Данные о суммах просроченного государством, в лице Государственной налоговой администрации Украины, возмещения НДС, в принципе, являются закрытой корпоративной информацией, составляющей коммерческую тайну.

Однако, в связи с крайне неудовлетворительным возмещением этого налога экспортёрам, в том числе сельхозпродукции (точнее – в связи с беспрецедентным его невозмещением), эта информация в течение последних нескольких месяцев стала всё чаше выходить за пределы компаний, собираться, группироваться и анализироваться профессиональными ассоциациями экспортёров, некоторыми министерствами и ведомствами, хотя и в неполном объёме.

По мнению экспертов, в настоящее время задолженность государства по возмещению НДС экспортёрам сельхозпродукции составляет порядка 3,5 млрд. гривень, в том числе зерно-трейдерам – около 2.5 млрд. грн., экспортёрам подсолнечного масла – свыше 1 млрд. грн. и на протяжении последних 3-х месяцев такое возмещение вообще никак не производится – ни напрямую, как того требует Закон, ни через встречные покупки „возмещенцами” зерна и другой „всякой-всячины”.

Как видится, вероятность возобновления в ближайшие полгода возмещения задолженности по НДС экспортёрам, хотя бы частичного, практически равна нулю, поскольку в целом по экономике Украины, по оценкам разных экспертов, такая (!!!) просроченная задолженность составляет около 6 млрд. гривень, и её сумма постоянно возрастает в связи с продолжением и увеличением (пока – по некоторым товарным позициям) экспорта из Украины.

Негатив такой ситуации усугубляется огромным дефицитом государственного бюджета, который на конец года, по ряду авторитетных оценок, может составить около 40 млрд. грн. А именно за счёт реальных доходов бюджета и должно происходить по закону возмещение отрицательного сальдо НДС.

В таких условиях предприятия-экспортёры, по сути, за счёт собственных оборотных средств безвозмездно (потому что беспроцентно) кредитуют государственный бюджет Украины, перекладывая тяжесть финансирования своих бизнесов на кредитные ресурсы, несут дополнительные расходы на обслуживание кредитных линий, что уменьшает их финансовые результаты.

Страдают и товаропроизводители, которым экспортно-ориентированный бизнес, даже пока ещё конкурируя друг с другом за ресурсы (особенно за подсолнечник, а также за зерно), не в состоянии заплатить более высокую цену, „входя в НДС” при закупках этих ресурсов, как это было ранее. Большинство из ТОП-экспортёров зерна резко переориентировались с гривневых на валютные закупки, но количество соглашающихся на такой вариант взаимоотношений ограничено. Что же касается маслодобывающих предприятий, то у ряда из них деньги на закупки подсолнечника вообще могут вот-вот закончиться ...

В условиях очень волатильных внешних рынков, всё это может привести к спаду едва набравшего темпы экспорта зерна из Украины и к соответствующему падению цен на него внутри Украины, поскольку экспорт остался единственным их реальным внутренним „регулятором”.

Дальше так продолжаться не может! Правительство должно вразумительно сказать экспортёрам и рынкам, какой оно видит ситуацию и как думает из неё выходить. А выходы есть разные. Надо только повернуться лицом к проблеме!

20 ноября 2009 года, г.Киев, ИЦ УАК