ермания: ХДС/ХСС и СДПГ согласовали проект коалиционной программы

Консервативный блок ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия провели почти два месяца в переговорах о создании большой коалиции, которой предстоит править в Германии ближайшие четыре года. Результат длительных дебатов – озаглавленный «Определять будущее Германии» (Deutschlands Zukunft gestalten) коалиционный договор, который, с одной стороны, свидетельствует о способности консерваторов и социал-демократов находить компромиссы, необходимые для создания работоспособного правительства, с другой – с трудом лавируя между предвыборными обязательствами всех трёх партий, обещает множество перемен, не вдаваясь в конкретику механизмов их осуществления.

 

Анализ программы от Пётра Ленского "Русская Германия".

 

Порядок принятия договора:

ХДС и ХСС проведут малые съезды

СДПГ проведет заочноеголосование членов партии

Основные пункты договора:

Финансовая политика

Расходы государственного бюджета возрастут на 23млрд.евро без увеличения налогов (ХДС отстоял эту позицию).

Источник средств - рост экономики и налоговых поступлений.

Направление расходования средств - от больших затрат на развитие детских дошкольных учреждений, школьное и высшее образование до ремонта и строительства дорог и стимуляции возврата долгосрочных безработных к трудовой деятельности, как и повышения доплат Федерации к пенсионному страхованию.

Введение минимального размера зарплаты - 8.5 евро.

Социал-демократы постоянно пытались ввести эту норму, в предыдущем составе бендестага ей сопротивлялась СвДП. В новй состав парламента партяи не попала и отстаивать недопустимость введения минимального размера зарплаты стало некому.

В переходный период, который будет длиться до 2017 года, работодатели и профсоюзы получат право заключать тарифные договоры с почасовой ставкой ниже 8 евро 50 центов. Теоретически реформа может принести повышение доходов 5,6 миллиона трудящихся, но нельзя недооценивать и опасность, которую она может представлять с точки зрения роста безработицы и снижения конкурентоспособности немецких предприятий.

Пенсионные реформы
Большая коалиция готовит ряд новшеств, которые способны улучшить финансовое положение пенсионеров. В частности, ради предотвращения бедности в старости для рабочих и служащих с невысокими зарплатами будет введена минимальная пенсия в 844 евро в месяц при условии, что эти низкоквалифицированные специалисты не менее 35 лет выплачивали взносы в систему государственного пенсионного страхования. Кроме того, в трудовой стаж будет засчитываться время воспитания детей – не только тех, которые родились после 1992 года, как сегодня, но и рождённых ранее. Несмотря на вызванное последней пенсионной реформой поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет для тех лиц, кто успел накопить 45 лет трудового стажа, новый коалиционный договор предусматривает возможность выхода на пенсию без вычетов уже в 63 года.
Внутренняя политика: двойное гражданство для родившихся в Германии детей мигрантов
Не предусмотренное немецким законодательством, двойное гражданство станет реальным. На сегодняшний день родившиеся в Германии дети мигрантов должны не позже достижения 23-летнего возраста сделать выбор между гражданством ФРГ или страны, из которой прибыли их предки. Это требование будет отменено. Поскольку новые правила будут касаться только лиц, рождённых после 1990 года, не исключено, что и в отношении не рождённых в Германии мигрантов будут введены законодательные нормы, которые позволят владеть паспортами двух государств.
Сбор за пользование автобанами
Баварскому Христианско-социаль­ному союзу Хорста Зеехофера (Horst Seehofer) удалось настоять на собственном предвыборном требовании – введении платы за пользование немецкими автобанами для легковых транспортных средств с иностранной регистрацией. Министерству транспорта уже в 2014 году придётся решать непростую с технической и юридической точек зрения задачу введения пошлины: ею предполагается обложить зарубежных водителей и одновременно не ударить по карману немецких. Такое разделение плохо сочетается с требованиями и нормами единой европейской политики. Не исключено, что виньетку, дающую право проезда по автобанам, придётся покупать всем – но отечественные автолюбители получат компенсацию в виде снижения транспортного налога. Невыясненными остаются многие детали – в частности, судьба тех водителей, кто платит налог ниже, чем окажется пошлина.

Рост доходов бюджета в результате преодоления экономического кризиса делает рост расходов реальным.

За три первых квартала 2013 года немецкие фискальные органы собрали 416,4 миллиарда евро – на 3,2 процента больше, чем с января по сентябрь 2012 года.

Прирост обеспечивают в основном повысившиеся сборы подоходного налога (плюс 6,1 процента), налога на доходы физических лиц (плюс 9,2 процента) и налога на прибыль юридических лиц, поступления в казну от которого увеличились на 93,6 процента. Возвращение бюджета к стабильному росту свидетельствует, что свой статистический микрокризис немецкая экономика преодолела. Тенденция к росту спроса на продукцию немецких промышленных предприятий сохраняется, гласит отчёт Министерства финансов: показатели эффективности экономической деятельности отечественных компаний стабильно улучшаются.

Проблемы, решение которых необходимо финансировать:

- местные бюджеты

Конституция запрещает всем уровням власти жить в долг начиная с 2019г. - это называется Schuldenbremse - «долговой тормоз» В настоящее время бюджеты множества коммун находятся в плачевном состоянии, что неминуемо влечёт за собой необходимость проведения реформы их финансирования.
Иначе многие местные округа и муниципалитеты станут неплатёжеспособными – то есть закроют муниципальные школы и детские сады, бассейны и библиотеки, уволят многотысячную армию госслужащих.

- пенсионная реформа

Планы обоих вероятных участников правящей коалиции по увеличению пенсий матерям (блок ХДС/ХСС) и по инвалидности (СДПГ) требуют решить вопрос, как будут финансироваться надбавки – за счёт пенсионных отчислений граждан или из налоговых сборов?

- транспортные проблемы

Не менее семи миллиардов евро планируется потратить на ремонт и восстановление разрушающихся транспортных артерий. С масштабными проектами нового дорожного строительства и способами их финансирования будущее правительство должно определиться к 2015 году, когда планируется представить современную федеральную транспортную концепцию.

- развитие альтернативной энергетики

одно из следствий запланированного отказа от атомной энергетики и вызванной им энергетической реформы – лишь в 2014 году будет стоить ФРГ свыше 19 миллиардов евро.

Больших расходов могут потребовать субсидии предприятиям, помощь попавшим в тяжелое положение странам ЕС, развитие науки и образования

Пётр Левски Русская Германия № 49, 04.12.2013