Экспорт молочной продукции в Россию снова под угрозой. На этот раз украинский товар с местного рынка теснит европейский продукт
Впервые в истории украино-российских взаимоотношений, проблемы украинскому молочному экспорту в соседнюю страну представляют не действия Роспотребнадзора, а «третья сторона». Теперь преграды создают европейские производители.
По предварительным оценкам руководителя информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока РФ Татьяны Рыбаловой, массированный ввоз сыров из европейских стран, прежде всего из Германии, приведет к тому, что эта страна скоро поднимется с третьего на второе место среди стран-поставщиков на российском рынке, потеснив при этом продукцию украинских производителей.
Учитывая тот факт, что на российский рынок приходиться почти треть продукции наших производителей, «немецкий» вопрос для них становиться более чем актуальным.
Как отмечает директор информационно-консалтингового агентства «Инфагро» Василий Винтоняк, сыры из Германии на полках супермаркетов в России сейчас дешевле, чем украинские сыры.
К примеру, сыр гауда, сваренный в Украине, стоит в России на 15-20% дороже, чем его аналог, который изготовлен в Германии. Секрет европейцев в недорогом и качественном молоке, которое для их производителей обходится дешевле, чем закупают украинские сырзаводы – 33 евроцента за литр против 38 евроцентов за литр.
Пока отечественные предприятия экспортируют в РФ сыры по $5500/т, европейские производители предлагают цены на $1000/т ниже – от $4500/т. И в нынешнем году, учитывая возрастающую конкуренцию, предпосылок к их росту нет. Кстати, за прошедший год сыр на российском рынке подешевел почти на полсотни долларов, спустившись с отметки в $6000/т.
Любопытно, что инициатором такого ценового демпинга выступает не только Европа, но и соседняя Беларусь, которая является сегодня безусловным лидером по экспорту сыров в РФ (обеспечивает своей продукцией около 25% российского рынка).
Эксперты отмечают, что белорусские производители за счет переизбытка молока на внутреннем рынке имеют возможность поставлять продукцию на экспорт по ценам на $400-500 ниже по сравнению с поставщиками из остальных стран. Завоевать эту пальму первенства белорусам во многом помогли молочные войны РФ и Украины, начавшиеся с 2006 г. Россия, когда впервые полностью запретила ввоз украинской молочной продукции.
По мнению председателя совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадимам Чагаровского, наша страна проиграла битву за российский рынок, когда в середине 2010-го Роспотребнадзор отменил ограничения на экспорт белорусской продукции, произведенной из молочного сырья.
Невзирая на этот пессимизм, украинские сыры продолжают пока удерживать значительную долю рынка РФ (около 17%) благодаря устойчивости потребительских предпочтений россиян и их приверженности к традиционным вкусам. На радость наших производителей, в РФ до сих пор зачастую еще срабатывает «советский» менталитет по отношению к сырным брендам. Покупатели выбирают сыр типа российский, голландский или костромской.
Как утверждает Василий Винтоняк, именно привычка, автоматически подсказывающая именно эти торговые марки, позволяла украинским предприятиям, поставляющим свою продукцию в РФ, на протяжении всего 2010 года устанавливать высокий уровень цен, не боясь, что это отпугнет потенциальных потребителей.
Разумеется, вкусовые качества отечественных сыров, изготавливаемой на территории бывшего Союза, отличаются от европейских сыров экономичного сегмента (таких как, гауда или эдам), однако ценники способны действовать гораздо убедительнее, чем ностальгические настроения.
Учитывая особенности сыроварения (более 30 дней) и сроки реализации этой продукции (90 дней), можно предположить, что активность Германии способна сократить объемы реализации украинских сыров в России в ближайшие месяцы. По информации отраслевых экспертов, запасы готовой продукции на складах отечественных предприятий позволят им бесперебойно обеспечивать ее поставки как минимум до середины весны. С 2011 года еще 5 сыродельных заводов получили разрешения поставлять свою продукцию в Россию и Казахстан. Сейчас 15 производителей имеют право на экспорт в эти страны.
Но сокращение потребительского спроса в РФ приведет к тому, что в течение ближайшего одного-двух месяцев нашим сыроварам придется демпинговать, опуская при этом цены на свой товар и на внутреннем рынке тоже.
Вообще ситуация со спросом и потреблением сыров внутри страны и за ее пределами как лакмусовая бумажка для рынка молочной продукции в целом. Она отражает поведение производителей, работающих в других его сегментах.
Сейчас, по наблюдениям Василия Винтоняка, цены на сыры остановили свой рост – с середины осени они сохраняются на одном и том же уровне. И это весьма показательная тенденция, поскольку на протяжении предыдущих лет стоимость сыров (как впрочем, и молокопродуктов) в зимний период увеличивалась по сравнению с летом. К примеру, год назад (в январе-феврале 2010-го) они взлетели вверх на 50-60%. Из 79 тыс. т сыров, поставленных за рубеж, 65 тыс. т было продано россиянам. При общем объеме производства сычужных сыров на отечественных предприятиях в 191 тыс. т, экспорт в РФ составляет порядка 35%.
Отпускные цены большинства заводов-производителей на сыры сегодня составляет 45-48 грн./кг. Со всеми торговыми накрутками в розничной продаже продукция вроде сыра российского или голландского стоит порядка 65 грн./кг. Резерва для дополнительного «навара» на сырах на внутреннем рынке у предприятий нет. И этот факт отчетливо продемонстрировал 2010 год, когда после резкого ценового скачка до 80-90 грн./кг украинцы автоматически уменьшили количество потребляемых сыров на 15-20%.