Жизнь – такая штука, которая не перестает меня удивлять. К примеру, мне, «выходцу» из СССР, тамошние реалии намертво отбили всякое желание даже обсуждать тему Доброго Царя и той пользы, которая, как говорят, от него бывает.

Я при таком царе жил и ни за что бы не вернулся обратно, даже несмотря на кризис. Но что я вижу? Я вижу, а точнее, слышу массовый народный вполь «приди и правь нами!». И это меня удивляет, причем настолько сильно, что вместо того, чтобы писать о вещах важных, необходимых и интересных, я вот пишу сейчас о такой бессусветной глупости, каковой, по моему мнению, является идея Доброго Царя.
Не буду никого упрекать в том, что Добрый Царь произрастает из желания снять с себя ответственность, эти разговоры, как я понимаю, малопродуктивны. Да и чего там – каждый из нас не против иметь такого себе Доброго Царя, который, подобно Супермену, решает наши проблемы. Или, хотя бы, делает так, чтобы мы не ныли и не говорили, что «кругом бардак». Я и сам могу помечтать на эту тему, но, скажу вам честно, в Деда Мороза я верю больше.
Кто такой Добрый Царь?
Для начала определимся, о чем, мы, собственно говорим. Добрый Царь, Сильная Рука (почему-то всегда хочется добавить – «друг индейца»), Усиление Полномочий Президента, Усиление Исполнительной Власти, а также их подруга Отмена Политреформы – это все, разные имена одного и того же явления. Суть его состоит в том, что некто наделятся властью и имеет право поступать по своему усмотрению. Об этом явлении мы и будем говорить ниже.
Сразу отметим разницу между Добрым Царем и другим персонажем, который зовется Эффективностью Управления. Эффективность означает «всегда достигаю поставленной цели в условиях ограниченных ресурсов». Эффективность существует, как правило там, где цели, средства и ресурсы определены максимально четко. Эффективность обычно существует в условиях, когда по своему усмотрению поступать нельзя (чаще – просто невозможно), а нужно выполнять некие алгоритмы. В этом смысле, идеи Эффективности и Доброго Царя - противоположны. Впрочем, это не означает, что Добрый Царь не может поступать эффективно. Может. Просто нужно с самого начала определиться, с каким типом управления мы имеем дело.
Добрые Цари уже правят миром
Эту короткую главку я включил специально для того, чтобы акцентировать внимание вот на каком факте – таки да, большинство народов уже предпочло Добрых Царей любому другому виду управления. Если мы посмотрим на политическую карту мира, то увидим, что в подавляющем большинстве государств сидят именно такие добрые цари, которые изо всех сил любят свой народ. Правда множество государств с Добрым Царем почти не пересекается с множеством процветающих и стабильных государств. Пересечения эти настолько редки, что заставляют задуматься. Впрочем, я понимаю, что чужой опыт никому не указ, и потому, с упорством, достойным лучшего применения, буду рассуждать дальше. Собственно, целью этих рассуждений являются некие виртуальные грабли. Мне кажется, что перед тем, как наступить на настоящие грабли, не лишне было бы попробовать это сделать виртуально. Хотя, может я и ошибаюсь.
Три вопроса по теме
Давайте отойдем от вещей абстрактных (хоть я и считаю, что держится все именно на них), давайте забудем о всяких там «правах», «достоинстве» и прочей «романтике» и порассуждаем о предмете рационально. То есть, порассуждаем на тему не просто «вероятности диктатуры», - таковая вероятность существует всегда, - а подумаем, какие условия должны быть выполнены, чтобы от нее была польза. Ведь люди желают не просто диктатора, а диктатора «правильного», который бы все и всех вылечил. Для удобства будем считать, что во всех прочих местах, где уже завелись Добрые Цари, они не правильны.
Давайте разобьем проблему на несколько вопросов. Предлагаю ответить на такие вопросы: откуда возьмется Добрый Царь? Что он будет (должен) делать? И, вопрос, звучащий для некоторых несколько странно – чем он будет делать то, что должен.
Что?
