Из 173 украинских партий только половина участвовала в различных выборах самостоятельно или в составе общенациональных блоков. Остальные зарабатывают на том, что сдают свои региональные ячейки в аренду более сильным игрокам. В последнее время этот рынок активно растет. Но предложение все еще превышает спрос, что сказывается на ценах. Несмотря на сомнительность таких сделок, выглядят они достаточно демократично.
Объявления в интернете о продаже политических партий в Украине уже не диковинка. «Продаю политическую партию. Два года регистрации, необходимое количество региональных организаций. Партия не принимала участия в выборах. Все документы в порядке, прошла проверку Минюста», — первые подобные предложения появились на рынке политического франчайзинга еще в 2006 г. Но такого «всплеска торгов» на этом специфическом рынке страна еще не знала. Сегодня любой бизнесмен, готовый потратиться на эксперимент в виде участия в местных выборах, с легкостью может обзавестись не просто партией, а избирательным блоком с брендом в виде собственного имени.
В принципе, можно назвать блок хоть именем любовницы или кличкой домашней собаки, а первым номером в избирательный список поставить тещу. Были бы деньги. Минимальное ценовое предложение, которое «ВД» удалось отыскать в интернете, — 25 тыс. грн. за районную партийную ячейку. Правда, в данном случае речь идет не о покупке, а об аренде, но это уже юридические нюансы. Прикупив две такие ячейки, можно смело регистрировать в Центризбиркоме именной блок для участия в местных выборах.
Именно местные выборы дали старт нынешнему росту спроса и предложения на рынке партий. Законодательство запрещает участие в выборах политических сил, зарегистрированных позже, чем за год до дня голосования. А поскольку с этим самым днем полная неразбериха, многие «удельные князьки» спешат приобрести хоть какое-то партийное юрлицо. Последняя из озвученных на высшем уровне возможная дата выборов в местные советы, казалось бы, достаточно комфортная. Вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников заявил, что их целесообразно провести вместе с футбольным чемпионатом, в том же 2012-м, одновременно с выборами в Верховную Раду. Но регионал тут же дал понять, что если парламентские выборы будут досрочными, то местные, скорее всего, назначат на тот же день. Учитывая, что представители других политических сил анонсируют выборы то на ближайший сентябрь, то на декабрь, то на март 2011-го, нынешний ажиотаж на рынке продажи и аренды партий выглядит вполне логичным.
Партийные риелторы
Для большинства продавцов и арендодателей партий это неплохой способ окупить вложения, сделанные в свое время в региональные ячейки. Руководитель проекта Mestnye.com, политтехнолог Павел Карайченцев, отмечает, что покупателям такие сделки тоже выгодны: «Создание партии, сбор подписей, регистрация в Минюсте сегодня обойдутся почти в $100 тыс., а принимать участие в выборах партия сможет только через год. Ее надо еще и содержать, поэтому лидеры небольших партий идут на фактическую передачу своих местных организаций в аренду. При таком сотрудничестве имеют значение не столько идеологические ориентиры местных блоков, а сумма, которая позволит партии обеспечивать свое существование». Саму передачу парторганизации во временное пользование подтвердить сложно. Партийные боссы отрицают факты сотрудничества за вознаграждение и всегда могут прикрыться идейными мотивами поддержки тех или иных кандидатов. Тем не менее уловить идеологию, которой руководствовались, например, партии «Народный Рух Украины за единство» и «Народная партия вкладчиков и социальной защиты», создавая в 2006 г. «Крымскотатарский блок», очень сложно.
Открыто предлагает сотрудничество региональным элитам Либерально-демократическая партия Украины. Большая часть из порядка 30 местных блоков, заявленных на выборы в 2006 г., была сформирована на базе ячеек этой партии. Наиболее успешные из них — «Гражданский актив Киева», «Ночной дозор» (Сумы), «Запорожье — наш дом», «Родной Миргород» и «Житомиряне». ЛДПУ, по словам ее председателя Игоря Душина, предоставляет свои услуги в обмен на места в списках.
А вот на каких условиях происходит сотрудничество с партнерскими организациями (для создания блока необходимы минимум две партструктуры), г-н Душин предпочитает умалчивать: «У нас абсолютно разные соглашения с партнерскими партиями. Нет каких-то стандартных подходов».
Заметно интересуется рынком региональных ячеек, по данным «ВД», черниговское движение «Громадська думка». Оно активно готовится к местным выборам. Лидер этой организации Анна Романова также не пожелала раскрыть цены, которые фигурируют в торгах. Но призналась, что блок планируется создать на базе партий, которые подбирались не совсем по идеологическому принципу: «Это две малоизвестные партии. Они фактически не функционируют, сами вышли на нас и предложили сотрудничество. Им буквально нужно штаб содержать, у них один глава штаба и существует. Ну есть, конечно, какие-то минимальные финансовые обязательства». Также г-жа Романова подтвердила, что ведутся переговоры с третьей составляющей блока — Патриотической партией Украины.
Сколько стоит блок построить
Договориться об аренде региональной ячейки партии для создания блока в своей области сегодня можно в среднем за $20-50 тыс., в зависимости от региона. Откуда берутся такие цифры, «ВД» решила поинтересоваться у автора блога, где регулярно появляется информация о продаже политических партий и предложения по их аренде. Аркадий Самарский поделился с нами довольно детальной информацией о текущих ценах на рынке политического франчайзинга: «Партия, не имеющая проблем в Минюсте, сегодня стоит от $200 тыс. Отдавая свою ячейку в аренду на пять лет — до следующих местных выборов, — руководство партии хочет получить за областную организацию не менее $10 тыс., киевская городская и крымская уходили по $30-50 тыс. за каждую. Стоимость блока из трех партий (для надежности в блок берут более двух партий) обходится до $100 тыс. Мы можем предложить юридическую рамку для местных блоков в среднем около $30 тыс. за область, с переоформлением местной организации на ваших людей».
