«Фольксваген» забыл Гитлера
Ровно 75 лет назад Адольф Гитлер (Adolf Hitler) заложил краеугольный камень завода, ставшего впоследствии «Фольксвагеном». Не желая лишний раз вспоминать о нацистском прошлом, автомобильный концерн отказался отмечать эту дату., сообщает Русская Германия
Ещё в 1934 году Гитлер пообещал, что каждый рабочий сможет позволить себе автомобиль. Однако обещание не было сдержано: до войны завод выпустил лишь несколько десятков тысяч автомобилей, переключившись затем на военную продукцию. К 1944 году две трети рабочих на заводе были заключённые и пленные.
Почти сразу после прихода к власти Гитлер начал осуществлять планы по развитию автомобильной промышленности, поскольку в этой отрасли Германия значительно отставала от своих соседей. Во Франции и в Великобритании по дорогам ездили полтора миллиона автомобилей, в Германии – всего 500 тысяч.
На открытии международной автомобильной выставки в Берлине в 1934 году Гитлер сформулировал задачу – создать народный автомобиль. Его стоимость не должна была превышать 1000 рейхсмарок. Одна рейхсмарка сейчас равна примерно четырём с половиной евро.
Реализовать идею взялся Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche) – давний поклонник Генри Форда (Henry Ford). Финансовую поддержку предприятия оказывало в том числе национал-социалистическое объединение Kraft durch Freude («Сила через радость»), разбогатевшее на деньгах распущенных профсоюзов. Именно по аббревиатуре объединения и назывались первые автомобили, выпущенные заводом – KdF-Wagen.
Через несколько недель после начала строительства завода новый автомобиль сравнила с жуком газета New York Times: «Уже скоро фюрер усеет свои протяжённые прекрасные автобаны маленькими блестящими жуками, которые будут тихо жужжать от Балтики до Швейцарии и от Польши до Франции. Отец, мать и трое детей смогут через ветровое стекло собственного автомобиля увидеть отечество».
Однако реальность оказалось иной. Первые автомобили сошли с конвейера осенью 1939 года, и их себестоимость была значительно выше 1000 рейхсмарок. Каждый проданный автомобиль приносил убыток в размере 1080 рейхсмарок. До того, как завод переключился на выпуск военной продукции, новый автомобиль успели приобрести только семьи чиновников. Большинство же потеряли свои накопления на счёте, созданном для покупки автомобиля. 336 668 человек положили на этот счёт в общей сложности 110 млн. рейхсмарок.
1 июля 1938 года сразу после начала строительства завода был основан и город Ка-де-эФ-Вагена при Фаллерслебене (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben). После войны город по настоянию британской администрации был переименован в Вольфсбург в честь близлежащего замка. И если юбилей завода «Фольксваген» отмечает со смешаными чувствами (чтобы исключить лишние упоминания о нацистском прошлом празднование юбилея заменили Днём открытых дверей и перенесли его на три недели после даты закладки краеугольного камня 26 мая 1938 года), то 75-летний юбилей Вольфсбурга горожане будут отмечать с 28 по 30 июня весело и без чувства вины.