Начнем с того, что должен делать Добрый Царь, чтобы было хорошо. Ответов здесь нет. Навести порядок – это не ответ. Я вот, сейчас, сижу в окружении, которое иным трудолюбивым женщинам показалось бы сущим бардаком. Но я в нем прекрасно ориентируюсь и этот «бардак» для меня куда удобнее ситуации, когда «все стоит на своих местах». То есть, разными бывают не только представления о порядке, но и его функциональность. Впрочем, я даже готов согласиться с тем, что кто-то придет и скажет, - тут, тут и тут твой порядок нужно изменить ради Общего Блага. ОК. Допустим, мне нравится Общее Благо и я готов на жертвы. Вопрос, правда, состоит в том, что такого разумного плана пока нет. И это несмотря на то, что у нас каждый отлично разбирается в политике и каждый проявляет себя на этой ниве. Сейчас я много читаю того, что пишет и предлагает этот каждый. Читаю грандиозные идеи, которые выдвигают пострадальцы от кредитов. Читаю чрезмерно многословные манифесты пролетариата (это манифест пролетариата, а не среднего класса, если кто еще не понял). И вот, что я должен сказать – 90% всего этого – полный бред. Чтобы не спорить в который раз на тему, сколько же будет дважды два, скажу, что содержательную часть этого бреда я тут обсуждать не буду. То есть, то, что этим людям видится, как конкретные меры (а-ля запрет обращения доллара) я не обсуждаю. Когда я говорю «бред», то имею в виду то, что эти «мысли» являются бредовыми в части субъектной. Все эти идеи – изначально инфантильны. Они адресованы Господу Богу. Это предложения небесной канцелярии по дальнейшему улучшению, углублению и расширению нас, грешных. Посему, Диктатору, Доброму Царю и даже Отмене Политреформы, которые субъектны по самое не могу, такие планы подойти не могут по определению. Поясню. Ребенок, истерично требующий шоколадку, скорее всего, требует не шоколадку, а внимания. То же и, например, с запретом доллара. То есть, эти люди уверены, что если доллар запретить, то....может им простят их долларовые кредиты или.... еще как-нибудь пожалеют..
Правда, я допускаю, что где-то есть глубоко законспирированные будущие Добрые Цари, которые знают, что делать. Согласен, такая вероятность существует. Однако, в любом случае, невозможно отменить два обязательных признака того, что должен будет делать Добрый Царь.
Первый. Добрый Царь должен хорошо понимать, что происходит и иметь Подробный План еще до того, как станет Добрым Царем.
Второй. Такой план неминуемо покушается на чьи-то интересы. Ну, к примеру, на мои.
Сейчас мы просто фиксируем эти позиции, без обсуждений того, как ничтожны мои интересы.
Откуда?
Теперь давайте вернемся к практике. Добрый Царь должен каким-то образом получить свою власть делать то, что захочется. Для этого есть два пути. Первый – вооруженное восстание пролетариата, второй – выборы. Выборы предлагаю забыть, потому, что мы уже выянили, что у Доброго Царя должен быть План. Если таковой План реален, то он непопулярен. Это – аксиома, которую признают самые отъявленные сторонники Доброго Царя. Кроме того, выборы означают зависимость Царя от избирателей или кланов или русских или американцев или марсиан. Это тоже все знают. Есть вариант всех обмануть, прикинуться на выборах чайником, а потом – опа! – все сделать, как надо. Но сторонники этого варианта забывают, что «обмануть» и «сделать, как надо» - это не причина и следствие. То есть, да, у нас всегда обманывают после победы на выборах - и ничего. Но это происходит потому, что никто из победителей не покушается на Злые Силы. Они там друг друга обманывают и нас с вами. Но мы же предполагаем Доброго Царя. То есть, ему со своим Планом неизбежно придется вступить в схватку со Злыми Силами, ну вот, хотя бы со мной. Представим, что он победил на выборах, написал на бумажке свой План, чтобы не забыть, и приступил к Побеждению Злых Сил. Для этого (он же на выборах победил), ему нужно сначала сконцентрировать ресурсы. Ну, там армию, милицию. Неужели вы думаете, что Злые Силы не всполошатся и не начнут задавать вопросы «а зачем тебе?». И не будут вставлять палки в колеса? И вообще – не будут вести себя неприлично? И что Добрый Царь, в итоге, останется в одиночестве?
