Спасение утопающих подорожало в сотню раз
Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации решила ввести сбор «на богатство» и пополнить бюджет за счет судовладельцев.
Не так давно украинские судовладельцы столкнулись с введением новых ставок сбора за использование радиочастот. Для многих это стало неприятным сюрпризом. Оказалось, мало кто знал, что еще 1 ноября прошлого года Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) приняла решение №559, согласно которому теперь за радиопередатчики и приемники на борту судна придется платить немалые деньги. По данным «k:», даже причастным чиновникам Мининфраструктуры об этом стало известно только после многочисленных запросов судовладельцев, так как свое решение НКРСИ согласовывала только с АМКУ, Госкомпредпринимательства и Госслужбой спецсвязи, сообщает UGMK со ссылкой на Комментарии.
Решение Нацкомиссии, которым определялось, кто теперь должен платить сбор по ставкам за использование радиочастотного ресурса Украины, было зарегистрировано в Минюсте 3 января. Размер ставок определен в ст.320 Налогового кодекса, но ранее суда, которые ходят под украинским флагом, за использование частот ничего не платили. Оно и понятно — частоты ими используются не в коммерческих целях, оборудование такого рода устанавливается в рамках международных и национальных требований. А некоторые судовые станции, например аварийные буи, и вовсе предназначены для использования только в случае бедствия, когда речь идет о спасении жизни.
Теперь судоходным компаниям после завершения годового срока действия лицензий на радиочастоты придется получать разрешение на эксплуатацию морской судовой станции. Что примечательно, цена самого разрешения, видимо, в рамках дерегуляции хозяйственной деятельности, снизилась. Ранее за каждое судно (в зависимости от типа) ежегодно взималось $20–40 за оформление лицензии и $40–150 за радиочастотный мониторинг. Теперь нужно платить $10–30 за оформление ежегодного разрешения, а ставки сбора за радиочастотный мониторинг не изменились. Зато нововведенный сбор обойдется судам, в зависимости от количества радиооборудования, в $3800–15 200.
Львиную долю в этой сумме (для большинства судов более 50% всего начисленного налога) занимает сбор за аварийные радиобуи — это устройство в случае гибели судна всплывает на поверхность и начинает подавать сигнал бедствия. То есть «использование радиочастотного ресурса» может произойти только один (первый и последний) раз и благо не с каждым судном. Но для всех судов — от яхты до нефтетанкера — ставка сбора за него одинаковая и составляет $3730 в год. Столь высокая плата связана с тем, что радиобуй использует широкую полосу частот, а плата взимается в размере $50 за 1 МГц. Для сравнения: ранее ставка сбора (в структуре платы за радиочастотный мониторинг) составляла всего $33 в год.
Можно только предположить, как этому новшеству «обрадовались» частные судовладельцы. Но они в принципе могут решить эту проблему путем отказа от работы под флагом Украины и переводом флота под удобные флаги. Ведь иностранные судоходные компании этот налог в Украине не платят. А заплатить его в другом государстве гораздо выгоднее — к примеру, в Панаме регистрация судна вместе с постоянной лицензией на радиосвязь составляет $1 тыс. Тем более что большинство украинских судов преимущественно работают за границей, соответственно, радиочастотным ресурсом Украины пользуются редко. Да и самих радиостанций, с помощью которых ранее осуществлялась связь по всему миру с судами ЧМП и АМП, уже не осталось. Основными видами коммуникаций сегодня являются мобильная и спутниковая связь. Видимо, сменой прописки в ближайшее время и займутся те немногие яхтсмены из украинского бомонда, кто в свое время поддался патриотическим настроениям и зарегистрировал яхту под украинским флагом.
А вот госпредприятию это сделать практически невозможно. На этой неделе оформлением разрешений на судовые радиостанции занялись в последней судоходной госкомпании — Украинском дунайском пароходстве. Под действие новой нормы попали семь морских и около 60 речных судов УДП. При этом из 60 имеющихся в наличии судов реально работают только около 20, но платить налог все равно нужно за все. Если ранее ежегодный платеж за судно составлял около $100, то сейчас — $7570.
То есть всего придется заплатить около 4 млн. грн. И это компании, которая прошлый год закончила с убытком в 58 млн. грн.
DISCOVERY: Благие намерения
В этом году Мининфраструктуры выступило с инициативой принятия законопроекта о создании Международного реестра судов Украины. Об актуальности такого документа говорится еще с 2001 года, однако за 12 лет закон так и не был принят. Теперь же в транспортном ведомстве на рассмотрении находятся два законопроекта, на основе которых министерство планирует разработать один, но всех устраивающий документ. И в этой связи основной вопрос — каким образом после появления международного реестра будет происходить налогообложение судовладельцев. Сейчас этот сектор не имеет никаких прерогатив — судовладельцы платят, как и все остальные, налог на прибыль, НДС и другие сборы.
Однако эта система уже доказала свою неэффективность на примере как государств с так называемыми удобными флагами, так и вполне обычных стран ЕС. Оптимальным вариантом в международной практике принято считать тоннажный налог — альтернативный метод расчета налога на прибыль, основанный не на разнице между доходами и расходами, а на тоннаже судов. Впервые он был введен в Греции в 1957 году и с тех пор распространился на большинство европейских стран: Нидерланды, Норвегию, Германию, Великобританию, Данию, Испанию, Финляндию, Францию, Италию и т.д. С середины 2000 х такой вид налогообложения переняли страны Восточной Европы (Польша, Литва. Словения) и даже Россия. И именно такой вариант предлагается одним из поданных в Мининфраструктуры законопроектов: субъект, эксплуатирующееся судно, освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов, акцизов, останется только одноразовый сбор за регистрацию судна и ежегодный тоннажный сбор в размере $0,01 за 1 тонну дедвейта в сутки (только эксплуатационный период). В другом варианте предлагается введение фиксированного сбора, размер которого не указан, его будет утверждать Кабмин. При этом на другие виды деятельности судовладельца специальный режим не будет распространяться.
К созданию единого законопроекта транспортное ведомство приступило еще в феврале, однако итоговый документ пока не обнародован. И когда это произойдет — неизвестно. Видимо, слишком сильно сопротивление Миндоходов, которое, видя плачевное состояние бюджета, стремится не допустить появления любых новых льгот. Даже признанных мировой практикой.
Александр Арбузов, «Комментарии»