Власти сдерживают цены на социальный хлеб, чтобы "замылить" глаза украинцам и не допустить краха экономики

От цены на социальный хлеб зависят социальная корзина и прочие социальные показатели, расчитываемые Правительством. Поэтому цену на него держат искусственно ниже себестоимости при том, что спрос на него постоянно падает.

Эксперты говорят, что стране крайне необходима "хлебная" реформа

Аграрный фонд Украины отрапортовал – у государства достаточно ресурсов, чтобы сдерживать цены на хлеб социальных сортов, и пекарни в полном объеме обеспечены мукой. В марте этого года стабильность цен на хлеб пообещал премьер-министр Николай Азаров, а в конце прошлого месяца его слова повторил и вице-премьер Сергей Арбузов. Однако, как выяснила редакция Сегодня.ua, сдерживание стоимости социального хлеба на самом деле просто своеобразная "фишка", которой успешно пользуются украинские власти.

Ситуация с социальным хлебом – нарушение закона

Согласно постановлению Кабмина 1996 года, хлеб социальных сортов выпекается по крайне простой рецептуре, а в его состав входят лишь мука, вода, дрожжи и соль. При этом в действительности социальный хлеб выпекается с использование других составляющих (например, того же сахара и жиров).

"Государство может регулировать цены на соцсорта хлеба, но только на сорта крайне простой рецептуры, на которые ограничивают предельные торговые цены. У нас же большинство хлеба социальных сортов выпускается с добавлением других составляющих, то есть цены на них регулироваться не должны. Фактически сейчас – это нарушение закона. Государству нужно изменить рецептуру социального хлеба – его название может быть каким угодно, – но более сложная рецептура должна быть прописана", - говорит Николай Верницкий, генеральный директор информационной компании "ПроАгро".

Соответственно, производство социального хлеба для крупных игроков рынка является убыточным, ведь цена, установленная государством, ниже, чем себестоимость продукта. Фактически, корпорации получают доход только от реализации другой хлебобулочной продукции, а также разных кондитерских изделий, цены на которые они могут регулировать сами – в том числе и повышать их, чтобы перекрыть убытки от производства хлеба социальных сортов.

"Производство социальных сортов хлеба субсидируется государством. Основные доходы такие производители получают от различных хлебобулочных изделий", - отмечает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. И если ключевые игроки рынка хотят, чтобы их бизнес существовал более-менее свободно, они обязаны производить "бюджетный" хлеб. Иначе, им будут ставить палки в колеса, говорят эксперты.

Почему власти активно диктуют цены производителям?

Цены на социальный хлеб регулируются властями не просто так. И уж точно не из-за желания не допустить снижения уровня благосостояния простых жителей. Государство искусственно сдерживает цены на хлеб, чтобы показать определенное беспокойство о своем народе и вложить в головы украинцам мысль – в стране все хорошо.

"Местные органы власти и правительство заинтересовано в том, чтобы население воспринимало цены на хлеб как индикатор продовольственного благополучия в стране, и всячески этот тезис насаждают", - отмечает Николай Верницкий.

Кроме вопроса пропаганды "правильного" и успешного правительства, существует также и экономическое обоснование того, почему в Украине не реальные рыночные показатели, а госорганы диктуют цену на социальный хлеб.

"Цена на социальный хлеб влияет на стоимость потребительской корзинки в целом. Если повышается цена хлеба, то повышается стоимость корзинки и происходит рост индекса потребительских цен. Как результат, это влияет на экономические и бюджетные показатели (рост штрафов, социальных выплат и так далее), которые в случае подорожания социального хлеба, летят коту под хвост. Ведь в бюджете просто нет денег", - говорит он.

Исходя из этого, властям абсолютно невыгодно повышать цены на социальные сорта хлеба, более того – это грозит серьезными проблемами экономики государственного масштаба, с которыми чиновники уже не смогут справиться. Никакие социальные выплаты, зарплаты работникам бюджетной сферы, материальная помощь – ничего не будет выплачиваться.