Нет, Добрый Царь, избранный на выборах – это нонсенс. Вы скажите, а как же Гитлер? Все правильно, Гитлер – это наше всё, это настоящий идеал Доброго Царя, однако, отмечу в той истории удивительное единство германской нации. У них не было там Донецка, Крыма и Галичины со своими «геополитическими приоритетами».
В общем, остается вариант вооруженного восстания. Что ж, вполне реальная штука. Отметим для дальнейших рассуждений неизбежные обстоятельства такого действия. Первое – перспективы войнушки, внешнего вмешательства и подавления Доброго Царя Злыми Силами извне. Второе – перспективы гражданской войнушки. Третье (и самое опасное) – влияние на Доброго Царя его Соратников. Оно неизбежно, особенно, если речь идет о войнушке. Согласитесь, что то, что у Доброго Царя будут точно такие же безупречные Соратники – достаточно маловероятно. Заметим, что такое влияние Соратников происходит и в мирное время и оно очень сильно. Вот на Виктора Андреевича того же посмотрите. Когда вас целый день называют по имени отчеству и радостно смеются вашим гупым шуткам, впору и забыть о Великом Плане. А, кстати, есть же еще постоянные разборки Соратников между собой. Та еще работа...А ведь время-то у нас не мирное, а военное. Никто не знает, чем дело закончится. Потому (воровать) принимать непродуманные решения Соратники будут часто. И много. Соответственно, популярность будет падать, ну, в общем, понятно, о чем я.
Чем?
Ну да ладно. Допустим, что все это глупости. Теперь, собственно, главный вопрос – а чем будет орудовать Добрый Царь? Ну вот у Пиночета была армия. У нас как бы тоже есть, но это не та армия. В Латинской Америке, как известно, армия – это что-то. То есть, она у них там изначально самостоятельный субъект политики. Отсюда и Пиночет. У «восточных тигров» другая история – там культура и дисциплина. То есть, если ты вдруг Добрый Царь, то все с этим согласны и никто не спорит. Отравить могут, - это да. Но спорить не будут. У нас же все по другому. У нас все вокруг - начальники и потенциальные Добрые Цари. Ну просто все.
Впрочем, даже это не главное. Главное то, что Добрый Царь не сможет все делать сам. Ему нужны будут чиновники. И это и есть главная проблема. Это только так кажется, что чиновники будут делать то, что им скажут. Нет, они не для того там сидят. Если за должность помощника судьи без зарплаты дается взятка в 150 тысяч долларов, то, стоит задуматься, чем же они там занимаются. В общем, никакой Добрый Царь ничего не сделает, если не будет знать, как там все устроено. А этого не знает никто.
Итак, давайте прикинем.
Настоящий, идеальный кошерный Добрый Царь должен:
- быть законспирированным;
- иметь четкий и адекватный план;
- получить власть не путем выборов;
- избежать при этом гражданской войны;
- иметь возможность буквального исполнения собственных решений, иметь инструменты давления на государство;
- полностью контролировать соратников;
- иметь надежную обратную связь с обществом, информацию о том, что происходит на самом деле.
Ах, да, совсем забыл. Ну вот, вдруг все получилось, но Добрый Царь взял и помер? Что делать в этом случае? Начинать все сначала. Я конечно, понимаю, что, некоторые, как Фидель, не умирают никогда. Но таких, все-таки, немного.
Нет, хоть убейте, Дед Мороз мне кажется более реальным.

И о погоде

Вообще-то, главное в этой теме, - это тот факт, что нельзя ничего «построить» готового, любое общество всегда и везде, с диктатурой или без нее «растет» само, публичные институты, которыми является правительства и другие подобные учреждения, в лучшем случае, могут способствовать появлению точек роста. Но эту мысль я развивать не буду.
Что до вирусов, то они весьма просты. Рассуждая о конкретных претендентах на трон, не забывайте, что вы хотите идеального Доброго Царя, а не кого попало.