Признавая сделки ничтожными, налоговые органы, как правило, не утруждают себя составлением налогового уведомления-решения (НУР). Чаще всего, они ограничиваются составлением акт налоговой проверки предприятия-посредника (или как они его называют – предприятия-транзитера), поставившего товар, в котором констатируют факт ничтожности заключенной им сделки с контрагентом. И поскольку в результате у поставщика налоговые обязательства не увеличиваются, а уменьшаются, то НУР ему не выписывают. А потом на основании этого акта проверки в дальнейшем выписывается НУР и доначисляет налоговые обязательства предприятию, которое этот товар приобрело.
В результате для "транзитеров" как и раньше остается актуальным вопрос о том, можно ли обжаловать акт налоговой проверки, если налоговое уведомление-решение по итогам его составления не выносилось. На этот счет на форуме ЛІГАБізнесІнформ еще с прошлого года, когда налоговая могла в значительно большем количестве случаев не выносить НУР, существуют различные мнения, которые не потеряли актуальности и были дополнены соображениями, основанными на нормах НК.
Позиция 1. Можно подать в административный суд иск о признании фактов, изложенных в акте, не соответствующими действительности с привязкой к деловой репутации предприятия, поскольку:
– акт может быть основополагающим документом для возбуждения уголовного дела налоговой милицией;
– утверждение о ничтожности сделок – неправдивое, так как решение о признании сделок фиктивными может признавать только суд;
– передача акта в другие ГНИ для отработки налогоплательщиков по цепочке может рассматриваться как распространение недостоверной информации;
– нанесение ущерба репутации можно подтвердить письмом контрагента об отказе сотрудничать с предприятием, сделки которого признаются недействительными;
– для того, чтобы админсуд принял такой иск, можно сначала обратится в хозсуд. Там, скорее всего, в иске откажут и направят в админсуд. А тому не останется ничего иного, как принять иск;
– хозсуд Харьковской области в решении от 09.07.2009 № 27/187-09 признал недостоверными, сведения, распространенные ГНИ и изложенные в акте проверки. В том числе те сведения, что касались признания сделок ничтожными. Решение было поддержано постановлением Харьковского апелляционного хозсуда от 90.06.2010 № 60/38-10.
Позиция 2. Акт проверки обжаловать нельзя, поскольку:
– сам по себе акт налоговой проверки не является решением (действием или бездействием) СВП, он не влечет для истца никаких правовых последствий, а потому не может быть обжаловано и отменено;
– можно обжаловать не акт проверки, а налоговое уведомление-решение, выносимое на его основании;
– иски о признании фактов недействительными, опровержении информации и защите деловой репутации не подаются по КАС. Это гражданский или хозяйственный процесс;
– даже в случае признания сведений несоответствующими действительности, НУР все равно останется;
– представляется весьма сомнительной обоснованность точки зрения о том, что хотя акт ничего и не создает, но признание в этом акте тех или иных фактов (не нашедшее свое дальнейшее выражение в принятом НУРе или ином решении) само по себе нарушает права истца;
– КАС не предусматривает возможности признания факта такими или не такими. По КАС можно обжаловать действия, можно бездействия, а признавать факты, которые не соответствуют действительности;
– не изменив господствующий ныне постулат о том, что акт – внутренний документ налоговой, не порождающий прав и обязанностей плательщика, обжаловать действия по его составлению нет оснований;
– решение хозсуд Харьковской области по делу № 27/187-09 было отменено постановлением ВХСУ от 17.11.2009 № 27/187-09 и передано на новое рассмотрение.
Позиция 3. Следует обжаловать не акт проверки, а действия должностных лиц ГНИ по его составлению, поскольку:
– как следует из письма ГНАУ от 14.07.2006 № 7990/5/23-1016/383 при отсутствии начисленного налогового обязательства и направленного плательщику налогового уведомления-решения административное и судебное согласование (обжалование) налогового обязательства не проводится;
– но в соответствии со ст. 14 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке;
– сделка, которая не направлена на реальное наступление правовых событий, является фиктивной, а значит должна признаваться недействительной не ввиду ничтожности, а по решению суда (ст. 234 ГК);
– Николаевский окружной административный суд постановлением от 23.04.2010 по делу № 2а-1404/10/1470 признал противоправными действия ГНИ, состоявшие в проведении проверки, по результатам которой был составлен акт проверки. Также этим решением были признаны противоправными действия ГНИ относительно признания сделок, заключенных истца с контрагентами-поставщиками, такими, что нарушают публичный порядок, противоречат интересам государства и общества, совершены притворно с целью сокрытия уплаты налогов третьих лиц, имеющие признаки ничтожности и являющиеся ничтожными в силу предписания закона.
Мнение "ЮРИСТ & ЗАКОН": Как и законодательство, действовавшее ранее, НК предусматривает только один инструмент обжалования непосредственно акта проверки – возражение к нему, согласно п. 86.7 НК. Причем путем таких возражений могут быть обжалованы не только заключения проверки, но факты и данные, изложенные в акте или справке (составляется при отсутствии нарушений) по результатам проверки. Конечно, такой инструмент малоэффективен в силу того, что возражения подаются непосредственно налоговому органу, но все же пренебрегать им не стоит.
Если же возражения не помогли, то, на наш взгляд, наиболее эффективным инструментом может стать иск об обжаловании действий налоговых органов, приведших к признанию налоговиками сделки недействительной. То есть, обжаловать то, что налоговые органы не учли доказательств и аргументации налогоплательщика, которые свидетельствовали о действительности сделки. В результате неучета этих обстоятельств, для налогоплательщика наступили неблагоприятные последствия признания сделки недействительной. В частности, необходимость осуществить пересчет доходов и расходов согласно п. 140.2 НК, а двухсторонняя реституция согласно ст. 219 ГК.
Кроме того, если налоговики признали сделку ничтожной не потому, что она нарушает публичный порядок, а потому, что она является фиктивной (такую путаницу они допускают достаточно часто), то можно утверждать, что такими действиями налоговая вышла за рамки своих полномочий. Ведь согласно ч. 2 ст. 234 ГК фиктивная сделка может быть признана недействительной только по решению суда (то есть, ничтожной она не является). О процессуальных же основаниях для подачи именно такого иска см. в материале "Иск о признании незаконными действий налоговиков по признанию сделки ничтожной".
Что же касается исков о признании фактов, изложенных в акте, не соответствующими действительности, то, увы, такой оригинальный способ решения, пройдя два круга судебных решений, в ходе которых окружной и апелляционный суды ставали на сторону налогоплательщика, в конце-концов наталкивались на позицию ВАСУ. По его мнению, изложенному в постановлении от 14.10.2010 № 60/38-10, обращения органа ГНС к контрагентам истца о предоставлении информации о взаимоотношениях, в котором содержится та или иная информация в рамках исполнения полномочий, дальнейшее подтверждение или не подтверждение соответствующей информации, не может быть основанием для удовлетворения иска. В таком случае имела место реализация органом ГНС определенных законом полномочий по получению информации, что не может рассматриваться как распространение недостоверной информации.
ВЫВОД:
Возможности для обжалования как самого акта налоговой проверки, так и заключений, изложенных в нем, есть. Это могут быть возражения к акту проверки, и иск о признании фактов, изложенных в акте, не соответствующими действительности, и иск о признании действий налоговиков неправомерными. Но именно последний вариант, на наш взгляд, является наиболее эффективным.