Необузданные доходы
Очевидно, что ни один менеджер, каким бы «топ» он ни был и какую бы ответственность ни нёс, не стоит десять миллионов евро, но вмешательство государства в принципы функционирования рыночной экономики – фатальный сигнал.
Немецкие социал-демократы открыли дискуссию о законодательном ограничении зарплат топ-менеджеров. Кандидат в канцлеры от СДПГ Мартин Шульц (Martin Schulz) дал политический сигнал, который имеет все шансы быть позитивно воспринятым. Согласно социологическим опросам, три четверти населения ФРГ высказываются в поддержку законодательного ограничения менеджерских зарплат и бонусов. Заоблачные доходы высшего руководства компаний вступают в суровое противоречие с ежедневным обеднением четверти трудоспособных жителей ФРГ, занятых в низкооплачиваемом секторе экономики: зарплаты семи миллионов трудящихся Германии не превышают 2000 евро в месяц до вычета налогов и социальных сборов.
Урезание доходов одних не означает их автоматическое повышение для других.
В марте Еврокомиссия должна принять очередную директиву в сфере акционерного права, которая предусматривает, что зарплаты руководителей коммерческих компаний должны стать открытой информацией, но не рассматривает вопросы их ограничения. В Германии оно может стать частью социальной политики, востребованной обществом и оформленной законодательно – при условии, что социал-демократы наберут достаточный политический вес в ходе осенних выборов в Бундестаг, вслед за минимальным уровнем оплаты труда Федеративная Республика сможет познать и максимальный.
Последняя редакция федерального закона об акционерных обществах от 1965 года предусматривает, что доходы руководящих работников – во время занятости и после выхода на пенсию должны быть «соразмерны задачам члена правления и его общественному положению». В 2005 году, до начала финансово-экономического кризиса, топ-менеджеры зарабатывали в 42 раза больше подчинённых, в 2014 году – в 57 раз больше. Например, доходы членов правления концерна Volkswagen превышали тогда средний заработок простого сотрудника в 171 раз.
Одним из поводов к началу дискуссии о социальной справедливости стало недавнее увольнение с начальственного поста дамы, проработавшей в концерне Volkswagen всего год: Кристина Хоман-Деннхардт (Christine Hohmann-Dennhardt), юрист и бывший политик Социал-демократической партии, пришла на Volkswagen подчищать последствия дизельной аферы. Проработав с января 2016 года по февраль 2017-го в качестве члена правления, в ведении которого находятся вопросы этики и соблюдения законодательных требований, Хоман-Деннхардт уволилась из-за рабочих разногласий с другими членами правления. Её отступные составили от 12 до 15 миллионов евро, пенсия, выплаты которой начались немедленно – 8000 евро в месяц.
Отставку специалиста по этическим проблемам с перечислением ей подобных сумм мало кто в Германии способен считать этичной. Именно очередная история в высших эшелонах власти Volkswagen – вслед за прудом для рыб стоимостью 60 000 евро на вилле бывшего председателя правления Мартина Винтеркорна (Martin Winterkorn) и его же пенсией, которая составляет 3100 евро... в день – переполнила чашу политического терпения, и близкие к руководству концерна социал-демократы заговорили о социальной справедливости. В ответ на поднявшуюся волну критики наблюдательный совет концерна принял решение внедрить новые принципы регулирования доходов руководства. Максимальные заработки первых лиц «Фольксвагена» должны сократиться почти на 40 процентов за счёт значительного снижения премиальных и бонусов. Правда, в качестве шага навстречу топ-менеджерам концерн поднимет фиксированные зарплаты: базовый годовой оклад председателя правления вырастет на 30 процентов до 2,125 миллиона евро, оклады членов правления поднимутся до 1,35 миллиона евро. При этом годовая зарплата председателя правления VW с учётом всех премиальных не будет превышать десять миллионов евро, его коллеги по правлению смогут зарабатывать не больше 5,5 миллиона евро в год. Мартин Винтеркорн заработал в 2011 году – тогда Volkswagen уже запустил в серийное производство «грязный дизель» под видом чистого – 17,5 миллиона евро. Львиную долю его дохода составили премиальные выплаты. От них руководство концерна не стало отказываться и в прошлом году, когда дизельный скандал набрал максимальные обороты.
Однако даже Мартин Шульц, осознанно обращающийся в своих политических обещаниях к интересам «маленького человека», не решится менять один из прочно укоренившихся в немецком сознании и своде законов принципов – принцип свободы договора, который регулирует в том числе размеры вознаграждения: очевидно, что ни один менеджер, каким бы «топ» он ни был и какую бы ответственность ни нёс, не стоит десять миллионов евро, но вмешательство государства в принципы функционирования рыночной экономики – фатальный сигнал. Однако в данный момент такая символическая политика столь успешна и притягательна, что и ряд консерваторов не удерживаются от соблазна выступить против оскорбительно высоких зарплат ряда руководящих работников. Тем более что в эпицентре общественной критики неизменно оказывается один и тот же концерн Volkswagen, где чрезвычайно крепки позиции как социал-демократов, так и профсоюзных лидеров: соратники Мартина Шульца и боссы крупнейшего профсоюза Германии IG Metall имеют в Вольфсбурге право голоса, в том числе по вопросу о доходах руководства.
Не будем забывать, что призывы ограничить доходы топ-менеджеров, пусть и глубоко задевают общественный нерв, напрямую касаются пары сотен человек, которым платят зарплаты коммерческие предприятия из собственной прибыли. Задача «дать по рукам» богачам силами Мартина Шульца будет решена, и чувство социальной справедливости слегка успокоится. Но почувствуют ли те самые семь миллионов беднейших трудящихся Германии, за тяжёлое положение которых социал-демократы готовы мстить председателям правлений, что-либо, кроме знакомого из социалистического прошлого «глубокого удовлетворения», неизвестно: урезание доходов одних не означает их автоматическое повышение для других.
Петр Левский Русская Германия № 9, 2017. 03.03.2017