28

Молдова

    42

    42

    33

    28

Красным выделены страны, куда экспорт падает, зеленым - растет.

Распределение экспорта электротехнической продукции по группам стран представлен на графике:

 

Экспорт электротехнической продукции идет, главным образом, в Европу, экспорт в страны СНГ, включая РФ, быстро снижается и уже во много раз отстает от европейского.

Динамика экспорта различных групп электротехнической продукции различна. Потому что тут появились новые производства, изначально ориентированные на современный мировой рынок. И у них нет спада или спад незначительный.

Экспорт проводов рос, в 2015г. рост остановился, но остается выше 2012г. А в 2016-м году уже запущены 2 новых завода по его производству для западного рынка.

Основу экспорта проводов (90%) составляет автомобильная проводка.

Экспорт проводов сосредоточен в страны Западной Европы (для чего, собственно, на территории Западной Украины и строились специализированные предприятия). Крупнейшие покупатели (2015г.)

Польша 262млн.$

Германия 236млн.$

Венгрия 181млн.$

Чехия 109млн.$

Словакия 71млн.$

Значительно меньше экспортируется в

Португалия 30млн.$

РФ 30млн.$ (не автомобильный провод)

Великобритания 23млн.$

Румыния 20млн.$

Нидерланды 15млн.$

Не автомобильный провод экспортируется в РФ, а также Молдову, Венгрию и Польшу.

Экспорт радиоаппаратуры и мониторов уменьшился за 4 года в 4.25раза. Основой падения - экспорт мониторов в РВ и Венгрию. Падение в РФ было в 15раз, в Венгрию - в 8.

Динамика экспорта радиоаппаратуры, мониторов по странам, млн.$

Страна

2012

2013

2014

2015

Венгрия

350

153

180

  63

Эфиопия     0     1   17   19

Индия

  31

  21

    3

  12

РФ 211 189 129   13
Белорусь     8   49   12   13

 

Экспорт в Эфиопию (как и в Индию) - это радиолокационные устройства.

 

 

Следующая группа - аппаратура для защиты цепей. Экспорт упал в 2 раза за счет РФ. Экспорт в Германию не изменился, а в Венгрию даже слегка вырос. В остальные страны экспортируется незначительное количество аппаратуры.

Динамика экспорта аппаратуры защиты цепей по странам, млн.$

Страна

2012

2013

2014

2015

РФ

124

104

  74

  40

Германия   50   54   54   46

Венгрия

    8

    7

  10

  13

По группе телефонов и микрофонов происходил рост экспорта. В основном, это экспорт телефонов и запчастей для него в Венгрию. Если в 2012г. он составлял 7млн.$, то в 2015г. уже 80.5млн.$, причем каждый год экспорт удваивался. Экспорт аппаратуры для приема голосовой информации в Израиль и Нидерланды составил ок. 8млн.млн.$ в каждую из стран. Экспорт данной аппаратуры в РФ и другие страны СНГ незначителен.

Экспорт традиционной украинской продукции - электродвигателей и трансформаторов в 2014г. упало ниже 100млн.$ (по 97млн.$ каждый).

Падение экспорта электродвигателей произошло в РФ (с 208 до 67млн.$). Экспорт в Казахстан, наоборот, немного вырос - с 4 до 15млн.$. Экспорт в остальные страны незначительный. Так, в 2015г. был поставлены электродвигатели на 1млн.$ в Данию.

Экспорт в РФ упал с 342 до 45млн.$, в Казахстан - с 52 до 8млн.$. Экспорт трансформаторов в Германию сохраняется на уровне 8млн.$. В 2015г. 9млн.$ достиг также экспорт в Венгрию. Начался экспорт в Саудовскую Аравию на 3млн.$ и в Перу на 1.2млн.$ Все это абсолютно не те объемы, которые могут компенсировать падение экспорта в РФ. Очевидно, что для замещения объемов нужна продукция, специально предназначенная для западных рынков, а не та, от которой в условиях кризиса и политических конфликтов отказалась РФ.

Среди прочих видов продукции стоит отметить рост экспорта электробритв в Венгрию - до 10млн.$

Экспорт водонагревателей составил 92млн.$, практически не изменившись за последние годы (в 2012-м - 88млн.$ в 2014-м - 101млн.$). Основу его составляет экспорт нагревательных элементов (ТЭНов) в Венгрию  (60млн.$). Экспорт водонагревателей в РФ уменьшился с 18 до 10млн.$. Начался экспорт в Испанию - 3.7млн.$.

Таким образом, сокращается экспорт из Украины старой продукции, которая производилась еще во времена ССР и с тех пор лишь немного модернизировалась. Такая продукция востребована в странах СНГ и бывшего соцлагеря, однако спрос на нее падает, т.к. одни страны, зависимые от цен на сырье и углеводороды, не могут больше ее покупать в прежних объемах (РФ, Казахстан), другие постепенно переориентируются на новую продукцию (страны Европы).

Основой экспорта все в большей мере становятся новые производства, изначально ориентированные на мировой рынок, такие как предприятия по произвощдству автомобильного электропровода в западной части страны. Их строят известные в жанной отрасли фирмы конкретно под определенные марки автомобилей и спрос на их продукцию растет. Их экспорт уже достиг 20% от общего экспорта украинского машиностроения.

Статистика показывает, что растет экспорт телефонных аппаратов, нагревательных элементов, возможно, удастся увеличить экспорт электробритв.

Это показывает направление развития экономики - не держаться за освоенную в прошлом веке продукцию и технологии, а привлекать иностранных инвесторов для создания новых, современных, изначально ориентированных на мировой рынок товаров.

Полный обзор экспорта украинского машиностроения в 2015-м году читайте на сайте КЛ