Но, несмотря на заинтересованность властей в удержании цены на хлеб, его реальная себестоимость все же сильно зависит от цен на муку, зерно и энергоносители. "Себестоимость хлеба, прежде всего, зависит от изменения цен на муку, нефтепродукты, транспортные расходы и заработную плату персоналу", - подчеркивает Александр Жолудь.

Это подтверждает и Ильдар Газизуллин, экономист Украинского института публичной политики. "На цену хлеба, прежде всего, конечно, влияет цены на энергоносители и сырье. Они формируют примерно 60% цены хлеба. Далее идут зарплаты тех, кто собственно изготавливает хлеб. Это основные факторы", - говорит он.

Если мировые цены на энергоносители поднимутся, то украинской власти будет сложно удержать цену социального хлеба. В случае, когда ее все же придется поднять, это грозит развалом всех экономических показателей.

Спрос на соцхлеб падает, но государство это игнорирует

Государство уделяет пристальное внимание ценам на социальный хлеб. И только производители хотят повысить его стоимость – включает рычаги давления, как это было в ноябре прошлого года, когда "Киевхлеб" поднял цену некоторых сортов хлеба, Антимонопольный комитет фактически заставил корпорацию вернуть прежние цены буквально через 4 дня после их повышения.

Примечательно, что наряду с заинтересованностью властей ценами на хлеб социальных сортов, спрос на него в Украине стремительно падает. По словам Александра Жолудя, начиная с 2000 года спрос на него упал приблизительно на 25%. "Спрос на социальные сорта хлеба в Украине и постоянно уменьшается, начиная с 2000-х годов. Люди стали больше зарабатывать, могут позволить себе купить уже более дорогие сорта", - объясняет он.

Тенденцию также подтверждает Ильдар Газизуллин. "Это ведь известный всем экономистам факт, что спрос на социальные сорта хлеба в Украине постоянно падает. Доходы населения растут, люди могут позволить себе купить более дорогие сорта хлеба и вообще другие продукты. Тем более ассортимент постоянно увеличивается, появляются новые производители, и люди в целом уже могут себе позволить купить их продукцию", - подчеркивает он.

Несмотря на падение спроса на социальный хлеб, официально он продолжает формировать львиную долю потребительской корзинки украинца, которая, кстати, не пересматривалась как раз с 2000 года. И ее стоит пересмотреть, ведь, во-первых, украинцы стали больше покупать коммерческий хлеб, а во-вторых, цены на другие продукты постоянно растут.

"При том, что цена на социальный хлеб остается стабильной, цены на другие продукты постоянно растут. Сейчас, 200 грамм сыра, стоит как несколько буханок хлеба и то же мясо также постоянно растет в цене. Но ведь государство не диктует цены на другие продукты", - говорит Николай Верницкий.

И действительно, средняя стоимость, например, твердого сыра в Украине постонно повышается. В 2010 году средняя цена выросла на 35-37% по сравнению с 2009 годом, в 2011 году его стоимость буквально за месяц (с июль по август) взлетела на 7,6%, а в прошлом году цены возросли еще на 15%.

Выход есть, но власти вряд ли им воспользуются

Решать проблему нужно и ее решение существует, говорят эксперты. Наиболее оптимальным вариантом является введение системы "хлебных карточек" – адресной выплаты малоимущим гражданам. Это могут быть как и непосредственно "карточки", на которые можно купить хлеб, так и просто денежная доплата.

"Если человек не может себе позволить купить какие-то продукты и у него достаточно низкий уровень жизни, то государство адресно доплачивает определенную сумму, которую он может потратить в определенных магазинах на определенные товары", - объясняет Верницкий.

Подобная система действует в Америке, где 1/4 населения пользуется "хлебными карточками". В Европе также существуют выплаты малоимущим, и функционируют специальные магазины, где они могут приобрести товары на деньги адресной помощи от государства.

Однако власти вряд ли будут менять систему, ведь на подобные реформы необходимо слишком много финансовых ресурсов. "При введении такой системы идет нагрузка на бюджет в виде дополнительных социальных расходов, это довольно серьезные затраты. Поэтому в ближайшее время этот вариант правительство использовать не будет. Наоборот – его воплощению в жизнь будут всячески препятствовать", - подчеркнул Николай Верницкий.

Информационная кампания ПроАгро