По информации, которой поделился с «ВД» Аркадий Самарский, в пределах $20 тыс. проходили сделки с ячейками партии «Громадянський рух України». Один из ее лидеров — самый известный украинский майор Николай Мельниченко. Загодя выйдя на рынок, ГРУ успел сдать в аренду порядка четырех областных организаций. В целом же, по словам г-на Самарского, в январе-феврале, до переноса срока местных выборов, в неделю проходило три-пять сделок по переоформлению партийных организаций.
Удалось нам найти и одного из покупателей партий. Экс-депутат Закарпатского облсовета Виктор Щадей сегодня готовится к местным выборам. Совместно с партнерами он планирует создать блок под выборы в областной и городской советы. Партии, которые будут привлечены к его созданию, г-н Щадей назвать отказался, но не стал отрицать, что переговоры идут на условиях донорского финансирования: «Договоренности с двумя партиями обошлись нам в $23 тыс. Эти условия более приемлемы, чем отдавать места в списках — ведь на их получение надо потратить больше. Насколько я знаю, в других регионах цены выше. Аналогичный пакет для блока в Херсоне обошелся нашим коллегам в $40 тыс.».
По словам экспертов рынка, самая крупная из недавних сделок — создание блока Сергея Тигипко «Сильная Украина», в котором Тигипко объединил одноименную политическую силу с малоизвестной партией «Информационная Украина» Андрея Колодюка. Сделка оценивается в $250-300 тыс. Впрочем, Андрей Колодюк в интервью «ВД» заявил, что единственным условием создания блока стала передача наработок партии команде Сергея Тигипко.
Структура предложения
Наибольшим спросом на рынке политического франчайзинга пользуются бренды, имеющие позитивную историю в определенных регионах. Чаще всего это проекты, созданные бизнесменами под выборы, но затем так и не переросшие в самодостаточный проект. Депутат Киевсовета и лидер «Гражданского актива Киева» Александр Пабат под недавние президентские выборы создал всеукраинскую общественную организацию «Народная армия спасения». После того как Пабат занял 15 место из 18 возможных, он резко охладел к НАС. Тем не менее демонстрирует готовность к переговорам с региональными элитами по поводу использования уже закаленных выборами ячеек. «Сейчас организации «Народной армии спасения» в регионах развиваются самостоятельно, — говорит политик. — Нашей целью было предоставить людям идею, подтолкнуть их к созданию чего-то нового. На местах мы сотрудничаем с общественными организациями, протестными группами. Самые сильные отделения находятся в Одессе, Полтаве, Харькове, Запорожье. В настоящее время все они работают. Я думаю, в данном случае стоит дать возможность заинтересовавшимся самостоятельно развивать этот проект». Если в качестве юридической рамки для блока НАС выступать не может, то, по крайней мере, имеет возможность выступить в качестве «зонтиков» для местных блоков, сдав в «аренду» свое название.
Если же раскрученного бренда в виде общественной организации в наличии не имеется, с названием блока можно смело фантазировать. Примером успешного использования этой технологии стал блок Сергея Иванова «За Севастополь!» (в его состав вошли городские организации Партии промышленников и предпринимателей Украины и партии «Христианско-демократический союз»), занявший третье место на последних местных выборах в регионе. Такой результат был бы маловероятен, выдвигайся беспартийный Иванов отдельно от ПППУ либо ХДС.
Следует отметить, что независимо от «класса» товара, продавцы, как правило, предлагают покупателю дополнительный пакет услуг. Сюда входят консультации по специфике избирателей региона, технологии их стимулирования, социологические исследования, а также юридическое сопровождение проекта на местном уровне. Уже упоминавшаяся Либерально-демократическая партия Украины проводит даже специальные практикумы для кандидатов в депутаты и мэры, где знакомит клиентов с полным перечнем услуг. Стоимость такого практикума достаточно демократична — 2 тыс. грн.
Закон подлости
Головная боль коммерческого рынка партий в Украине — ревизии, которые время от времени проводит Минюст. Нынешний министр юстиции Александр Лавринович известен как ярый противник системы фиктивных политических партий. Он инициировал масштабные проверки в 2003, 2006 и 2008 годах.
И каждый раз они оборачивались скандалами вокруг партий, которые не могли подтвердить наличие всеукраинской сети ячеек. Не исключено, что новая проверка партий пройдет уже в нынешнем году.
Избавить бизнесменов и политиков от необходимости идти на сомнительные сделки с владельцами «карманных» политических организаций могла бы законодательная отмена запрета на создание региональных партий. Сегодня закон требует от политических движений, если это не избирательный блок, исключительно всеукраинского статуса. Чтобы получить разрешение Минюста на политическую деятельность, необходимо собрать 10 тыс. подписей не менее чем в 2/3 районов Украины, а спустя полгода после получения свидетельства зарегистрировать 14 региональных организаций. Так что пока арендовать партийные ячейки явно выгоднее, чем выполнять эти требования.
ВЛАСТЬ ДЕНЕГ, Оксана Миронова, Апрель 2010, (№261)